Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные методы исследования




При проведении исследований в области управления качеством, может использоваться широкий арсенал

методов: теоретические; эмпирические; теоретико-эмпирические и др.

К теоретическим методам обычно относят:

метод формализации, основанный на изучении содержания и структуры системы управления качеством в знаковой форме с

помощью искусственных языков и символов. Этот метод взаимосвязан с другими методами (моделирования, абстрагирования, идеализацией и т.п.);

метод аксиоматизации, основанный на получении результатов исследования на базе логических аксиом;

метод идеализации, предполагающий изучение элемента или компонента системы управления качеством, наделенного некими гипотетическими идеальными свойствами. Это позволяет упростить исследования и получить результаты на основе матема-

тических вычислений с любой наперед заданной точностью;

метод восхождения от абстрактного к конкретному, основанный на получении результатов исследования на базе перехода от ло-

гического изучения абстрактно расчлененного исследуемого объекта управления качеством к целостному конкретному его познанию.

К эмпирическим методам можно отнести:

метод наблюдения, базирующийся на фиксации и регистрации параметров и показателей свойств изучаемого объекта управле-

ния качеством;

метод измерения, позволяющий дать численную оценку исследуемого свойства объекта в определенных единицах;

метод сравнения, позволяющий определить различия или общность исследуемого объекта с аналогом (эталоном, образцом и т.п. — в

зависимости от цели исследования управления качеством);

метод эксперимента, основанный на исследовании изучаемого объекта управления качеством в искусственно созданных для него условиях (натурных или моделированных). Данный метод предполагает, как правило, использование ряда других методов

исследования, в том числе методов наблюдения, измерения и сравнения. (Примером крупномасштабного экспериментирова-

ния может являться создание в 1970-е гг. комплексных систем управления качеством.)

Теоретико-Эмпирические методы могут включать:

метод абстрагирования, основанный на мысленном отвлечении от несущественных свойств исследуемого объекта и изучении в

дальнейшем наиболее важных его сторон на модели (замещающей реальный объект исследования);

метод анализа и синтеза, основанный на использовании при исследовании различных способов расчленения изучаемого объекта на элементы, отношения (анализ) и соединения в единое целое отдельных его элементов (синтез). Например, применительно к исследованию процессов управления качеством анализ позволяет подразделить его на операции, выявить в нем связи и

отношения, а синтез дает возможность соединить все операции, связи и отношения и разработать соответствующую целям

управления качеством технологическую схему;

метод индукции и дедукции, основанный на получении результа-

тов исследования на базе процесса познания от частного к общему (индукция) и от общего к частному (дедукция);

метод моделирования, использующий при исследовании объекта его модели, отражающие структуру, связи, отношения и т.п.;

результаты исследования моделей интерпретируются на реальный объект.

Другими примерами классификации методов может служить группировка их по стадиям и этапам исследования управления каче-

ством, по принадлежности к стадиям жизненного цикла продукции и услуг, видам подсистем системы управления качеством, целям иссле-

дования, видам анализа и т.п.

Среди в и д о в а н а л и з а следует отметить прогностический, диагностический, детальный и глобальный, при проведении которых

используется определенная совокупность конкретных методов.

Прогностический анализ осуществляется при четкой постановке целей развития управления качеством. Это определяет необходи-

ного (тематического) анализа управления качеством. Он направлен на поиск количественно определенных резервов в системе управле-

ния качеством. Детализация может осуществляться, например, методом декомпозиции систем на подсистемы, субподсистемы и элемен-

ты. При этом чем более детальным окажется такое расчленение на простые части, тем глубже можно будет изучить исследуемые явле-

ния и получить более эффективные результаты.

При исследовании управления качеством немаловажное значение может иметь также проведение глобального анализа, охватывающего различные иерархические уровни управления и соответственно различного уровни системы управления качеством. При проведении такого анализа изучению подвергаются взаимосвязи и взаимодействие

различных систем управления качеством интегративного характера

(совокупности взаимосвязанных систем управления качеством орга-

низаций), осуществляющих единый производственный процесс.

Независимо от классификации исследований управления качеством, выполняемых в них видов анализа и всех других исследовательских работ, заслуживают упоминания (кромеуказанных ранее) те

конкретные методы, которые нередко используются в практике, в частности:

• самообследование;

• интервьюирование, беседа;

• активное наблюдение, моментное наблюдение, фотография рабочего дня;

• анкетирование, изучение документации и информационных материалов;

• функционально-стоимостной анализ;

• декомпозиция;

• последовательная подстановка;

• сравнение;

• динамический метод;

• структуризация целей;

• экспертный, социологический, органолептический методы;

• генерирование идей;

• нормативный метод;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.