Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История создания и основные положения Конституции РСФСР 1918 г

15.01.1918г. III Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИК разработать основные положения Конституции РСФСР и представить их следующему съезду. 30.03.1918г. ВЦИК принял решение о создании комиссии для разработки Конституции (Свердлов). 1.04.1918г. создана конституционная комиссия, в которую вошли представители партийных фракций.

10.07.1918г. на V Всероссийском съезде Советов была принята первая Конституция, которая вступила в действие с момента опубликования в «Известиях ВЦИК Советов». Конституция состояла из 6 разделов: *«Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа»; *Общие положения К РСФСР; *Конструкция Советской власти; *Активное и пассивное избирательное право; *Бюджетное право; *О гербе и флаге РСФСР.

Ст.1 К РСФСР закрепила Республику Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Ст.3 определяла землю как общенародное достояние. Проводилась национализация лесов, транспорта и промышленности, вводилась всеобщая трудовая повинность. Ст.9 установила диктатуру сельского и городского пролетариата, ст.11 закрепила федеративный принцип гос. устройства.

Закрепила устройство Советской власти как на общегос. уровне, так и на местном.

По К РСФСР избирательным правом обладали все трудящиеся с 18 лет независимо от пола и национальности, рабочие имели большое преимущество. Избиратели имели право отозвать депутата. Лишались избирательного права лица, прибегавшие к наемному труду, жившие на нетрудовой доход, монахи, частные торговцы, умалишенные, осужденные.

Финансовая политика была направлена на уравнивание. ВСС и ВЦИК составляли гос. бюджет.

Еще К РСФСР закрепила флаг и герб РСФСР, которые все знают.

1) Перечислите акты Советской власти (октябрь 1917 - июль 1918), которые, по вашему мнению, носили конституционный характер.

·Это декреты: О мире и О земле; Декрет О суде и др.,

·Обращение Петроградского ВРК «К гражданам России»

·обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам».

·Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов 12 января 1918 г.

·Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой 25 января 1918 г. III Всероссийским Съездом Советов.

2. Расскажите о создании Конституционной комиссии. Опишите её состав.

30 марта 1918 г. ЦК РКП(б) рекомендовал ВЦИК четвёртого созыва образовать Конституционную комиссию. 31 марта 1918 г.

Конституционная комиссия состояла из 15 человек. В неё вошли:

· от большевистской фракции ВЦИК – Я. М. Свердлов, М. Н. Покровский, И. В. Сталин; фракции левых эсеров – Д. А. Магеровский и А. А. Шрейдер;

· от максималистов – А. И. Бердников (с совещательным голосом),

· представители народных комиссариатов по делам национальностей, юстиции, финансов, по военным делам, внутренних дел и ВСНХ.

На первом организационном заседании комиссии, состоявшемся 5 апреля 1918 г., её председателем был выбран Я. М. Свердлов.

 

3. Дайте сравнительную оценку альтернативным проектам, обсуждавшимся в Комиссии.

 

Большевики Свердлов, Сталин «Тезисы о типе федерации» М. А. Рейснер «левые коммунисты» «Основные начала Конституции» эсер-максималисты «Проект Конституции Трудовой Республики»
  предложил строить федерацию по национально-территориальному принципу.   Эти идеи и были положены в основу одобренного Конституционной комиссией 19 апреля 1918 г. проекта большевиков «Общих положений Конституции РСФСР». Советыв -функции простого представительства социально-хозяйственных коллективов трудящихся За Советскую Республику на началах свободного федеративного союза   мыслил РСФСР как федерацию «трудовых коммун», практически — как федерацию административных единиц (областей, губерний, уездов и т. п.).     Отрицал диктатуру пролетариата

Комиссия приняла проект большевиков.

4. Опишите работу Пятого Всероссийского съезда Советов:

- время работы

- состав делегатов

- основные события

- решения Съезда

Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов, который открылся 4 июля 1918 г. в Москве, в Большом театре.

