Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Ценообразование на продукцню

1. Цена: понятие, роль, функции и структура. Уровень цен и факторы,
влияющие на него. Система цен. Методы ценообразования. Равновесная цена. Ценовая эластичность. Особенности формирования цен на различных типах рынков. Рыночный механизм ценообразования.

2. Государственное регулирование цен. Ценовая политика предприятия и ее цели.

 

1. Цена: понятие, роль, функции и структура. Уровень цен и факторы,
влияющие на него. Система цен. Методы ценообразования. Равновесная цена. Ценовая эластичность. Особенности формирования цен на различных типах рынков. Рыночный механизм ценообразования.

 

Цена – это стоимость при полной сбалансированности спроса и предложения. Зависит от количества вложенного в товар труда и определяется полезностью товара для данного потребителя.

Функции цен:

  1. Учетно-измерительная – используется в процессе учета, измерения, затрат, отдельных видов продукции. В качестве информационной базы цены используется, в основном, потребитель, который соизмеряет уровень цен и полезный эффект от использования данного товара, и принимает решение: выбрать товар или отказаться от него.
  2. Распределительная. Цены должны отклоняться от затрат. Они участвуют в распределении дохода между производителем данной продукции, а также государством через систему налогообложения.
  3. Стимулирующая. Используется для мотивации повышения эффективности хозяйствования.

 

Элементы цены (предприятия)

  1. Расчетная цена предприятия: полная себестоимость + сумма прибыли от реализованной продукции. Этот показатель действует только в пределах данного предприятия и используется для расчета ТП, РП, ВП.
  2. Отпускная цена предприятия (оптовая цена реализации): определяется прибавлением к расчетной цене предприятия НДС и акцизного сбора.
    НДС – часть вновь созданного продукта, которая целенаправленно направляется в бюджет.
    Акцизные налоги устанавливаются на высокорентабельные виды продукции (продукция, выпускаемая одним предприятием – монополистом), а также идет в бюджет государства.
    ОЦ=0 цена франка станции отправления, т.е. включает только ту часть транспортных расходов по доставке продукции данного предприятия, которая связана с доставкой к станции отправления.
  3. Цена отпускная франка – станция назначения: нужно к отпускной цене прибавить издержки, прибыль и налоги транспортных организаций.
  4. Оптовая цена промышленности (реализации) рассчитывается в том случае, если процесс реализации продукции ведется через посредника, т.е. сбытовую организацию. В этом случае к отпускной цене прибавляются издержки, прибыль и налоги, которые они будут платить государству.
  5. Розничные цены: отпускная цена предприятия + издержки, прибыль и налоги торгующих в розницу организаций.

 

Основные виды цен

  1. Централизованно-регулируемые цены. Их устанавливает государство на ресурсы, которые существенно влияют на уровень и динамику цен всей продукции, всех услуг. Это в первую очередь энергоресурсы. Устанавливаются на товары и услуги социального назначения, и вмешивается в цены продукции предприятий монополистов.
  2. Договорные: закрепляются в документе и при этом оговариваются обязательно: объем, сроки поставки и качество выпускаемой продукции.
  3. Вольные цены, которые устанавливаются самостоятельно предприятием.
  4. Мировые – для определения международной стоимости продукции.

 

Тарифы:

· на пользование энергоресурсами;

· транспортные расходы;

· регулируемые государством;

· договорные.

 

Общие факторы, которые устанавливают уровень цен на промышленную продукцию

 

  1. Уровень спроса;
  2. Высокие технические параметры и техническая себестоимость эксплуатации;

.

 

  1. Достаточно высокий уровень прибыли при реализации продукции;

Специфические факторы

  1. Затраты на сырье, которое легче обрабатывается, имеет меньшие расходы при транспортировке и отвечает требованиям стандарта;
  2. Цены на приобретения оборудования, агрегатов;

При установлении цены необходимо ориентироваться на соответствие цены и потребительских свойств.

 

Методы ценообразования

  1. Расчет цены, ориентируясь на средние затраты + средняя прибыль;
  2. Метод определения цены на основе фиксированной прибыли;
  3. На основании реальной ценности товара;
  4. Метод установления цен в месте производства товара. Продукция передается по ценам предприятия организации, которая занимается ее транспортировкой. После этого все права и ответственность за доставку переходят к покупателю данной продукции.
  5. Установление единой цены на данный вид товара или продукта, с включением в нее расходов на доставку + фиксируемые расходы на доставку независимо от места нахождения покупателя;
  6. Метод установления зональных цен. Фиксируемая плата за транспортные расходы.
  7. В привязке к базисному пункту. В качестве базового – пункт доставки;
  8. Установление цен, при котором предприятие изготовитель полностью оплачивает доставку товара. Используется, если хотят расширить круг потребителей;
  9. Установление цены со снижением.

В рыночной экономике цены различаются по особенностям купли-продажи.

Наиболее практикуемые цены следующие:

1) «Базисная цена» - используется ля определения сорта или качества товара и согласовывается между покупателем и продавцом на переговорах.

2) «Фактурная цена» - цена купли-продажи - определяется условиями поставки, согласованными в контракте.

3) «Мировая цена» - определяется в зависимости от вида товара: по одним - уровнем цен страны-экспортера, по другим - ценами бирж, или ценами ведущих фирм мира.

4) «Номинальная цена» - денежная цена товара в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках.

5) «Оптовая цена» - цены на крупные партии.

6) «Договорная цена» - цена по соглашению сторон на определенные объемы и сроки поставки, в течение которых она не должна меняться.

7) «Закупочные цены» - цены на продукцию, поставляемую через посредников - торгово-закупочных и снабженческих организаций.

 

Свободная оптовая цена предприятия на продукцию производственно-технического назначения: СОЦП = С + П + НДС + СН, где

С - себестоимость изделия,

П - прибыль от реализации,

НДС - налог на добавленную стоимость,

СН - специальный налог для формирования бюджетного фонда финансовой поддержки отраслей экономики (угольной, сельского хозяйства).

В СОЦП не менее 45% - налоги.

Свободная (рыночная) розничная цена при реализации населению продукции производственно-технического назначения -формируется на основе свободных оптовых цен и торговой надбавки: СРЦ = С + П + НДС + СН + Нс + Нт, где

Нс - снабженческо-сбытовая наценка,

Нт - торговая надбавка.

Свободная (отпускная) цена на товары народного потребления - устанавливается с учетом НДС изготовителями по согласованию с розничными торговыми и другими предприятиями, реализующими товары населению, а также с посредниками. В них включаются акцизы (на легковые автомобили 30%, спирт 90% и т.д.)

СЦ = С + П + НДС + СН + А, где А - акцизы.

Закупочная цена на товары народного потребления: ЗЦ = С + П + НДС + СН + А + Нс

Свободные (рыночные) цены на отечественные товары народного потребления:

СРЦ = С + П + НДС + СН +А + Нс + Нт

Свободные оптовые (отпускные) цены на импортную продукцию:

СОЦимп = Цф + П + Нимп

Цф - фактурная стоимость товара, П - пошлина, Нимп - налог на импорт.

Свободные (рыночные) розничные цены на импортные товары:

СРЦимп. = СОЦимп + Нт = Цф + П + Нимп + Нт

 

 

2. Государственное регулирование цен. Ценовая политика предприятия и ее цели.

 

Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования.

Для каждой страны набор инструментов и степень вмешательства государства не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех или иных инструментов только в данной стране или группе стран.

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.

Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики. К таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации. Недостатком косвенных методов является определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

Методы государственного регулирования классифицируются и по критерию организационно-институциональному. Здесь различают административные и экономические методы. Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер - создание определенных “правил игры” в рыночной экономике. Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических агентов.

Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один - покупку или продажу государственных ценных бумаг.

Жесткое разграничение экономических и административных методов несостоятельно, так как порой и административные и экономические методы несут в себе черты того и другого. Прибегая, например, к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д. Или влияние налогов и кредитных ставок как экономических мер скажется на экономическом поведении только после того, как будет принято административное решение об изменении тех и других.

Таковы функции, инструменты и методы государственного регулирования.

Ценовая политика должна рассматриваться как важнейшая составная часть стратегии развития торгового предприятия на отдельных этапах ее реализации, а; ее цели должны строго корреспон­дировать с избранными приоритетными целями развития то­варооборота (по отношению к целям развития товарооборота цели формирования ценовой политики носят подчиненный характер).

