Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические детерминанты профессиональных деструкций




Концептуальные позиции

 

1. Профессиональное становление личности сопровождается ее разнонаправленными онтогенетическими изменениями, не только развитием и совершенствованием, но также разрушением и деформациями.

2. Профессиональные деструкции – это: а) нарушение уже усвоенных способов деятельности; б) разрушение некоторых профессиональных качеств; в) появление профессиональных стереотипов и психологических барьеров; г) изменения структуры личности.

3. Переживание профессиональных деструкций сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом, конфликтами и кризисными явлениями. Успешное разрешение профессиональных трудностей приводит к дальнейшему совершенствованию деятельности и профессиональному развитию личности.

4. Долгосрочные (многолетние) профессиональные деструкции приводят к профессиональным деформациям.

5. В принципе, любая профессиональная деструкция деформирует личность («специалист подобен флюсу»). Почему? Потому что невостребованные в данной профессиональной деятельности качества и способности человека не развиваются, а ПВК нещадно эксплуатируются и некоторые из них трансформируются в нежелательные. Экономист становится скрягой, хирург – циником, терапевт – черствеет душой, егерь – дичает, учитель превращается в резонера, ментора.

Так возникают профессиональные акцентуации – чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста.

6. Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности может привести к профессиональной стагнации личности (застою). Уровни выполнения профессиональной деятельности могут сильно различаться, но профессионального роста нет.

7. Сензитивными периодами образования профессиональной деформации являются кризисы профессионального становления личности. Непродуктивный выход из кризиса искажает профессиональную направленность, инициирует возникновение негативной профессиональной позиции, снижает профессиональную активность.

 

Все перечисленные факторы активизируют процесс образований профессиональных деструкций.

 

 

И все эти факторы (см. выше) можно разделить на три группы:

1) объективные - связанные с социально-профессиональной средой и характером профессии;

2) субъективные – зависящие от личности и взаимоотношений в коллективе;

3) объективно-субъективные – порождаемые системой и организацией профессионального процесса (качеством управления и профессионализмом руководителей).

Рассмотрим психологические детерминанты профессиональных деструкций личности, которые могут проявляться во всех трех группах факторов.

 

1. Предпосылки развития профессиональных деструкций коренятся уже в мотивах выбора профессии – осознаваемых (имидж, творческий характер, социальная значимость, зарплата) и неосознаваемых (стремление к власти, доминированию, самоутверждению).

2. Пусковым механизмом профессиональных деструкций становятся деструкции ожидания. Профессиональная реальность сильно отличается от представлений выпускника. Испытанные трудности побуждают молодого специалиста к поиску «кардинальных» методов работы. Естественно, на этом поприще он терпит неудачи, которые глубоко переживает. Отрицательные эмоции и разочарования инициируют развитие профессиональной дезатаптации личности.

3. Систематическое повторение одних и тех же действий и операций («На что жалуетесь, больной?») неизбежно ведет к образованию стереотипов в осуществлении профессиональных функций. Они упрощают выполнение профессиональной деятельности, создают стабильность, способствуют формированию опыта и ИСД. Но профессиональная деятельность изобилует нестандартными ситуациями. И тогда возможны ошибочные действия и неадекватные реакции. («Доктор, у меня аллергия на… вранье». – «Мы Вас вылечим за три дня!») Другими словами, стереотипизация – несомненно, одно из достоинств психики. Но вместе с тем она вносит существенные искажения в отражение профессиональной реальности и порождает разного типа психологические барьеры.

4. Развитию профессиональных деструкций способствует эмоциональная напряженность. Частые отрицательные эмоциональные переживания снижают фрустрационную толерантность специалиста, приводят к повышенной раздражительности, тревожности, нервным срывам. Такое состояние психики называется синдромом эмоционального выгорания. Чаще всего он наблюдается у педагогов, врачей, управленцев, социальных работников.

5. На развитие профессиональных деструкций специалиста большое влияние оказывает снижение уровня его интеллекта, особенно если интеллект долгое время остается невостребованным.

6. У каждого человека есть свой предел развития уровня образования и профессионализма. Он зависит от социально-профессиональных установок, ИПО личности и эмоционально-волевых характеристик. Причинами образования предела развития могут стать: чрезмерное насыщение профессиональной деятельностью, неудовлетворенность имиджем профессии, низкая зарплата, отсутствие моральных стимулов.

7. Факторами профессиональных деструкций являются различные акцентуации характера, которые в процессе многолетней профессиональной деятельности превращаются в профессиональные акцентуации – чрезмерное усиление некоторых черт характера также отдельных профессионально обусловленных свойств и качеств личности.

Некоторые психологи выделяют и другие факторы профессиональных деструкций, связанные с разными формами психологической защиты (отрицание, рационализация, вытеснение), социально-психологическим, нравственно-этическим и профессиональным старением. (Попытайтесь сами разобраться в этом и проиллюстрировать каждый случай примерами).

Но главным фактором профессиональных деструкций является сама профессиональная деятельность. Каждая профессия имеет свой ансамбль профессиональных деформаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.