прибыло 1164 делегата с правом решающего голоса. В их числе было 773 коммуниста, 352 левых эсера, 32 делегата от других партий. На заключительном заседании съезд заслушал доклад о проекте Конституции и проект одобрил.

4-10 июля 1918, Москва

· Принял Конституцию РСФСР 1918 г.

Во время съезда левые эсеры, находясь в меньшинстве (около 350 из 1164 депутатов), открыто выступили против своих бывших союзников — большевиков. Не получив поддержки, они приступили к «активным» действиям. 6 июля 1918 левый эсер Яков Блюмкин убил в Москве германского посла Мирбаха, что послужило сигналом к началу восстания (см. «Левоэсеровские восстания (1918)»).

После подавления восстания V Всероссийский съезд Советов принял решение исключить из состава Советов левых эсеров, поддержавших политическую линию ЦК своей партии.

Окончательная разработка проекта Конституции для представления его V Всероссийскому съезду Советов была поручена специальной комиссии ЦК РКП(б) во главе с В. И. Лениным. 3 июля 1918 г. эта комиссия под председательством В. И. Ленина рассмотрела два проекта: Комиссии ВЦИК, внеся в него некоторые положения из проекта Наркомюста. По предложению В. И. Ленина в текст Конституции (вводным разделом) была включена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а также добавлен ряд статей.

Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов, который открылся 4 июля 1918 г. в Москве, в Большом театре. На съезд прибыло 1164 делегата с правом решающего голоса. В их числе было 773 коммуниста, 352 левых эсера, 32 делегата от других партий. На заключительном заседании съезд заслушал доклад о проекте Конституции и проект одобрил.

В своём постановлении о принятии Конституции (Основного закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики съезд указал: «Утверждённая III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским съездом Советов Конституцией Советской республики составляют единый Основной Закон Российской Советской Федеративной Республики». Окончательную редакцию Конституции съезд поручил ВЦИК. Отредактированный текст Конституции был опубликован 19 июля 1918 г. С этого момента Основной Закон РСФСР вступил в действие.

5. Изложите структура Конституции. В чём особенности этой структуры?

Первая Конституция состояла из 6 разделов и включала 17 глав и 90 статей. В первый раздел, по предложению Ленина, была включена в полном объеме Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

 

Конституция 1918г. отличается от последующих также значительным количеством программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых в будущем направлена Конституция. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом отсутствии субъектов, к фиксированию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем. В Конституции большое количество

«целевых» статей.

С точки зрения юридической техники, относящейся к правовому оформлению государственно-правовых институтов, обычно четко выделяемых в конституциях, Конституция 1918 г. была в значительной своей части несовершенной, что объяснялось и объективными факторами. Отсутствие субъектов федерации не позволяло выделить соответствующий раздел в

Конституции. Не мог еще быть в обобщенном виде представлен и раздел об основах общественного строя, поскольку последний еще только закладывался.

 

6. На основе изучения текста Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (Раздел 1-й Конституции) составьте таблицу. Какой вы можете сделать здесь вывод?

