КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Региональная политика
Региональная политика, ее цели и особенности. Региональной политикой принято называть специализированную регионально-ориентированную деятельность государства. Главным ее объектом являются региональные неравенства - различия в уровнях развития, занятости и доходов населения, в потенциале предпринимательства и т.д. Поэтому главная задача региональной политики – свести эти неравенства к минимуму. Цель региональной политики - систематическая финансовая помощь тем регионам, которые в силу определенных негативных факторов (невыгодное экономическое положение, устаревшая структура экономики, демографическая ситуация и т.д.) отстают в своем социально-экономическом развитии от среднего уровня федерации. Поэтому федерация обязана содействовать экономическому и социальному развитию отдельных районов в рамках разработанных экономических и социальных программ. Например, такими социальными программами являются: - в ФРГ – "Улучшение региональной хозяйственной структуры". Финансирование этой программы осуществляется: 50% – землями; 50% – федерацией; - во Франции – "Помощь в развитии регионального хозяйства". Финансирование этой программы осуществляется: 70% – местная власть; 30% - федерация; - в США – "Программа человеческого ресурса", направленную на выравнивание социальных факторов в регионах, в частности выравнивание доходов населения. Таким образом, в странах с развитой рыночной экономикой региональная политика находится в компетенции органов управления. Мы уже говорили, почему это происходит – региональная структура ближе всего находится к нуждам и интересам людей, можно осуществить "адресную" финансовую поддержку, можно проконтролировать использование денежных средств по назначению.
Каждый уровень государственной власти в развитых государствах обладает свободой принятия решения, свободой действия, административно-территориальной и бюджетной самостоятельностью, а главное экономической, социальной ответственностью перед избирателями, потребителями, предпринимателями. Разделение ответственности предполагает вместе с тем сотрудничество, взаимодействие всех уровней государственной власти. В основе ответственности всех уровней государственной власти лежит идея приоритета ценности человека. На этом и основана региональная политика. Национальная региональная политика европейских развитых стран, согласно договору об образовании ЕС, подлежит контролю также и со стороны Комиссий Европейского сообщества (КЕС), которая проверяет регионы, получающие помощь, по двум показателям: - по доле ВНП на душу населения; - по уровню безработицы. Особенность взаимоотношений в финансовой сфере – минимальное вмешательство федерального правительства в процесс реализации программ на местном уровне. Расширение самостоятельности органов местного самоуправления придает большую маневренность финансовой системе страны, позволяя решать экономические проблемы регионального и местного уровня, не отвлекая средств из центрального бюджета. Принцип, на котором основывается региональная политика стран с развитой экономикой – это жесткое разграничение сфер деятельности федеральных властей и местных органов власти, при этом государство стремится, чтобы гос. ресурсы поступали, с одной стороны, в распоряжение тех местных территориальных единиц, которые действительно в них нуждаются, а с другой – чтобы государственные субсидии не порождали иждивенческих настроений и не снижали стимулов к рациональному использованию доходов местных бюджетов и изысканию новых источников для их финансирования.
Инструменты экономического регулирования Они объединяются в три группы: 1. планирование и прогнозирование; 2. бюджетно-налоговая система; 3. другие регулирующие инструменты. Рассмотрим эти три группы: При всем многообразии форм территориального и регионального планирования в разных странах можно выделить их общие черты. Разрабатываемые планы являются в своей основе индикативными (рекомендательными). Но те их части, которые адресуются государственному сектору и определяют размещение важнейших объектов инфрастуктуры, условия охраны природной среды и т.п., носят обязательный характер. В целом план представляет собой форму консенсуса, согласование интересов многих экономических и социальных субъектов. Разработка регионального плана выступает как необходимое условие получения средств из государственного бюджета, из структурных фондов ЕС. 2. Наиболее объемлющим средством государственного экономического регулирования является бюджетно-налоговая система. Как правило, она имеет три уровня (центральный, региональный, местный). Понятие «бюджетный федерализм» характеризует основной принцип функционирования бюджетной системы: сочетание автономности бюджетов отдельных уровней и межбюджетных отношений. Страны существенно различаются по характеру распределения доходов между бюджетными уровнями. Многое зависит от структуры бюджетно-налоговой системы, доверия населения к разным уровням власти, расстановки экономических сил. Большие страны (США, Канада) практикуют относительно меньшую централизацию доходов по сравнению со средними и малыми. Главный механизм регулирования бюджетных дисбалансов связан с межбюджетными трансфертами. Различаются два основных их типа: вертикальные (из бюджета вышестоящего уровня к нижестоящему) и горизонтальные (между бюджетами одного уровня). Вертикальные трансферты подразделяются на общий (выравнивающий) и целевые (специальные) трансферты. Общий (выравнивающий) трансферт предназначается для сглаживания различий регионов по бюджетной обеспечиваемости доходами.