2. Обеспечение увязки ценовой политики предприятие с конъюнктурой потребительского рынка и особенностями избранной рыночной ниши. Такая увязка позволяет учесть не только условия формирования цен (а соответственно и торговых надбавок) на товар в соответствующих сегментах по­требительского рынка, но и характер требований к этой цене отдельных категорий розничных покупателей.

3. Обеспечение увязки ценовой политики предприятия с типами пунктов розничной продажи товаров Такие параметры типа магазина, как форма его товарной специализации, характер размещения на территории населенного

и ценовой уровень реализуемых товаров, оказывают непосредственное влияние на цели и возможности формирования соответствующей ценовой политики торгового предприятия

4. Обеспечение комплексности подхода уровня торговой надбавки на товар в сочетании с уровнем торгового обслуживания покупателей. Уровень торгового обслуживания покупателей является важным фактором дифференциации уровня цен на товары (а соответственно уровня и суммы торговой надбавки) в соответствии с покупательскими предпочтениями от­дельных категорий населения. Поэтому в процессе формиро­вания ценовой политики эти два параметра должны рассмат­риваться в комплексе.

5. Осуществление активной ценовой политики на рын­ке. Активные формы этой политики определяются такими факторами, как самостоятельность подходов к установлению уровней розничных цен и торговых надбавок, дифферен­циацией подходов к формированию уровней торговых надба­вок на отдельные группы товаров. Осуществление ак­тивной ценовой политики обеспечивает четко выраженное ценовое позиционирование данного торгового предприятия на потребительском рынке.

6. Обеспечение высокого динамизма ценовой политики. Этот динамизм обёспечивается быстротой реагирования раз­работанной ценовой политики на изменение внутренних ус­ловий развития торгового предприятия и факторов внешней среды.

Одним из внешних факторов, оказывающих влияние на формирование уровня торговой надбавки (наценки), выступает конкуренция. В зависимости от выбранной конкурентной страте­гии фирма стремится обеспечить себе либо лидерство по ценам, либо ориентируется на средний уровень цен конкурентов. По­следняя из стратегий является преобладающей. Стремясь под­держивать цены на более низком уровне, чем у конкурентов, предприятия торговли и общественного питания устанавливают соответствующий уровень торговых надбавок (наценок), осуще­ствляя режим экономии издержек для того, чтобы возместить расходы и иметь возможность получить прибыль.

Базой формирования уровня торговой надбавки (наценки) служит уровень цен приобретения товара. Несмотря на глубокую взаимосвязь уровень торговой надбавки (наценки) далеко не все­гда определяется уровнем цены на товар. Так, при низком уровне цены производителя может быть сформирован высокий уровень торговой надбавки (наценки), и наоборот - при высоком уровне цены производителя предприятия торговли и общественного пи­тания ограничиваются низким уровнем торговой надбавки (на­ценки). В более выгодном положении находятся предприятия, осуществляющие режим экономии и получающие вследствие этого значительный размер прибыли.

При определении уровня торговой надбавки (наценки) це­лесообразно учитывать стадию жизненного цикла товара (про­дукции). На этапе внедрения нового товара (продукции) на рынок уровень торговой надбавки (наценки) устанавливается мини­мальным, и продажа зачастую бывает убыточной. На этапе подъ­ема уровень торговой надбавки (наценки) возрастает, и соответ­ственно растет объем валового дохода. Наиболее высокая торго­вая надбавка формируется на стадии зрелости, когда объем про­дажи максимален. Этап ухода товара (продукции) с рынка сопро­вождается падением уровня торговой надбавки и значительным уменьшением валовых доходов.

При оценке сложившегося уровня торговой надбавки, основной целью является опре­деление того минимального 6е уровня, ниже которого она не может быть установлена исходя из требования самоокупае­мости процесса продажи товаров. В процессе оценки уровня торговой надбавки анализируются:

а) средний уровень торговой надбавки на предприятии и его динамика по отдельным этапам предпланового периода;

б) сложившаяся дифференциация уровня отдельных элементов торговой надбавки (издержек обращения; налогов, входящих в цену товаров; прибыли), а также структура этих элементов в составе торговых надбавок;

в) сложившаяся дифференциация уровня и структуры торговой надбавки в разрезе отдельных групп (подгрупп, видов) товаров;

г) возможности снижения уровня текущих затрат за счет экономии отдельных видов издержек обращения и осуществ­ления эффективной хозяйственной деятельности в предстоя­щем периоде.