Демократические положения Декларации Недемократические положения Декларации
1)Ст. 2. Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик.   2)уничтожение всякой эксплуатации человека человеком 3)устранение деления общества на классы "Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству - Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов" статья 7   1)установление социалистической организации общества ·частная собственность на землю отменяется, и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования. ·вводится всеобщая трудовая повинность.  
Демократические положения Декларации Недемократические положения Декларации
Г1. 1. Россия объявляется Республикой Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам. 2. Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик. Г.2. ст.3. а) В осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования. б) Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельско-хозяйственные предприятия объявляются национальным достоянием. г) III Всероссийский Съезд Советов рассматривает Советский закон об аннулировании (уничтожении) займов, заключенных правительством царя, помещиков и буржуазии, как первый удар международному банковому, финансовому капиталу, выражая уверенность, что Советская власть пойдет твердо по этому пути вплоть до полной победы международного рабочего восстания против ига капитала. д) Подтверждается переход всех банков в собственность Рабоче-Крестьянского государства, как одно из условий освобождения трудящихся масс из-под ига капитала.   Г.3. 4. Выражая непреклонную решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма, заливших землю кровью в настоящей преступнейшей из всех войн, III Всероссийский Съезд Советов всецело присоединяется к проводимой Советской властью политике разрыва тайных договоров, организации самого широкого братания с рабочими и крестьянами воюющих ныне между собой армий и достижения во что бы то ни стало революционными мерами демократического мира трудящихся без аннексий и контрибуций, на основе свободного самоопределения наций. 5. В тех же целях III Всероссийский Съезд Советов настаивает на полном разрыве с варварской политикой буржуазной цивилизации, строившей благосостояние эксплоататоров в немногих избранных нациях на порабощении сотен миллионов трудящегося населения в Азии, в колониях вообще и в малых странах. 6. III Всероссийский Съезд Советов приветствует политику Совета Народных Комиссаров, провозгласившего полную независимость Финляндии, начавшего вывод войск из Персии, объявившего свободу самоопределения Армении. Г.4. 8. Вместе с тем, стремясь создать действительно свободный и добровольный, а, следовательно тем более полный и прочный, союз трудящихся классов всех наций России, III Всероссийский Съезд Советов ограничивается установлением коренных начал федерации Советских Республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном Советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных Советских учреждениях. Г2. Ст.3. в) Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог, прочих средств производства и транспорта в собственность Советской Рабоче-Крестьянской Республики, подтверждается Советский закон о рабочем контроле и о Высшем Совете Народного Хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплоататорами. е) В целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность. ж) В интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности восстановления власти эксплоататоров декретируется вооружение трудящихся, образование Социалистической Красной Армии рабочих и крестьян и полное разоружение имущих классов. Г.4. 7. III Всероссийский Съезд Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов полагает, что теперь, в момент решительной борьбы пролетариата с его эксплоататорами, эксплоататорам не может быть места ни в одном из органов власти. Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству - Советам Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов.    

 

Конституционные нормы в некоторой степени являются противоречивыми.

8. Опишите соотношение полномочий ВЦИК и СНК.

Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный перед ним Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). ВЦИК формировал Правительство РСФСР - Совет Народных Комиссаров, состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты.

Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществляли утверждение и изменение Конституции, принятие в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира, общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой, устанавливали общегосударственные налоги и повинности; основы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, формировали общегосударственное законодательство.

Характерно, что законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд советов, ВЦИК и СНК. Последний мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК.

 

9. Ответьте на вопросы: «Кто допускался и не допускался до выборов по Конституции 1918 г.? Можно ли назвать данные выборы: а) прямыми, б) всеобщими, в) равными, г) тайными?»

Допускались

· 18летние граждане России (обоих полов)

· солдаты Советской армии и флота.

· Граждане, потерявшие в какой-нибудь мере трудоспособность.

· Все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли.

· иностранцам, проживающим на территории Российской Республики для трудовых занятий и принадлежащим к рабочему классу или к непользующемуся чужим трудом крестьянству

Не допускались:

· лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли

· лица, живущие на нетрудовой доход, как-то проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п

· частные торговцы, торговые и коммерческие посредники

· монахи и духовные служители церквей и религиозных культов

· служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;

· душевнобольные, умалишенные, состоящие под опекой

· осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.

Не всеобщее,не прямое,не равное, тайное?????

10. Дайте аргументированный ответ на вопрос «Чьи интересы отражал раздел 6-й Конституции (Бюджетное право) в первую очередь: интересы центральной власти или интересы местной власти?»

 

Я считаю, что здесь в первую очередь отражены интересы центральной власти.

