Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное устройство

- понимается территориально – административная организация государства с определением политико – административного статуса отдельных территорий и взаимоотношения органов власти территориальных частей и центральных органов.

В классической теории права выделяются 3 типа государственного устройства:

- конфедерация,

- федерация,

- унитарное.

В реальном праве в настоящее время конфедеративных государств практически нет, а федеративного и унитарного государства проходят этап формирования и развития, приобретают новые черты, которые уже не соответствуют классическим критериям (федерация часто приобретает черты унитарных государств, а унитарные государства становятся более дифференцированными и изменяют степень централизации и приближается к федеративному государства).

Появились новые типы государственных устройств, свойственные государственной власти в зонах интеграции и новый тип регионализированных государств.

В классическом понимании унитарное государство – единая власть, единая конституция, единая судебная система. Децентрализация в унитарных государствах реализуется за счет предоставления некоторых прав и компетенций отдельным территориальным образованиям, которые подчиняются центральной власти, но располагают определенной самостоятельностью в проведении экономической политики.

Федеративное государство – баланс между субъектами федерации и центральной власти, субъекты могут иметь собственную законодательную и исполнительную власть, собственную конституцию, иногда даже двойное гражданство. В некоторых федерациях сохраняется даже право сецессии(выход из состава Федерации).

Полномочия между центром и субъектами могут распределяться двумя способами:

1. Все, что не входит в компетенцию центральных органов, власти может исполняться субъектами Ф. (в США).

2. Все компетенции жестко закреплены в Конституции (в Германии).

Регионализированное государство (гос-во – автономия) – компромисс между федерацией и унитарным государством.

С точки зрения унитарного государства – абсолютные права автономии, с точки зрения федеративного государства – сохранение унитарных деклараций и единой конституции, с точки зрения федераций – регионализированное государство ассиметрично. Набор прав и полномочий у каждой автономной территории индивидуален.

Анализ всех государственных устройств показывает, что в современной мере ни в одной стране не присутствует чистый вариант государственного устройства и ни одно государственное устройство не имеет преимуществ перед другим.

37. Современные формы государственного устройства:

Принципы и условия Унитарные государства Федеративные государства Регионализированные гос-ва  
 
1) Общие принципы Единая власть, единая конституция, единая судеб. сис-ма Гос. власть двойственна, двойная сис-ма закон-ва, иногда суд. власть Гос. власть формально едина, 2 уровня закон-ва, иногда 2 уровня исполнит. власти  
 
 
 
 
2) Территориальное деление и территориальные единицы Администр- территориальные единицы образуются, изменяются и реформир. центр. властью Субъекты федерации формируются, изменяются и реформируются самостоятельно Автономии образуются, изменяются и реформируются по согласованию с центром  
 
 
 
 
 
 
3) Наличие выборных органов власти необязательно обязательно обязательно  
 
 
4) Определение полномочий и механизма формирования территориальных органов власти определяется законом и центральной властью определяется самостоятельно с учетом федеральных конституционных ограничений предложения разрабатываются самостоятельно, но должны быть утверждены центральными органами власти  
 
 
 
 
 
 
5) Издание правовых актов Сфера деятельности определяется законом или верховными судами Возм-ть издания по любым причинам не отнесенным к федерат. ведению (презумпция компетенции субъектов) По согласованию или с обязательным утверждением центральными органами власти  
 
 
 
 
 
 
6) Аттрибуты государственности Собственная символика или отсутствие Конституция, уставы, часто собств. официальный язык, иногда свое гражданство и символика Иногда официальный язык, никогда гражданство, уставы или статус утвержд-ся центр. органами власти  
 
 
 
 
 
 
           
7) Степень разнообразия в организацции власти, полномочий и статус унификация равноправные разнообразия ассиметрия  
 
 
 
 
8) Примеры Франция, Аргентина, Дания, Швеция, Япония США, Мексика, Бразилия, Индия, Австралия, Германия, Швейцария Италия, Испания, под вопросом Великобритания и ЮАР  
 
 
 
 
             

Типы современных федераций.

Показатели (принципы) Дуалистическая федерация(двойная) Кооперативная федерация Централизованная федерация  
 
1) Сфера законодательных полномочий (по конституции) Список исключительных полномочий федерации, список запретов для субъектов федерации, презумпция компетенции субъектов федерации Список исключительных полномочий, список запретов для субъектов федерации, сферы конкурирующего законодательства (совместное ведение), презумпция компетенции Федерации  
 
 
 
 
 
 
2) Распределение полномочий исполнительной власти Независимые системы органов исполнительной власти у федерации и субъектов и четкое разграничение полномочий У федерации только центральные органы исп. власти, на территориях действуют органы исп. власти субъектов, к которым федерация делегирует полномочия Органы исполнительной власти субъектов подконтрольны и подотчетны и часто подчинены федеративным  
 
 
 
 
 
 
 
3) Бюджетный федерализм Редкие федеративные гранды и программы, в остальном взаимная независимость Многоуровневая система перераспределения налоговых поступлений, дотаций, взносов Финансовые ресурсы концентрируются в ФБ, откуда распределяются по усмотрению Федерации  
 
 
 
 
 
Примеры США, Австралия Швейцария,Германия Индия, Пакистан  
 
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные направления и принципы региональной политики ЕС | Экономические интересы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.