Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЗАТО, территории проживания малочисленных народов, особо охраняемые природные объекты




Государственное регулирование, обоснование необходимости регулирования, логическая схема регулирования (блоки формирования, ресурсов, реализации, контроля).

Высокий уровень дифференциации предусматривает необходимость регулирования тех или иных проблем, возникающих на территории региона.

Основные принципы государственного регулирования:

1. Доказанность необходимости использования государственного регулирования, т.е. невозможность решить региональную проблему самостоятельно.

2. Системность государственной поддержки, т.е. регулирование региональной экономики как системы (комплексно).

3. Временные рамки государственного регулирования, т.е. установление границ, пределов государственной поддержки регионов.

4. Результативность регулирования, т.е. постоянный мониторинг и оценка полученных результатов, которые должны изменить региональную ситуацию.

5. Конкретность воздействия (четкие цели и задачи) и создание организации и выбора исполнителей, осуществляющих воздействие.

Государственное регулирование имеет определенную логическую схему, которая включает 4 блока:

1. Блок формирования – в этом блоке должна быть представлена идеология государственного регулирования, т.е. цели и задачи, законодательные основы, информационно-аналитическая база. Задача этого блока – обосновать логику государственного вмешательства и придать ему законную силу.

2. Блок ресурсов – в этом блоке определяются и оцениваются все ресурсы. Необходимые для решения проблемы, включая материальные, трудовые и финансовые ресурсы самого региона; ресурсы, которые можно получить из федерального центра; зарубежные ресурсы; ресурсы частных компаний и лиц. Кроме оценки ресурсов в блоке должен быть разработан механизм использования этих ресурсов, т.е. качество использования ресурсов и распределение этих ресурсов по различным целевым направлениям.

3. Блок реализации – это самый большой и разнородный блок. В нем должна быть представлена организационная структура государственного воздействия, конкретные управляющие структуры и воздействия, исполнители и ответственные лица за государственное воздействие. В этом блоке предусматривается возможность использования специальных правовых и организационных режимов. В этом блоке определяются критерии для выявления первоочередных объектов, определяется последовательность действий и ориентировочные результаты государственного воздействия.

4. Блок контроля – в нем должно быть предусмотрено проведение постоянного мониторинга и оценка полученных результатов по каждому периоду и этапу воздействия, должны быть четко определены целевые направления использования ресурсов и проверка правильности использования этих ресурсов. Блок формирует возможности гласного, открытого и прозрачного прохождения государственного воздействия по всем периодам.

27. Депрессивные регионы, определение депрессии, оздоровление («санация» депрессивных территорий).

Для РФ к депрессивным регионам относятся те регионы (территории), где показатели социально-экономического развития имеют четко выраженную тенденцию к спаду всех показателей за последние несколько лет. Острота депрессивности определяется сравнением всех показателей развития региона со среднероссийским уровнем или уровнем этого региона в предыдущем периоде. Чем больше это отличие, тем больше глубина депрессии и тем более быстрым является необходимость государственного вмешательства. Изменение ситуации в депрессивном регионе называется санацией или оздоровлением депрессивной территории.

Санация депрессивной территории – это система специальных мер по снятию депрессивной (аномальной) проблемы. Эта система предусматривает одновременное воздействие на ситуацию в сфере экономики, политики и права, социальных отношений, природопользования и экологии. Обязательно должен присутствовать индивидуальный подход в каждой депрессивной зоне. Выделяют несколько вариантов санации:

1. Консервация – снижается острота депрессивности, государственная поддержка препятствует дальнейшему ухудшению, но причина депрессии не устраняется (вялотекущая депрессивность).

2. Реструктуризация – трансформация экономики, социальная разгрузка территории, улучшение экономического положения, вывод региона или территории из состояния депрессии. При этом вариант воздействует на те объекты или причины, которые обусловили возникновение депрессивной ситуации.

