КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные методы исследования
При проведении исследований в области управления качеством, может использоваться широкий арсенал методов: теоретические; эмпирические; теоретико-эмпирические и др. К теоретическим методам обычно относят: • метод формализации, основанный на изучении содержания и структуры системы управления качеством в знаковой форме с помощью искусственных языков и символов. Этот метод взаимосвязан с другими методами (моделирования, абстрагирования, идеализацией и т.п.); • метод аксиоматизации, основанный на получении результатов исследования на базе логических аксиом; • метод идеализации, предполагающий изучение элемента или компонента системы управления качеством, наделенного некими гипотетическими идеальными свойствами. Это позволяет упростить исследования и получить результаты на основе матема- тических вычислений с любой наперед заданной точностью; • метод восхождения от абстрактного к конкретному, основанный на получении результатов исследования на базе перехода от ло- гического изучения абстрактно расчлененного исследуемого объекта управления качеством к целостному конкретному его познанию. К эмпирическим методам можно отнести: • метод наблюдения, базирующийся на фиксации и регистрации параметров и показателей свойств изучаемого объекта управле- ния качеством; • метод измерения, позволяющий дать численную оценку исследуемого свойства объекта в определенных единицах; • метод сравнения, позволяющий определить различия или общность исследуемого объекта с аналогом (эталоном, образцом и т.п. — в зависимости от цели исследования управления качеством); • метод эксперимента, основанный на исследовании изучаемого объекта управления качеством в искусственно созданных для него условиях (натурных или моделированных). Данный метод предполагает, как правило, использование ряда других методов
исследования, в том числе методов наблюдения, измерения и сравнения. (Примером крупномасштабного экспериментирова- ния может являться создание в 1970-е гг. комплексных систем управления качеством.) Теоретико-Эмпирические методы могут включать: • метод абстрагирования, основанный на мысленном отвлечении от несущественных свойств исследуемого объекта и изучении в дальнейшем наиболее важных его сторон на модели (замещающей реальный объект исследования); • метод анализа и синтеза, основанный на использовании при исследовании различных способов расчленения изучаемого объекта на элементы, отношения (анализ) и соединения в единое целое отдельных его элементов (синтез). Например, применительно к исследованию процессов управления качеством анализ позволяет подразделить его на операции, выявить в нем связи и отношения, а синтез дает возможность соединить все операции, связи и отношения и разработать соответствующую целям управления качеством технологическую схему; • метод индукции и дедукции, основанный на получении результа- тов исследования на базе процесса познания от частного к общему (индукция) и от общего к частному (дедукция); • метод моделирования, использующий при исследовании объекта его модели, отражающие структуру, связи, отношения и т.п.; результаты исследования моделей интерпретируются на реальный объект. Другими примерами классификации методов может служить группировка их по стадиям и этапам исследования управления каче- ством, по принадлежности к стадиям жизненного цикла продукции и услуг, видам подсистем системы управления качеством, целям иссле- дования, видам анализа и т.п. Среди в и д о в а н а л и з а следует отметить прогностический, диагностический, детальный и глобальный, при проведении которых
используется определенная совокупность конкретных методов. Прогностический анализ осуществляется при четкой постановке целей развития управления качеством. Это определяет необходи- ного (тематического) анализа управления качеством. Он направлен на поиск количественно определенных резервов в системе управле- ния качеством. Детализация может осуществляться, например, методом декомпозиции систем на подсистемы, субподсистемы и элемен- ты. При этом чем более детальным окажется такое расчленение на простые части, тем глубже можно будет изучить исследуемые явле- ния и получить более эффективные результаты. При исследовании управления качеством немаловажное значение может иметь также проведение глобального анализа, охватывающего различные иерархические уровни управления и соответственно различного уровни системы управления качеством. При проведении такого анализа изучению подвергаются взаимосвязи и взаимодействие различных систем управления качеством интегративного характера (совокупности взаимосвязанных систем управления качеством орга- низаций), осуществляющих единый производственный процесс. Независимо от классификации исследований управления качеством, выполняемых в них видов анализа и всех других исследовательских работ, заслуживают упоминания (кромеуказанных ранее) те конкретные методы, которые нередко используются в практике, в частности: • самообследование; • интервьюирование, беседа; • активное наблюдение, моментное наблюдение, фотография рабочего дня; • анкетирование, изучение документации и информационных материалов; • функционально-стоимостной анализ; • декомпозиция; • последовательная подстановка; • сравнение; • динамический метод; • структуризация целей; • экспертный, социологический, органолептический методы; • генерирование идей; • нормативный метод;
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |