Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование рисков и оценка их влияния, возникающих при реализации новых квартир в кредит при моделировании процесса продажи в двух межвременных выборах




Практическое моделирование и планирование спроса на квартиры для их продажи с учетом рисков на первичном рынке жилья г. Калининграда

 

Теория и практика предпринимательской деятельности показывает, что наиболее значимыми рисками при реализации дорогостоящих товаров длительного пользования в кредит являются такие как: экономический риск (риск неполучения запланированной прибыли и невозвращения денег), инфляционный риск, коммерческий риск (риск не продаж товара) и финансовый (кредитный) риск. Эти риски никогда не равняются нулю, поэтому предприниматель должен определить их объем в зависимости от позиционирования фирмы на рынке и факторов неопределенности развития рыночных процессов, и учесть их при заключении кредитной сделки.

В теории отмечалось, что величина предоставляемого кредита представляет собой оставшуюся после внесения первоначального взноса стоимость товара и сумму платежа за пользование кредитом. С точки зрения продавца плата за пользование кредитом должна служить гарантом получения прибыли от кредитной сделки. Следовательно, увеличивая коэффициент n платы за пользование кредитом, продавец может избежать вышеперечисленных рисков.

Поэтому, чтобы погасить влияние вышеперечисленных рисков, коэффициент платы за пользование кредитом должен состоять из трех частей: первая (n1) –коэффициент наращивания кредитной суммы, обеспечивающий получение прибыли и учитывающие возможность невозвращения денег; вторая (n2) - коэффициент наращивания кредитной суммы с учетом действия процентной ставки; n3 – коэффициент действия инфляции, которые необходимо учесть для погашения влияния соответствующих рисков. В этом случае величину коэффициента задолженности по кредиту можно выразить равенством:

 

n = n1+ n2 + n3. (3.1)

Первая составляющая n1 должна учитывать, что продажная цена каждого изделия должна содержать часть торговых издержек, часть прибыли, НДС и налог с продаж [6]:

 

Цр = С + С*ТН + (Цр – С)*НДС*d1 + Цр*ПН*d2, (3.2)

 

где Цр – цена реализации (продажная цена);

С – себестоимость, ТН – торговая надбавка;

НДС – ставка налога на добавленную стоимость;

d1 – коэффициент, отражающий долю добавленной стоимости в валовом доходе предприятия;

ПН – ставка налога с продаж;

d2 - коэффициент, отражающий долю стоимости товаров, реализуемых за наличный расчет.

Преобразовав эту формулу, найдем цену реализации Цр:

 

Цр = [(1 + ТН – НДС* d1) / (1 - НДС* d1 - ПН*d2) ] * С. (3.3)

 

Таким образом, величина надбавки, на которую надо умножить себестоимость товара, продаваемого в кредит для определения цены реализации равна величине:

 

ТН0 = (1 + ТН – НДС* d1) / (1 - НДС* d1 - ПН*d2).

Определение данной величины позволяет оперативно маневрировать размерами торговых надбавок. Однако, основной опасностью для предприятий, реализующих товары в кредит, является также риск несвоевременного возвращения суммы задолженности по кредиту, ее возвращения в неполном объеме или полного невозвращения.

Вероятность невозвращения задолженности применительно к реализации товара в кредит можно обозначит через Рн. при опасности неполного возвращения задолженности вероятность невозвращения ее доли α выступает в качестве функции этой доли Р(α). Соответственно Р(1) есть вероятность невозвращения задолженности по кредиту, а Р(0) – вероятность ее полного возвращения. Вероятность запоздалого возвращения обозначается как Р(t). При очень больших сроках запаздывания Р(t) стремится к Рн, то есть имеет своим пределом вероятность невозвращения.

Итак, предприятие в процессе реализации товара в кредит ориентируется на определенную ставку торговой надбавки ТН0, которая представляет собой цену товара при фактическом отсутствии риска невозвращения задолженности. Однако реальные условия неопределенности и риска побуждают предприятие-продавца повышать торговую надбавку до значения ТН, зависящего от уровня риска, определенного вероятностью потери прибыли или прямого убытка. При этом предприятие исходит из того, что повышение торговой надбавки до значения ТН обеспечит компенсацию ожидаемых потерь. Если вероятность невозвращения равна Рн, то вероятность возвращения задолженности составит (1 - Рн). Тогда цену реализации можно выразить соотношением:

 

Цр = (1 - Рн)*(1 + ТН)*С. (3.4)

При отсутствии риска стоимость товара возвращается к предприятию с надбавкой ТН0:

 

Цр = (1 + ТН0)*С.

Тогда

(1 - Рн)*(1+ТН) = 1 + ТН0.