Во-первых, в Конституции официально закреплены ее полномочия, которые непосредственно определяют ее как высший орган власти, который регулирует деятельность местной власти. Например,

Ст. 81. Всероссийский Съезд Советов или Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов определяют, какие виды доходов и сборов входят в общегосударственный бюджет и какие поступают в распоряжение местных Советов, а равно устанавливают пределы обложения.

 

Ст. 83. Ни один расход из средств Государственного Казначейства не может быть произведен без установления на него кредита в росписи государственных доходов и расходов или путем издания особого постановления Центральной власти.

 

Ст. 86. Местные Советы составляют полугодовые и годовые сметы доходов и расходов на местные нужды. Сметы сельских и волостных Советов и Советов городов, участвующих в уездных Съездах Советов, а также сметы уездных органов Советской власти утверждаются соответственно губернскими и областными Съездами Советов или их Исполнительными Комитетами; сметы городских, губернских и областных органов Советской власти утверждаются Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов и Советом Народных Комиссаров.

 

Ст. 87. На расходы, не предусмотренные сметами, а также в случае недостаточности сметных назначений дополнительные кредиты Советы испрашивают у подлежащих народных комиссариатов.

 

Во-вторых, согласно Конституции деятельность органов местной власти ограничивается органами центральной власти. Подтверждением могут послужить следующие статьи Конституции:

Ст. 85. Все предоставленные Советам кредиты из средств Государственного Казначейства, а равно кредиты, утвержденные по сметам на местные нужды, расходуются ими в пределах сметных подразделений (параграфы и статьи) по прямому назначению и не могут быть обращаемы на удовлетворение каких-либо других потребностей без особого постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов и Совета Народных Комиссаров.

 

Ст. 88. В случае недостаточности местных средств для удовлетворения местных потребностей, необходимые для покрытия неотложных расходов пособия или ссуды из средств Государственного Казначейства местным Советам разрешаются Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов и Советом Народных Комиссаров.

Ст. 84. На удовлетворение потребностей, имеющих общегосударственное значение, в распоряжение местных Советов предоставляются подлежащими Народными Комиссариатами необходимые кредиты из Государственного Казначейства.

 

В-третьих, мы видим четкое разграничение органов центральной и местной властей, где органы местной власти подчиняются органам центральной.

50) Государство и право России в период гражданской войны (1918 – 1920 гг.).

Гражданская война – вооружённый конфликт в обществе, сопровождающийся разделением страны на две и более внутренне организованных части открыто борющихся друг с другом за политическое верховенство в стране.

Т. е. гражданская война ведёт к расколу государства на ряд самостоятельных государств.

Причины и предпосылки гражданской войны.

Хронология.

Широкие рамки: октябрь 1917г. – ноябрь 1922г.

Узкие рамки: июнь 1918г. – Ноябрь 1920г.

Причина – борьба за политическое верховенство.

Предпосылки:

1. Насильственный захват власти (октябрь 1917г.).

2. Разгон учредительного собрания (январь 1918г.).

3. Позорный Брестский мир (март 1918г.).

Повод: «чехословацкий корпус».

 

 

Красные Белые Третий путь
СНК РСФСР УкрСР БелСР И др. Временное сибирское правительство Правительство юга России. Временное правительсво северной области. Временное правительство северо-западной области. Временное уральское правительство. И т. д. (всего около 60 правительств). Махно. Петлюра. Комуч (комитет членов учредительного собрания был собран с Самаре). И др.

Создание белыми Всероссийской власти.

Государственное совещание 8-23 сентября 1918г. (г. Уфа).

23 сентября 1818г. было создано временное всероссийское правительство. Вошло в историю под названием «Уфимская директория».

Избранный состав: Н. Д. Авксеньев (председатель), кадет Н. И. Астров, генерал В. Г. Болдырев, П. В. Вологодский, Н. В. Чайковский.

