Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зоны чрезвычайных ситуаций и экологических бедствий




Основные цели, задачи и условия формирования СЭЗ.

Цели:

-повышение эффективности функционирования эк-ки;

-усиление интеграции нац экономики в мировое хоз-во;

- социальное развитие территории.

Задачи:

-привлечение инвестиций(национальных и зарубежных);

-увеличение экспорта и импорта;

-привлечение передовых технологий и техники;

-создание новых рабочих мест;

-стимулирование производства товаров народного потребления и продукции высоких и наукоемких отраслей.

условия формирования СЭЗ:

1.Обеспечение более низких издержек производства;

2.Выгодное географическое и геополитическое положение;

3.Близость к рынкам сбыта или источникам сырья и транспортным магистралям;

4.Наличие необходимых ресурсов, в т.ч. трудовых и материалов для развития производства;

5.Политическая стабильность в стране, регионах на территории создания зоны.

 

Нормативно-правовая и институциональная база:

1.Стабильная нормативно-правовая база и законодательная база, определяющая экономические, социальные, налоговые, административно-правовые, финансовые и другие права зоны;

2.Четкая регламентация и дифференциация условий размещения капитала, в т.ч. иностранного

3.Развитая инфраструктура по обслуживанию зоны, в т.ч. коммерч., юридич., консалтинговая и аудиторская.

4.Наличие или создание эффективной структуры административного управления зоной.

 

Необходимость установления особых режимов на этих зонах диктуется возникновением непреднамеренных чрезвычайных ситуаций.

Возникновение таких ситуаций связано с двумя группами условий возникающих в таких зонах:

1.Большие масштабы негативных воздействий, нарушающие природную среду, экономический потенциал, здоровье людей.

2.Длительность ликвидации последствий таких ситуаций, а иногда и невозможность полной ликвидации.

Возникают целые зоны или регионы с очень тяжелой экологической ситуацией, которые требуют значительных финансовых ресурсов на восстановление или ликвидацию последующих техногенных или природных катастроф.

В законе РФ «Об охране окружающей среды»- такими зонами считаются территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетическим фондам человека, растений, животных.

В национальном докладе РФ на конференцию ООН в1992г указывалось, что таких территорий в рамках РФ около 2 млн. км. кв. В этих зонах оказалось от 50 до 70 млн чел. (40-50 % населения РФ).

К концу 90-х годов эта ситуация несколько улучшилась, в связи с сокращением объемов производства. Если добавить различные природные катаклизмы, то таких территорий достаточно много.

Закон «Об особом организационно-правовом режиме» вводится в этих зонах непосредственно сразу после возникновения чрезвычайных ситуаций. На основе этого закона может полностью прекращаться вся хозяйственная деятельность.

Особый режим на этих территориях имеет три группы регулирующих воздействий:

1) Полное прекращение или ограничение деятельности предприятий, сооружений или других объектов, расположенных в этой зоне.

2) Восстановление природной среды или объектов, находящихся на территории рекультивации земель, воспроизводство лесных массивов, очищение водоемов и земельных ресурсов, оздоровление окружающей среды (фактически нет гарантии, что это восстановление приведет территорию в нормальное состояние).

3) Компенсация населению причиненного ущерба – экологические паспорта и пособия, льготы, направления в лечебные заведения.

Финансирование всех регулирующих воздействий осуществляется из федерального бюджета, из регионального и местного бюджетов, из специальных экологических фондов, из фондов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Финансовые затраты на эти зоны могут быть значительными и иногда возможна помощь от других государств и от частных инвесторов.

Если причиной возникновения чрезвычайной ситуации является частное предприятие, то все финансовые расходы должно финансировать это предприятие.

 

34.Региональная политика ЕС: цели и фонды поддержки

ЕС начал проводить региональную политику с 1975 года, что было вызвано присоединением к ЕС Португалии, Великобритании, Испании, Ирландии, Греции, которые включали регионы, имеющие довольно низкий уровень экономического развития и низкий уровень благосостояния населения.

Основная цель региональной политики сводилась к необходимости выравнивания уровней развития слабых регионов и доведения этого развития до среднего уровня по ЕС. Несмотря на длительность проведения региональной политики дифференциация в уровне развития регионов до сих пор составляет 3-4 раза. Причем, наблюдаются различия в уровне экономического развития, в уровне безработицы, в уровне благосостояния населения. (средняя безработица по ЕС 10-12%).