3. Тотальная (полная) санация – вывод из депрессивной зоны промышленных объектов, переселение населения, полная государственная поддержка, ликвидирующая причину депрессии и формирующая новую территорию или регион, в котором распределяется население и формируются новые промышленные объекты.

Все варианты санации отличаются друг от друга набором методов и средств, объектами воздействия, комплексностью и временными сроками. Все варианты санации являются чрезвычайно дорогостоящими и бесприбыльными, поэтому на реализацию всех государственных воздействий требуются весьма значительные финансовые ресурсы, которые образуются за счет федеральных средств (прямые трансферты из государственного бюджета), защищенная статья расходов в бюджете (статья, которая обеспечена доходами), програмно-целевое финансирование (разработка программы и ее финансирование), зарубежные средства (гуманитарная помощь, специальные гранты или займы), объединение бюджетов региона, муниципалитетов, частично федерального бюджета, частные средства, средства предприятий.

28. Условия и принципы успешной «санации».

Решение проблемы депрессивности является очень сложной задачей и для ее успешной реализации необходимо соблюдение 9 основных принципов:

1. Четкая целевая ориентация, направленная на получение необходимых результатов.

2. Системность подхода – воздействие одновременно на решение нескольких проблем и эти решения не должны быть противоречивыми.

3. Многоуровневая поддержка – все решения должны опираться или встраиваться в политику федеральных, региональных и местных властей.

4. Аккумуляция ресурсов – все ресурсы должны концентрироваться в одном центре и распространяться по приоритетным направлениям.

5. Предупреждающие или превентивные действия – не должно допускаться ухудшение проблемы или негативное изменение ситуации.

6. Операциональность – все меры должны укладываться в действующую систему права, процедур, решений.

7. Реальность – лучше избежать эффективного решения, чем получить негативный результат.

8. Контролируемость – все этапы, все источники ресурсов и их использование должны жестко контролироваться в соответствии с поставленной целью и задачей.

9. Полная гласность – все регулирующие воздействия и их результаты должны быть доведены до сведения населения, иметь четкое разъяснение и определение результатов всех решений. Это должно исключить или снизить социальную напряженность, исключить панику, нарушение порядка.

 

 

29. Особые организационно-правовые режимы: понятия и условия установления.

Это тоже особый вид государственного вмешательства с помощью установления особых норм и правил ведения хозяйственной и социальной деятельности на территориях. Эти режимы вводятся на тех территориях, где возникают особые региональные проблемы, которые не вписываются в общий порядок экономической и правовой деятельности страны.

Существует 3 вида территорий, на которых необходимо введение особого регулирующего воздействия:

1. Это территории, которые связаны с военно-промышленным комплексом, с оборонными предприятиями и с оборотом радиоактивных веществ. На этих территориях создаются закрытые административно-территориальные образования – это территории проживания малочисленных народностей, это особо охраняемые природные объекты.

2. Это территории с особой хозяйственной деятельностью и внешнеэкономическими связями – особые экономические зоны и свободные экономические зоны (СЭЗ).

3. Это зоны стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Условия установления особых организационно-правовых режимов:

1. Обоснование необходимости установления особых режимов.

2. Доказанность полезности установления этих режимов.

3. Сведения к минимуму негативных последствий установления этих режимов для других регионов и страны в целом.

4. Законность установления этих режимов – разработка специальных законодательных и правовых норм на федеральном, региональном и местном уровне и согласование и координация всех норм на всех уровнях.

5. Совместная и согласованная деятельность управляющих органов на всех уровнях.

6. Обязательная подготовка к введению особых режимов в условиях полной гласности.

7. Наличие ресурсов на федеральном, региональном и местном уровнях для введения и реализации этих режимов.

8. Жесткий контроль за целевым использованием ресурсов и получением ожидаемых результатов от введения режима (если результаты оказываются негативными, возможна отмена режима или его корректировка).

9. Установление временных границ действия особого режима.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.