Фактический состав: Авксентьев, Болдырёв, Вологодский, кадет В. А. Виноградов и эсер В. М. Зензинов.

 

18 ноября 1918г. состоялся государственный переворот. В ходе него, обвинили двух членов директории в измене, один снял с себя полномочия, остальные остались без кворума. Власть передали А. В. Колчаку.

Задачи новой власти:

1. Победа над большевизмом.

2. Возрождение и воскресение погибающего государства.

3. Передача судьбы государства в руки народа.

Схема органов высшей власти белой России.

Верховный правитель России (Колчак).

 

 

 

Органы власти советской республики.

 

 

 

Две идеологии.

«Непредрешенство» «цель оправдывает средства»

 

51) Формирование советской системы права: трудовое, земельное, гражданское и семейное право РСФСР в 1917 – 1920-е гг.

Общая характеристика: Формирование основ нового права началось с изданием первых декретов II ВСС, сформировавших его принципы. Декрет о суде № 1 отменял действие старых законов, если они противоречили «революционному правосознанию». Последнее и стало главным источником права при отсутствии новых писаных норм. Постепенно стала складываться новая судебная практика. Правотворчество осуществлялось самими судебными органами, высшими органами власти (съезд, ВЦИК, СНК), руководящими органами политических партий (ЦК) и даже местными Советами. Приоритет «революционного правосознания» в качестве источника права основывался на господстве в первые годы революции психологической теории права считавшей важнейшим аспектом правовой реальности именно правосознание, а не норму и не правоотношение.

10.11.1917г. ликвидировано сословное деление общества, 18.12.1917г. уравнены гражданские права мужчин и женщин.

Съезды, проходившие в 1918—1920 гг., внесли серьезный вклад в работу по кодификации нового права.

Трудовое: Согласно декрету СНК от 29.10.1917г. «О 8-часовом рабочем дне» раб. день длился не более 8 часов (не считая обед), для несовершеннолетних – 6 часов; сверхурочные работы допускались в исключительных случаях; работать по найму могли лица, достигшие 14 лет. В 12.1918г. был принят КЗОТ. Подтверждалась всеобщая трудовая повинность с 16 до 50 лет. Создавались биржи труда, 14.06.1918г. Постановлением СНК вводились оплачиваемые двухнедельные отпуска для тех, кто проработал не менее 6 месяцев, Декретом ВЦИК от 22.12.1917г. вводилось страхование по болезни.

Земельное: в декабре 1917г. вышел декрет о земле, потом III ВСС принял «Основной закон о социализации земли» ~ отмена частной собственности на землю, введение уравнительного землепользования.

Семейное: Одной из первых сфер, в которой было осуществлено законодательное нормирование, были брачно-семейные отношения (семья — ячейкаобщества, и при перестройке последнего обязательно подвергается воздействию первая). В декабре 1917 г. ВЦИК и СНК приняли декреты, отменявшие всякие ограничения (разрешение родителей на брак, различие в вероисповедании брачующихся и пр.), узаконивающие только гражданскую форму брака, устанавливающие свободу развода. Брачный возраст: женщины – 16 лет, мужчины -18 лет.

В сентябре 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В кодексе подчеркивалось, что церковный брак не порождает никаких юридических последствий; переезд одного из супругов не влечет обязанности другого следовать за ним; отменялся принцип общности имущества супругов. Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, а не как их частное дело. Провозглашался принцип раздельности имущества родителей и детей, запрещалось усыновление. Законодатель опасался скрытой «социально-экономической эксплуатации трудящихся» под видом старых правовых отношений (наследования, завещания, усыновления, опеки и т. п.)