Величина трансферта определяется исходя из отставания региона по финансовому потенциалу. Целевые (специальные) трансферты, или бюджетные гранты, предназначаются для осуществления конкретных задач государственной региональной политики. В ряде стран важную роль в выравнивании финансовых возможностей играют горизонтальные трансферты. Их источник – средства, выделяемые регионами – донорами (например, в Германии 6 земель – доноры, 10 – реципиенты). Трансфертные платежи оказывают существенное влияние на формирование доходов населения. Трансфертные платежи – это денежные выплаты по программам государственной помощи. Государственные трансфертные программы действительно существенно уменьшают степень неравенства в распределении доходов. Государственные трансфертные платежи составляют 75% доходов группы людей с самыми низкими доходами и являются наиболее важным средством ослабления бедности. Существование широкого круга программ по поддержанию доходов свидетельствует о том, что борьба с бедностью считается целью государственной политики. Именно трансфертные платежи являются источником: - осуществления пенсионного обеспечения; - содержание временно нетрудоспособных граждан; - выплачиваются различного рода пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей; выплат пособий по безработице). Для регионального использования особых (как правило, нестабильных) источников доходов или финансирования особых нужд создаются специальные финансовые фонды. Известен положительный опыт постоянного фонда Аляски. Его основная задача – гарантировать получение устойчивых доходов от добываемых нефти и др. полезных ископаемых. В него отчисляется 25% сборов за право использования недр. Средства этого фонда финансируются в надежные проекты и в Ценные бумаги. Постоянный фонд Аляски позволяет ежегодно выплачивать дивиденды каждому постоянному жителю этого штата (до 1000 долларов). По степени универсальности инструменты регионального регулирования делятся на две группы:
- общеэкономические регуляторы (макроинструменты); - регуляторы адресного воздействия (микроинструменты). Макроинструменты представляют собой дифференцированные по регионам параметры и условия общегосударственной налоговой, кредитной, инвестиционной и социальной политики. Так, для стимулирования экономического роста или в целях поддержки проблемных регионов устанавливаются понижение ставки налогов на предпринимательство, многие кредитные ставки, нормативы ускоренной амортизации. Микроинструменты применяются для непосредственного воздействия на поведение хозяйствующих субъектов. Так, с целью достижения более полной и эффективной занятости в определенном регионе на государственные средства организуется переподготовка кадров, конкретным предпринимателям выделяются субсидии для создания новых рабочих мест. Большое значение имеют инвестиционные гранты, которые даются конкретным объектам на расширение производства экспортной продукции, создание новых технологий и т.д. Таким образом, региональная политика должна строиться на эффективном сочетании прямого администрирования с экономическим регуляторами.
Выводы по этому вопросу: 1. Местные финансы являются важнейшим звеном в финансовых системах развитых капиталистических государствах. В современных условиях их роль в проведении социально-экономической политики постоянно растет. 2. Основными звеньями местных финансов являются: местные бюджеты, специальные фонды местного значения, фонды находящихся в собственности местных органов управления. Центральное место в этих звеньях принадлежит местным бюджетам. 3. Главный метод привлечения денежных средств в бюджет – налоговый метод. Используя гибкость налогового механизма на местах, финансовая политика региональных и городских органов власти способствуют стабильному развитию национальной экономики. 4. Состав расходов местных бюджетов зависит от характера использования средств, источников финансирования, социально-экономического состояния регионов. Основным видом расходов являются расходы на социальные нужды, из которых на первом месте находятся расходы на образование. 5. Опыт ведущих зарубежных государств показывает, что наиболее важные социально-экономические проблемы решаются на местном уровне. Поэтому местные бюджеты имеют стабильные источники доходов. В то время как в России у местных бюджетов их почти нет, они практически полностью зависят от федеральных средств.
Заключение Расширение самостоятельности органов местного самоуправления придает большую маневренность финансовой системе страны, позволяя решать экономические проблемы регионального и местного уровня, не отвлекая средства из центрального бюджета. Главное же состоит в том, что система ответственности за социально-экономическую политику страны, в странах с рыночной экономикой сконструирована так, что исключается возникновение конфликтных ситуаций в масштабе всей страны и региональные вопросы решаются опираясь на здравый смысл, разумный компромисс и доверие, т.е. цивилизованным путем.
[1] В настоящее время в США действуют пять ставок по подоходному налогу с населения: 15, 28, 31, 36 и 39,6%. [2] В 1997 г. бюджетный дефицит в Германии составил 69 млрд. нем. марок, в Великобритании – 17 млрд. ф. ст., во Франции – 264 млрд. франков. [3] Темпы прироста % к предыдущему году. [4] Павлова Л.П. Местные финансы капиталистических государств// Финансы. - 1990. - N 7. -С.67. [5] Любимов Цивилизованный процесс и социальные итоги развития США. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1993. – С. 47. [6] Любимов Цивилизованный процесс и социальные итоги развития США. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1993. – С. 47.
[7] Семеко Г.В. Государственное субсидирование и выравнивание местных бюджетов во Франции// Финансы. - 1996. - N 4. - С.2.
[8] Павлова Л.П. Местные финансы капиталистических стран //Финансы СССР. – 1990. - № 7. – С. 69. [9] Местные налоги в странах Запада // Экономическая жизнь. – 1994. - № 23. – С.19. [10] Семеко Г.В. Государственное субсидирование и выравнивание местных бюджетов во Франции// Финансы 1996. -N 4. -С. 52. [11] Там же. [12] Макконел К.Р. Экономика. -М.: Республика, 1993. -Т. 1. -С. 123-124.
1 Павлова Л.П. Местные финансы капиталистических государств// Финансы СССР. - 1990. -N 7. -С. 71.
[14] Любимов Л.Л. Цивилизованный процесс и социальные итоги развития США. -М.: Фонд за экономическую грамотность, 1994. - С. 155.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |