Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическое сопровождение на стадии оптации




Цель и содержание психологического сопровождения ПСЛ

Психологическое сопровождение на стадиях профессионализации и мастерства.

6. Психологическое сопровождение на этапе прекращения профессиональной деятельности

Согласно «Словарю русско­го языка С.И.Ожегова», сопровождать – значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожа­того. Отсюда психологическое сопровождение про­фессионального становления (ПСПС) – это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевремен­ное указание возможных путей, при необходимости – помощь и поддержка. Другими словами, психологическое сопровождение – это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становле­ния личности.

Осуществить психоло­гическое сопровождение – значит научить человека выбирать, по­мочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.

В психологическом сопровождении нуждаются прежде всего оптанты, испытывающие потреб­ность в психологической поддержке и помощи, а также лица с высоким или низким уров­нем познавательной и профессиональной активности, с ограниченными способностями, безработные и др.

Цель психологического сопровождения полно­ценная реализация профессионально-психологическо­го потенциала личности и удовлетворение потребнос­тей субъекта деятельности. Главное – помочь челове­ку реализовать себя в профессиональной деятельности.

Важнейшим принципом психологическо­го сопровождения выступает признание права субъек­та самому принимать решения о путях своего профессионального становления и нести ответ­ственность за их последствия. Сопровождение же сво­дится к созданию условий для полноценного профес­сионального становления личности, оказанию своевре­менной помощи и поддержки, а при необходимости – и к осуществлению коррекции профессионального раз­вития. В этом заключается содержание ПСПС.

 

К основным функциям психологического сопровождения относятся:

1) информационно-аналитическое сопровождение от­дельных этапов профессионального становления;

2) проектирование и самопроектирование сценари­ев этих этапов;

3) психологически компетентное оказание поддерж­ки и помощи личности в преодолении трудностей профессионального становления;

4) профессиональная реабилитация в случаях длительного перерыва в профессиональной деятельности;

5) обеспечение социально-профессионального само­сохранения;

6) профилактика развития профессиональных дефор­маций, оказание помощи в преодолении кризисов и стагнации;

7) коррекция социально-профессионального и психо­логического профиля личности.

Профес­сиональный путь – длинная дорога. Начинается она в детстве и заканчивается в пожилом возрасте. Поэтому сопровождающих профессиональное становление че­ловека много: это родители, учителя, коллеги, руково­дители, социальные работники. Но, прежде всего это квалифицированный, компетентный специалист – психолог-профессиовед. Именно о таком сопровожде­нии и идет речь.

Реализация функций психологического сопровож­дения возможна при использовании личностно ориен­тированных технологий профессионального развития: развивающей диагностики; тренингов личностного и профессионального раз­вития; мониторинга социально-профессионального раз­вития; технологий формирования психологической аутокомпетентности; психологического консультирования; тренингов самоуправления, саморегуляции и самовосстановления личности.

Результатом ПСПС является профессио­нальное развитие и саморазвитие личности, реализа­ция профессионально-психологического потенциала персонала, обеспечение профессионального самосох­ранения, удовлетворенность трудом и повышение эф­фективности профессиональной деятельности.

Таким образом, психологическое сопровождение – это технология, основанная на единстве четырех фун­кций: 1) диагностики существа возникшей проблемы, 2) информации о проблеме и путях ее решения, 3) консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы, 4) первичной помощи на эта­пе реализации плана решения.

 

На стадии оптации важное значение приобретает профессиональное консультирование оптантов, кото­рое осуществляет школьный психолог или психолог-профконсультант. Для изучения профессиональных намерений оптанта использу­ются разнообразные анкеты, беседы, сочинения на тему о выборе профессии. При этом необходимо выяснить, есть ли у оптанта предпочитаемые профессии, проду­маны ли пути овладения ими, существуют ли резервные планы, имеет ли он представ­ление о содержании труда, привлекательных сторонах профессии, режиме и условиях работы и т.д.

На основе информации, извлеченной из изучения профессиональных намерений оптанта, психолог стро­ит дальнейшую работу с ним. Как правило, оптанты с выраженными интересами и склонностями не испытывают затруднений в выборе профессии, ориентируются на содержание труда, его процесс, результат.

Анализируя проблемы психологичес­кого сопровождения на начальной стадии оптации, Е.М. Борисова выделяет следующие ситуации:

1. Оптант обращается к психологу за подтвержде­нием правильности выбора профессии. В данном слу­чае важно проверить устойчивость профессиональных намерений. Диагностические при­емы следует использовать лишь когда предпочитаемая профессия предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особен­ностям специалиста. Результаты диагностики следует подробно об­судить с оптантом.

2. Оптант обращается за помощью к психологу, поскольку не обнаруживает выраженных интересов и способностей, которые могли бы помочь в ходе профес­сионального самоопределения. Такие ситуации являют­ся наиболее сложными для психолога, требуют неоднократных встреч. Пробудить у оптанта интерес к себе, своим возможнос­тям, проблеме своего будущего можно с помощью диагностического обследова­ния, позволяющего выявить и обсудить его тесто­вый профиль, психофизиологические особенности, чер­ты личности.

3. Обращение к психологу вызвано многообра­зием интересов и способностей старшеклассника. Эта ситуация характерна для семей, где родители много внимания уделяют развитию личности и способностей ребенка, иногда упуская из виду ту линию развития, которая может иметь выход на профессию.

4. Ситуация связана с тем, что у оптанта наблюда­ется расхождение между интересами и способностя­ми. Позиция специалистов-психологов в этом случае однозначна: при выборе профессии сле­дует в наибольшей степени следовать за интересами оптанта, поскольку его способности могут быть разви­ты с помощью специального обучения, коррекционных мероприятий. Исключение — прямые ограничения психофизиологического характера.

5. Обращение к психологу вызвано расхождением мнения учащегося и его родителей. Проблема очень сложная, требующая тактичной работы со всей семьей. Здесь важно последовательно отстаивать интересы именно оптанта, исходя из его реальных возможностей и склон­ностей, тактично помогая родителям лучше понять своего ребенка.

Центральным моментом стадии оптации является выбор профессии. При выборе профессии полезно учитывать следующие обстоятельства:

1) потребность региона в соответствующих кадрах;

2) требования профессии к состоянию здоровья, психофизиологическим и личностным качествам человека;

3) профессионально-образовательные возможности оптанта (уровень образования и квалификация);

4) перспективы профессионального роста и повышения квалификации;

5) условия труда и оплаты, включая дополнительные льготы;

6) противопоказания и ограничения по возрасту и полу.

Необходимость учета многих факторов при выборе профессии приводят к ошибкам и затруднениям. Выделяют следующие при­чины ошибочного выбора профессии:

1) отношение к выбору профессии как к выбору по­жизненного пристанища – раз и навсегда. Жизнь динамична, и человеку, возможно, не раз еще придется менять специальность и профессию;

2) деление профессий на престижные, не­престижные и «неприличные»;

3) выбор профессии под вли­янием друзей, родственников, знакомых;

4) перенос отношения к человеку – на саму профес­сию;

5) увлечение только внешней стороной профессии;

6) отождествление учебного предмета в школе с про­фессией;

7) незнание или недооценка своих воз­можностей и способностей;

8) незнание основного содержания выбираемой профессии.

 

Выбор профессии предполагает определенный уровень развития профессионального самосознания, включающего образ будущей профессии, реального и идеального «Я». Важное значение приобретает со­циально-профес-сиональная позиция оптанта, главными составляющими которой являются смыслообразующие мотивы, ценностные ориентации и смысловые установки. Образ профессии как когнитивно-эмоцио­нальное образование служит мотивирующим фактором оценки себя. Таким образом, самооценка выступает внутренним побудителем сопоставления прошлого (зна­ний и опыта), настоящего (переживаний «Я») и буду­щего (цели).

В настоящее время в отечественной психологии накоплен значительный материал, характеризующий разные формы и методы социально-психологического сопровождения профессионального самоопределения школьников (Е.А. Климов, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, С. Н. Чистякова и др.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.