Гражданское: Сфера нового гражданского права формировалась в ходе процесса национализации. Кроме объектов промышленности, транспорта и финансов, национализация охватила и сферу жилья. ВЦИК в апреле 1918г. принял декрет «Об отмене наследования», по которому все виды наследования (по закону и по завещанию) отменялись, наследственная масса ограничивалась суммой в 10 тысяч рублей (все остальное имущество переходило в собственность государства) и поступала родственникам умершего в виде «меры социального обеспечения» на праве управления и распоряжения. Тем самым законодатель стремился перекрыть еще один источник «нетрудового обогащения». Ту же цель преследовал майский 1918 г декрет ВЦИК «О дарениях», запретивший всякое «безвозмездное предоставление (передача, переуступка и т. п.) имущества на сумму свыше десяти тысячи рублей». Произошло резкое сокращение торгового оборота, из которого были изъяты национализированное имущество, ценные бумаги (акции, купоны). Государственная монополия на хлеб, текстиль, нефть, спички и т. п. предельно сократила товарооборот. Система главкизма исключала товарно-денежные отношения между предприятиями, монополия внешней торговли — из сферы экспортно-импортных отношений частных лиц и частный капитал. Натуральный продуктообмен вытеснил денежные отношения, на правовом уровне происходило соответствующее вытеснение гражданско-правовых норм административно-правовым регулированием. Нормативное запрещение частной торговли привело к тому, что областью торговых отношений стал сохранившийся подпольный «черный рынок», где эти отношения были деформированы и искажены. Не использовались нормы обязательственного права, т.к. они были связанны с рыночной экономикой.

Несколько декретов в 1918-1919гг. были посвящены авторскому и изобретательскому праву. Гос-ву предоставлялось право на национализацию авторских произведений. Нельзя было передавать авторские права по наследству. Изобретателям выдавались авторские свидетельства на изобретение.

52) Формирование советской системы права: уголовное право, уголовный и гражданский процесс РСФСР в 1917 – 1920-е гг.

Уголовное:

В 12.1919г. НКЮ принял «Руководящие начала» (РН) по уголовному праву РСФСР, ставшие первой попыткой обобщения практики судов и трибуналов. Новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который противопоставлялся принципу законности. В законодательном корпусе проявились тенденции к отказу от особенной части кодекса. Предполагалось, что суды, руководствуясь «социалистическим правосознанием» и принципом целесообразности, будут решать дела на основе лишь норм общей (декларативной) части кодекса.

На этой идее базировалась структура «РН». Они состояли из введения, разделов о сущности уголовного права, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях совершения преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном осуждении, о пространстве действия уголовного права.

Преступление – это деяние, которое вредило интересам рабочих и крестьян и делу революции.

Формы вины, необходимая оборона, крайняя необходимость не расшифровывались в кодексе. Недостаточное внимание к трактовке субъективной стороны преступления приводило к усилению принципа объективного вменения, когда степень наказания связывалась с результатом преступления, но не с его мотивами. К смягчающим обстоятельствам относились: принадлежность к «неимущему классу», состояние голода, нужды, невежество и несознательность.

Уголовная ответственность наступала с 14 лет.

Виды наказаний: денежный штраф, объявления общественного бойкота, внушение, общественное порицание, принудительное изучение курса политграмоты, исключение из коллектива, возмещение ущерба, отстранение от должности, конфискацию имущества, лишение политических прав, объявление «врагом народа», принудительные работы, лишение свободы, объявление вне закона, расстрел. Такая мера, как объявление вне закона, применялась как к отдельным лицам, так и целым организациям (в ноябре 1917 г партия конституционных демократов была объявлена «партией врагов народа»). Свободный выбор наказаний предоставлялся ревтрибуналам Постановлением НКЮ в июне 1918 г. При назначении наказания суд должен был учитывать степень и характер социальной опасности преступника и его социальную принадлежность. При этом наказание должно было основываться на целесообразности его применения.

Судебный процесс:

Практика судебного правотворчества получила в РН поддержку в виде принципа аналогии при отсутствии конкретной нормы в законе, разрешающей конкретный казус, к нему могли применить аналогичную норму и решить его по аналогии с другим казусом, урегулированным этой нормой. Свобода толкования на практике вела к произволу.