 

Это и есть условие компенсации потерь, из которого можно найти величину ТН ставки торговой надбавки, которую должно установить предприятие, чтобы возместить вероятные потери:

 

ТН = ((1 + ТН0) / (1 - Рн)) – 1 = (ТН0 + Рн) / (1 - Рн). (3.5)

Зависимость (2.41) представляет собой формулу ценообразования предприятия в условиях риска невозвращения задолженности по кредиту, то есть n1. Эту формулу можно представить и в таком виде:

 

n1 = ТН0*(1+ Рн/ТН0) / (1 - Рн). (3.6)

Из данных расчетов можно сделать вывод, что наличие риска неполучения прибыли и невозвращения задолженности приводит к необходимости повышения торговой надбавки. При существенном ее увеличении торговое предприятие рискует потерять покупателей, однако, компенсируя риск потери покупателей с низким доходом, предприятие снижает риск собственных потерь.

Теория и практика предпринимательства свидетельствует, что до значения Рн = 0,3 предприятие способно компенсировать риск, повышая цену не более, чем на 40% в сравнении с безрисковой надбавкой [7, стр. 215-217]. Такой риск считается допустимым, угроза потерь не слишком велика, а увеличение цены реализации товара находится в допустимых пределах.

При значениях вероятности от 0,3 до 0,6 значительно увеличивается не только сам риск (он становится недопустимым), но и сумма, которую платит покупатель. Если вероятность невозвращения превышает 0,6, то сам риск становится критическим, а торговая надбавка достигает нереальных значений.

Поэтому, предприятию-продавцу целесообразно заниматься реализацией товара при условии невозвращения задолженности по кредиту от 0 до 0,3. это связано с тем, что вероятность невозвращения задолженности по кредиту тесно связана с вероятность не продать данный товар. Эту вероятность можно определить экспертным или статистическим способом, создав базу данных, в которой учитываются все данные о коммерческих сделках. Если экспертным или статистическим путем была установлена вероятность невозвращения более 0,3, то данный товар не следует реализовывать в кредит.

При выполнении любых финансовых расчетов, занимающих какой-либо временной период, обязательно учитывают влияние процентной ставки. Это является следствием используемого в экономической теории допущения о том, что сегодняшние блага люди оценивают выше будущих благ. Речь идет об особенности экономического поведения субъектов рыночного хозяйства, получившей название временного предпочтения. Временное предпочтение – это склонность индивидов при прочих равных условиях оценивать текущее потребление или доход выше, чем потребление или доход в будущем.

Предполагается, что предпочтение благ настоящих благам будущим представляет собой такую же фундаментальную черту человеческого поведения, как и стремление максимизировать свое потребление. Откладывая распоряжение благами «на потом», мы рискуем, так как срок нашей жизни ограничен, и чем дальше во времени отстоит использование средств или получение дохода, тем сильнее неопределенность наступления этого момента. Для того, чтобы побудить владельца денежных средств отказаться от сегодняшнего потребления и перевести свои деньги в сбережения, необходимо вознаградить его за такой отказ, то есть те хозяйственные субъекты, которые получают сегодня возможность использовать заемные средства, должны заплатить за это владельцу. Другими словами, цена отказа от сегодняшнего (текущего) потребления благ – это процент.

Под процентными деньгами (или, кратко, процентами) понимают абсолютную величину дохода от предоставления денег в долг в любой форме: будь то выдача ссуды или продажа товаров в кредит, или помещение денег на депозит в банке и так далее. При заключении финансового или кредитного соглашения стороны (кредитор и заемщик) договариваются о размере процентной ставки. Процентная ставка - относительная величина дохода за фиксированный отрезок времени, то есть процентная ставка представляет собой отношение дохода (процентных денег) к сумме долга.

В современных условиях почти все предприятия для развития своего производства прибегают к банковским кредитам. В дальнейшем они не только погашают долг, но и выплачивают банковский процент своему кредитору. Следовательно, реализация дорогостоящего товара длительного пользования в кредит должна давать предприятию-продавцу такую прибыль, которая компенсирует кредитору одолженные средства и продолжительность отрезка времени ожидания, то есть плюс процентные деньги.

Добиться соблюдения этого условия предприятие-продавец может только одним способом: увеличить коэффициент n таким образом, чтобы он не только содержал плату за пользование кредитом, обеспечивающую прибыль продавца (n1), но и компенсировал бы возврат банковского процента n2

n = n1+ n2

Реализация дорогостоящего товара длительного пользования предусматривает не однократную выплату долга покупателем в конечный момент, а многократные выплаты через равные промежутки в течение определенного периода времени. В таком случае взаимоотношения между кредитором и дебитором определяются потоком платежей. Коэффициент наращивания сумма выражается в виде суммы геометрической прогресс с показателем (1+r) может быть записана в виде:

 

n2= ((1+r)m – 1)/ r (3.7)

Следует доказать это утверждение. Для удобства расчетов принимается три условия. Первое: пополнение депозита происходит ежемесячно. Это вполне естественно, так как основным источником дохода большинства потребителей является ежемесячная заработная плата. Второе: сумма пополнения является постоянной, равной такой величине b, что b*m = ∑b = Рт (1– k). Третье: в отличие от общепринятой практики, для данной модели удобнее использовать размер не годовой, а ежемесячной процентной ставки

r = R/12,

где r – плата за пользование кредитом в течение одного месяца; R – годовая ставка процента; 12 – число месяцев в году.