ЕС выделяет 6 основных направлений региональной политики:

1. Помощь регионам, где душевой доход менее 75 % по ЕС или имеются другие причины отсталости. (удаленность, высокий уровень безработицы).

2. Регионы, испытывающие структурный кризис с общей и промышленной безработицей выше средней по ЕС.

3. Регионы с застойной безработицей, особенно среди молодежи.

4. Регионы с технологической безработицей.

5. а) Сельские районы, районы рыболовства, страдающие от структурных сдвигов производства.

б) Сельские районы с высокой безработицей, низкими доходами, оттоком населения

6. Регионы с маленькой плотностью населения (8 человек на 1 км кв)

 

Все регионы нуждаются в помощи выделяющейся по соответствующим критериям. Для проведения региональной политики в ЕС были созданы специальные структурные фонды:

1. Европейский фонд регионального развития – создан в 1975 году для помощи наименее благополучным регионам. Помощь направляется на инвестиции в инфраструктуру, создание новых производств, развитие малого бизнеса.

2. Европейский социальный фонд – создан в 1977 году и его помощь направлена на профессиональную подготовку, информацию о рынке труда, на трудоустройство.

3. Европейская сельскохозяйственная координация и гарантия – создан в 1993 году, оказывает поддержку сельскохозяйственным районам и формирует структуру сельскохозяйственных районов, способствует развитию.

4. Финансовый договор координации рыболовства – 1993 год, способствует развитию рыбных промыслов.

5. Фонд сплочения – 1975 год, его основная задача – поднятие уровня развития отсталых регионов до среднего по ЕС.

Региональная политика ЕС разделяется по направлениям и целям:

1. Основное содействие оказывается перестройке регионов и включает следующие меры:

1) Инвестиции в производство для создания постоянных рабочих мест;

2) Создание инфраструктуры, необходимой для экономического развития (транспорт, энергетика и др.)

3) Предоставление различных услуг малому бизнесу в целях максимального использования местных ресурсов (НИР, консалтинг, финансовые услуги)

4) Вложения в инфраструктуру здравоохранения и образования

5) Профессиональная подготовка и переподготовка кадров, включая научных работников и управленцев

6) Адаптация сельскохозяйственных структур к работе в новых условиях, стимулирование развития туризма, внедрение более высоких критериев качества.

 

2. Экономическая конверсия (обмен) депрессивных районов. Основные меры направленные на стимулирование занятости и создание благоприятных условий для региональных компаний за счет:

1) Инвестиции в новую производственную деятельность

2) Развитие инфраструктуры для восстановления промышленных зон и охраны окружающей среды.

3) Предоставление услуг различным компаниям и переподготовка трудовых ресурсов

 

3. Основное направление – создание новых производств, формирование культурных и научных центров, возможно переселение части населения. Используются следующие меры:

1) Инвестиции в создание новых производств.

2) Инвестиции в создание культурных и образовательных центров.

3) Переподготовка и подготовка кадров к работе на новых производственных центрах.

4) Инвестиции в рекламу по формированию нового образа жизни, новых интересов, создание кризисных центров.

 

4. Регионы с технологической безработицей; основная цель – реструктуризация экономики на основе создания новых видов производств, новой продукции, развития сферы услуг. Меры:

1) Инвестиции в создание новых производств.

2) Переподготовка и подготовка трудовых ресурсов.

3) Инвестиции формирования сферы услуг и создание научно-консалтинговых центров и инкубаторов предпринимательства.

5.а Основная цель переориентация сельского хозяйства на более высоко эффективное производство, создание научных центров по обучению населения современным методам земледелия, тех. оснащение рыболовных судов, создание предприятий по переработке рыбы. Инвестиции вкладываются во все перечисленные мероприятия.

5.б Экономическая диверсификация уязвимых сельскохозяйственных районов. Основные меры направлены на создание альтернативных видов деятельности в сельских районах. Меры:

1) Инвестиции в инфраструктуру для создания рабочих мест вне сельского хозяйства (развитие туризма, охрана окружающей среды, формирование малых ремесленных предприятий).

2) Предоставление различных услуг малым предприятиям вне сельского хозяйства, подготовка кадров, в том числе научно-исследовательских.

6. Основные усилия направлены на убеждение населения не покидать свои районы и работать на данной территории. Меры:

1) развитие новых видов деятельности

2) помощь региону в адаптации к работе в новых условиях.

3) развитие человеческих ресурсов через обучение и переподготовку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.