Слом старой судебной системы начался по инициативе местных Советов. Стихийно возникавшие судебные органы были достаточно многообразны: революционные суды, народные суды, мировые суды, суды народной совести, административные суды и т. д

Первым государственным актом, положившим начало формированию единой судебной системы, стал Декрет СНК РСФСР от 11.1917г. - Декрет о суде № 1. Он упразднил все дореволюционные судебные органы, созданные еще судебной реформой 1864 г. Ликвидировались прокуратура и адвокатура, институт судебных следователей, взамен которых создавались местные коллегиальные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Состав суда избирался местными Советами. Компетенция местных судов была ограничена кругом менее важных гражданских (сумма иска – не более 3 тысяч рублей) и уголовных (наказание до 2-х лет лишения свободы) дел. Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами по Конституции.

Кассационными инстанциями, рассматривавшими не вступившие в законную силу приговоры и решения нижестоящих местных судов, были уездные и столичные съезды местных судей. Кассационное обжалование могло привести к отмене приговора или решения нижестоящего суда, если вышестоящий суд устанавливал неполноту или неправильность проведенного предварительного следствия, нарушения процессуальных, уголовных норм, несправедливость приговора или отсутствие состава преступления в деянии осужденного. Дело могло быть возвращено на новое рассмотрение, а приговор отменен или изменен в сторону смягчения наказания. В своей деятельности суды должны были руководствоваться декретами ВЦИК, СНК, положениями политических программ (партий большевиков и левых эсеров), «революционным правосознанием», «революционной совестью», обычаями и «законами свергнутых правительств», если они не противоречат выше перечисленным нормам и принципам. Однако уже в ноябре 1918 г. ссылки на старые законы были вовсе запрещены.

В феврале 1918 г. ВЦИК принял новый Декрет о суде № 2, расширивший компетенцию местных судов (иски до десяти тысяч рублей, наказания до пяти лет лишения свободы). Новой инстанцией стали окружные суды, состоявшие из 3-х постоянных членов и 4-х народных заседателей (по гражданским делам) и 12 заседателей под председательством постоянного члена суда (по уголовным делам). Заседатели принимали решение не только о факте преступления, как это было в суде присяжных, но и о мере наказания. Декрет воссоздавал следственные комиссии при окружных судах, избираемые двуместными Советами. Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде.

В июле 1918 г СНК принял Декрет о суде № 3. Следственные комиссии теперь подчинялись местным Советам. Кассационные жалобы рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. Создавался в Москве Кассационный суд, для рассмотрения жалоб на решения и приговоры окружных судов.

В конце ноября 1918г ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР, которое унифицировало судебную систему Республики. Учреждалась единая форма суда — народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких (2–6) заседателей. Выборы судей осуществлялись местными Советами, заседатели утверждались исполнительными комитетами местных Советов. Кандидаты д.б. пользоваться избирательными правами и иметь опыт политической работы. В своей деятельности суды должны были руководствоваться декретами Советской власти и «социалистическим правосознанием». Защиту и обвинение осуществляли коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые их Советами. Члены коллегий были должностными лицами (вплоть до 1920 г., когда они утратили этот статус).

Предварительное следствие проводили следственные комиссии, милиция либо сами судьи. Принципами нового судебного права стали: коллегиальность в принятии судебных решений, уменьшение роли судебного профессионализма, расширение судебного правотворчества, вторжение в судопроизводство социальных и политических мотивов, сближение судебной и властно-управленческой деятельности (Советов). Разработка нового судебного права осуществлялась на специальных съездах работников юстиции, на которых происходило обобщение судебной практики, обсуждались и разрабатывались проекты новых правовых актов, отбирались кадры работников судебной системы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государство и право России в годы Первой мировой войны | Образование СССР. Первая союзная Конституция 1924 г
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.