Возможный уровень текущих затрат предприятия, свя­занных с реализацией отдельных групп (подгрупп, видов) товаров (определяемый как суммарный уровень издержек обращения в предстоящем периоде), а также уровень нало­гообложения доходов и будут представлять собой тот мини­мальный базис, на основе которого можно формировать уровни торговых надбавок.

Формирование конкретного уровня торговой над­бавки на товары. Такая конкретизация осуществляется по каждой товарной позиции в соответствии с избранной для нее моделью расчета уровня торговой надбавки. При этом определяются необходимые для расчета конкретные значе­ния отдельных исходных показателей. Главным элементом всех расчетов выступает Цена закупки единицы товара, по­этому расчеты конкретного уровня торговой надбавки (а со­ответственно и уровня цены реализации) осуществляются после поступления товаров на предприятие в соответствии с заключенными контрактами с поставщиками (когда цепа За­купки единицы товара уже определена окончательно).

Формирование механизма своевременной коррек­тировки уровни торговой надбавки. Такая корректировка может носить характер запланированных и незапланированных отклонений от расчетного уровня торговой надбавки в сторону его уменьшения или увеличения.

Запланированное уменьшение уровня торговой надбавки может регулироваться системой заранее обусловленных ски­док с розничной цены товара, предоставляемых: на покупку определенного количества конкретного товара; на определенный суммарный объем покупки товаров; постоянным покупателям, имеющим специальную фирменную карточку мага­зина.

Запланированное увеличение уровня торговой надбавки может регулироваться системой заранее обусловленных раз­меров увеличения розничной цены товаров: при предостав­лении связанных с их покупкой дополнительных торговых услуг; при продаже товаров в ночное время, в праздничные дни ив других аналогичных случаях.

Незапланированное отклонение от расчетного уровня торговой надбавки может вызываться изменением конъюнк­туры рынка (общим снижением или повышением цен на дан­ной товар); изменением ставок налогообложения торговой деятельности; изменением условий хозяйствования (вызвав­шим снижение или повышение уровня издержек обращения) и другими аналогичными причинами.

Механизм такой корректировки расчетного уровня тор­говой надбавки должен быть разработан на предприятии в процессе формирования ценовой политики.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Цели и функции государственного регулирования.

2. Субъекты и объекты государственного регулирования экономики.

3. Формы государственного регулирования экономики.

4. Методы и инструменты государственного регулирования экономики.

5. Особенности государственного регулирования переходной экономики.

6. Почему необходимо государственное вмешательство в экономику?

7. Какова эволюция функций государственного регулирования экономики?

8. Какие закономерности развития современной экономической системы следует
учитывать для адекватного понимания роли государственного регулирования?

9. Почему государственное регулирование экономики оказывается не только
необходимым, но и возможным?

10. Какова структура механизма государственного регулирования экономики?

11. Сформулируйте критерии различения методов государственного регулирования
экономики: административных и экономических, прямого и косвенного воздействия.

12. Каковы основные формы государственного регулирования экономики?

13. В чем состоит специфика экономической роли государства в переходной экономике?

14. Назовите факторы, определяющие специфику трансформационных процессов в РК?

15. Дайте оценку современной отечественной практики использования разных форм
государственного регулирования экономики.

Литература:

a. А ндрианов А. Государственное регулирование и механизмы
саморегуляции в рыночной экономике. Мировой опыт и Россия //
Вопросы экономики. - 1996. - N9.

b. И онов М. Роль государства в экономике // Экономист. -1995. - N8.

c. К апитализм на исходе столетия. - Научная редакция
А. Н. Яковлева. - М.: Политиздат. -1987. - С. 106 -134.

d. С околинский В.М. Государство и экономика. М.: Изд. Финансовой
академии при Правительстве РК. -1996.

e. Р исин И. Е., Трещевский Ю. И. Теория и практика государственного
регулирования современной экономики. - М.: «День серебра». -
2000. - С. 38-65.

f. Т рещевский Ю. И. Государственное регулирование экономики в
период формирования рыночных отношений. Воронеж: Изд-во ВГУ.
1998. - С. 5-42.

g. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2000.-29.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Переменные затраты | Тема 10. Экономическая эффективность производства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.