Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По характеру налогового изъятия

Функции налогов

Развитие налоговых систем исторически определили 4 основные функции:

1. Фискальная (бюджетная)

2. Контрольная

3. Распределительная

4. Социальная

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного государства превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Контрольная функция состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря этой функции оценивается эффективность, обеспечивается контроль финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

В распределительной функции выделяют 2 вида подфункции:

- стимулирующая подфункция, (реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта). Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки в целях поощрения процессов, которые необходимы и выгодны обществу, и в «душении налогами» деятельности в нежелательных сферах.

- Подфункцию воспроизводственного назначения (её несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы и лесной доход, эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность).

Социальная функция налогов проявляется в поддержании социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Классификация налогов

В зависимости от уровня взимания и расположения налогов:

- федеральные - НДС, НДФЛ, акцизы, налог на прибыль организации и на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина;

- региональные - транспортный налог, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес;

- местные - земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Прямые – налоги на доходы и имущество, владения и пользование которыми служит основанием для обложений, они взимаются с физического или юридического лица, налог на прибыль организации, НДФЛ, налог на имущество организации, физических лиц

Косвенные – налог на товары и условия, включаемые в цену продукции. Они не зависят от величины доходов и размера имущества и включаются в цену товара, которая оплачивается в конечном итоге потребителями: НДС, акцизы, таможенная пошлина.

Принципы налогообложения

1) принципы налогообложения принципы справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.

2) принцип определенности, требующий чтобы сумма, способ, время платежа были точно заранее известны плательщику.

3) принцип удобства, предполагающий, что налог должен взиматься в точное время и такими способами, которые предоставляют наибольшие удобства для плательщика.

4) принцип экономии, заключается в сокращении издержек взимании налога и рационализации системы налогообложения.

Элементы налогообложения

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, в числе которых:

Элементы – объект налогообложения, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

объект налогообложения –реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную, или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

налоговый период – срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы и окончательно определяется размер налогового обязательства;

налоговая ставка – размер налога, установленный за единицу измерения налоговой базы;

порядок исчисления налога – налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление;

срок уплаты налога – это определенный в налоговом законодательстве период времени, в течение которого налогоплательщик должен исполнить обязанность по уплате налога;

налоговые льготы – бывают полные или частичные.

Налоговая система РФ. Налоговая политика государства. Субъекты налогообложения.

1. Система налогов и сборов РФ

2. Принципы построения налоговой системы

3. Налоговая политика государства

4. Права налогоплательщиков

5. Обязанности налогоплательщиков

6. Ответственность налогоплательщиков за исполнения налогового законодательства

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке на территории страны. Все налоги, сборы и пошлины «питают» бюджетную систему РФ.

Основополагающими документами законодательства РФ о налогах и сборах является Налоговый Кодекс РФ.

Налоговый кодекс – законодательный акт прямого действия.

Налоговый кодекс состоит из двух частей:

1. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

 

2. Во второй части Налогового кодекса определяется порядок исчисления и уплаты конкретных налогов в частности налогов на НДС, акцизы, НДФЛ, и на прибыль организации и т.д.

Задачи налоговой системы:

- обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения дохода, противодействуя спаду производства; создание благоприятных условий для развития предпринимательства для развития и реализации социальных программ.

Главная функция налоговой системы – фискальная (формирование доходной части государства).

Прочие функции рассматривают общество по доходному воздействию на структуру и объем производства через механизм спроса и предложения, регулирующие эффективность налоговой системы, опираясь на два фактора:

1) полнота выявления источников дохода в целях обложения их налогами

2) минимизация расходов по взиманию налогов. Эффективность определяется как чистый доход государства от налогов.

Принципы построения налоговой системы

Сформированы в 1 части налогового кодекса принципы:

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы не предусмотренные настоящим Кодексом.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

Налоговая политика государства

Налоговая политика - система актов и комплекс мероприятий проводимых государством в области налогообложения и направленных на реализацию тех или иных задач стоящих перед обществом. Определив цели и задачи государства конкретный метод её осуществления. Обычно цели и задачи налоговой политики определяются в зависимости от экономической конъюнктуры. Основы налоговой политики закладываются на каждый финансовый год в период разработки, обсуждения и принятия государственного бюджета. Результаты налоговой политики зависят во многом от того, какие принципы государство закладывает в её основу:

- соотношение прямых и косвенных налогов

-применение программных ставок налогообложения или преобладания пропорциональных ставок

- дискретность или неопределенность налогообложения.

Права налогоплательщиков

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах в законодательстве «о налогах и сборах»;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства;

3) использовать налоговые льготы;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от налоговых органов соблюдения законодательства;

Обязанности налогоплательщиков

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты);

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

Ответственность налогоплательщиков за исполнения налогового законодательства

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц. За которыми установлена ответственность к санкции являющиеся мерой ответственности за совершение ими правонарушений. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения:

1) совершение деяния, вследствие стихийного бедствия;

2) совершение деяния, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;

3) выполнение налогоплательщиком, налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства.

Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

Обстоятельство, отягчающее ответственность:

- совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

1954 году был изобретен Лоренсом.

В 1990 году в России. Заменил в свою очередь налог с акцизов. Он был установлен в соответствии с 21 главой Налогового Кодекса.

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет частей добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях производства и обращения и определяется как разница между стоимостью реализованной продукции (товаров, работы, услуг) и стоимостью материальных затрат отнесенных на издержки производства и обращения. НДС является косвенным налогом на товары работы и услуги.

Пример: Рассчитаем стоимость, какого либо товара, определим НДС цену на каждой ступени производства.

Найдем стоимость, стола НДС, и докажем определение НДС.

Материальные затраты – 60 единиц.

Амортизация – 5 ед.

Зарплата – 100 ед.

Соц. Обеспечение – 34 ед (34% от зарплаты)

С+V – себестоимость товара

НДС в материалах = (60*18)/(100+18)=9

51+100+34+5=190 ед.

С+ V+m (доб. Стоимость) - стоимость продукта

Цена 400 ед.

НДС от продаваемой цены= 400*18/100=72

Цена = 400+72=472

НДС принадлежащий в бюджет = 72-9=63 ед.

Торговая надбавка (ТН):

1) Возмещение издержки торговли

= 25%

2) Прибыль

Торговая надбавка

1) Способ:

ТН=400*25/100=100

Ц= 400+100=500

НДС=500*18/100 =90

Ц= 500+90=590

НДС в бюджет = 90-72=18 ед.

2) Способ:

ТН= 472*25/100=118 ед

НДС в бюджет = 118*18/118=18

Ц = 472+118 = 590

Мы доказали то определение НДС которое записали раннее.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Роль налогов в формировании финансов государства | Налоговые ставки установлены в соответствии со статьей 164 Налогового кодекса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.