Связано это с тем, что потребительский кредит является краткосрочным, поэтому оперировать с интервалом в один месяц в этом случае удобнее при всех расчетах.

Если обозначить величину ежемесячного погашение задолженности через b, то погашенная задолженности к концу первого месяца при внесении денежного взноса можно представить в виде:

 

Р11 = bm* (1+r) - b, (3.8)

где b – величина ежемесячного погашения долга: r – процентная ставка за месяц;

m – период погашения кредита (мес.)

К концу второго месяца при внесении покупателем взноса величина денежных средств составит:

 

Р12 = (bm *(1+r) - b) * (1+r)) - b

или

Р12 = bm*(1+r)2 - b*(1+r) - b.

Тогда формула определения величины погашенного кредита на конец m-го месяца будет выглядеть следующим образом:

Р1m = b (m- m)*[(1+r)m + (1+r)m -1 + (1+r)m - 2 + … + (1+r) + 1].

Выражение в квадратных скобках представляет собой геометрическую прогрессию с первым членом равным единице и со знаменателем q = 1+r. Таким образом, согласно формуле суммы m первых членов геометрической прогрессии, данное выражение можно обозначить как коэффициент наращения n2 и представить в виде:

n2= ((1+r)m – 1)/ r (3.9)

где n2 – коэффициент наращивания процентной ставки, который необходимо учесть для погашения влияния соответствующего риска.

Процентная ставка влияет на стоимость приобретаемого в кредит товара длительного пользования в сторону увеличения, так как побуждает производителей и продавцов для компенсации потерь увеличивать плату за пользование кредитом. Графически влияние процентной ставки будет проявляться в смещении кривой безразличия: угол ее наклона относительно оси Р1 будет увеличиваться.

Очевидным риском, возникающим при реализации товара в кредит, является действие инфляции. Эта проблема актуальна для любой экономической системы, поскольку инфляция неизбежна, пусть и в небольших масштабах, даже для экономически благополучных стран. Она выражается в росте цен, обгоняющем рост доходов основной массы населения. Кульминационный момент хода воспроизводства – реализация потребительских товаров, - дающий импульс к новому циклу, встречает в период инфляции неодолимую преграду: деньги обесценены, но их категорически не хватает. Вместо импульса к возобновлению и расширению торговых закупок, от торговых закупок – к возобновлению и расширению производства, по этой же цепочке от потребительского рынка идет эстафета нехватки денег, замедления товарооборота, вялых закупок товаров у товаропроизводителей, приостановки и снижения выпуска товаров.

Отрицательно влияет инфляция и на потребительское кредитование: в годы нестабильности реализация товаров в кредит резко сокращается. Связано это с тем, что за время погашения потребителем задолженности по кредиту инфляция «съедает» прибыль предприятия-торговца, а при неверной оценке риска возникает ситуация реализации в кредит в убыток предприятию.

Чтобы исключить или ослабить влияние данного риска, предприятие-продавец дорогостоящего товара длительного пользования в кредит вынуждено увеличивать плату за пользование кредитом. Увеличение должно быть осуществлено таким образом, чтобы коэффициент включал в себя не только прибыль от кредитной сделки и компенсацию банковского процента, но и покрывал бы отрицательное действие инфляции (n3).

 

n3 = e, (3.10)

 

где е – коэффициент действия инфляции (индекс цен), который необходимо учесть для погашения влияния соответствующего риска.

Графически влияние индекса инфляции будет проявляться в смещении кривой безразличия: угол ее наклона относительно оси Р1 будет увеличиваться.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что основными видами рисков при реализации дорогостоящих товаров длительного пользования в кредит являются: риск неполучения прибыли, процентный риск и инфляционный риск. Следовательно, коэффициент платы за пользование кредитом должен состоять из трех частей:

 

n = n1+ n2 + n3.

Приведенные выше расчеты показывают, что все переменные правой части равенства (3.19) больше нуля, поэтому величина коэффициента платы за пользование кредитом n тоже всегда будет больше нуля. Это говорит о том, что предоставление беспроцентного кредита в современных экономических условиях не представляется возможным, а торговцы, представляющие такую услугу покупателям, вводят их в заблуждение, компенсируя потери завышенными торговыми наценками.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.