Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки и основные особенности эпохи Возрождения

Историческое значение Реформации.

Предпосылки и основные особенности эпохи Возрождения

Возрождение и Реформация в истории европейской культуры.

Эпоха Возрождения (Ренессанса по фр.) охватывает период при­близительно с XIV в. по начало XVII в. В Италии это 14-16 вв., в других странах - конец 15 - 16 вв. В 16 столетии Ренессанс становится общеевропейским, охватывая все страны Западной и центральной Европы. Это высокое Возрождение, краткий период наивысшего расцвета, длившийся 30-40 лет. Последние две трети 16 века - период Позднего Возрождения, кризиса возрожденческих идей, искусства. Вообще, каждая страна переживала свой Ренессанс по-своему и в свое время. Был итальянский Ренессанс, был северный Ренессанс.

В развитии культуры Возрождения различают следующие этапы: Раннее Возрождение, представителями которого были Петрарка, Боккаччо, Донателло, Боттичелли, Джотто и др.; Высокое Возрождение, представленное Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Франсуа Рабле, и Позднее Возрождение, когда обнаруживается кризис гуманизма (Шекспир, Сервантес).

 

Эпоха, начавшаяся в городах Италии, получила такое название потому, что ее духов­ные вожди понимали ее как возвращение к античным ценностям, как возрождение греческой и римской античности. Сами творцы культуры эпохи Возрождения относились к своей эпохе положительно, и даже, пожалуй, восторженно. Это восприятие было усвоено и последующими исследователями, ко­торые противопоставляли Возрождение, в качестве сугубо твор­ческой, раскрепощающей силы человека эпохи, мракобесию сред­невековья.

Ницше писал: "Итальянское Возрождение таило в себе все положительные силы, которым мы обязаны современной культурой, именно: освобождение мысли, презрение к авторитетам, победу образования над высокомерием родовой знати, восторженную любовь к науке и к научному прошлому людей, снятие оков с личности, пламя правдивости и отвращение к пустой внешности и эффекту …"

Предпосылки:

Экономические - широкий размах ремесленного производства, торговли и финансового дела в городах, подчинение деревни городу,. Наступает период первоначального накопления капитала. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры. Развивается банковское дело, международная торговля.

Сам Ренессанс еще не был этапом буржуазно-капиталистической формации. Он только ее подготавливал, и притом бессознательно, независимо от себя. Культура частной собственности и культура производства на основе эксплуатации рабочей силы в эпоху Ренессанса начиналась.

Богатый, процветающий итальянский город стал главной базой формирования культуры Возрождения. Культура Возрождения отвечала потребностям этого богатого развивающегося города. Купечество, богатые горожане и ремесленники не могли и не хотели жить в соответствии с нормами церковной морали. В их поведении все отчетливее проступали черты рационализма, расчетливости, смелости в деловых начинаниях, осознания личных способностей и широких возможностей. Складывалась мораль, оправдывающая обогащение и радости мирской жизни. В условиях возросшей деловой активности на первый план выдвигалась человеческая личность.

 

Научные - Зарождается современное экспериментальное естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий прежде всего в области астрономии. Коперник, Бруно, Галилей обосновывают гелиоцентрический взгляд на мир. Кроме этого, цивилизация начинает развиваться за рамки Европы благодаря географическим открытиям, т.к. в 15 веке Колумб открывает Америку, потом Магеллан совершает кругосветное путешествие. Мир для Европейцев становится гораздо больше.

Социально-психологические - становление буржуазного индивидуализма, который приходил на смену сословно-иерархической структуре феодальных отношений. В эпоху средневековья человек был еще привязан прямыми либо опосредованными узами к коллективу определенного типа. В эпоху Возрождения индивид обретает все большую самостоятельность по мере того, как ослабляются корпоративные и религиозные связи, через которые он обретал свое место в системе целого.

Отрыв человека от коллектива окончательно осуществился именно в эпоху Возрождения. “Не терпеть нужды и не иметь излишка, не командовать другими и не быть в подчинении — вот моя цель”, — писал Ф. Петрарка, выражая этим не только свои личные цели, но и жизнеощущение эпохи.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Синтез искусств в средневековом храме | Отношение к миру
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 15271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.