Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники экологического права




Под методами правового регулирования юридическая наука и практика понимают совокупность приемов, способов, средств, с помощью которых материальное и процессуальное право воздействуют на общественные отношения. Такие приемы, способы и средства могут иметь общеправовую, межотраслевую и отраслевую сущность.

Метод

Предмет

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Предметом регулирования экологического законодательства как комплексной отрасли российского права выступают общественные отношения, складывающиеся по поводу использования и охраны природных ресурсов. которые различаются своим природным и потребительским разнообразием. Это позволяет разделять ресурсы на земельные, водные, горные, лесные, биологические. Использование и охрана многих из них, как мы уже подчеркивали, осуществляется самостоятельными отраслями законодательства.

Так, к предмету правового регулирования экологического права можно отнести отношения, складывающие в сфере предоставления права пользования недрами для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, предоставления земельных участков в собственность и в аренду гражданам и юридическим лицам для различных целей, предоставление в пользование лесных участков, водных объектов, объектов животного мира, а также отношения, между субъектами экологического прав, т.е. юридическими и физическими лицами (индивидуальными предпринимателями) с одной стороны и органами государственной власти с другой стороны при осуществлении природопользователями деятельности по использованию и охране природных ресурсов.

Вместе с тем, следует отметить, что общественные отношения, складывающиеся в области природопользования, зачастую не имеют четкой отраслевой однородности, их не всегда возможно «расселить» по однородным отраслевым группам. Существует большое число общественных отношений, которые в равной мере могут функционировать как предмет регулирования различных отраслей российского права. В этой связи необходимо говорить о серьезной взаимосвязи подотраслей экологического законодательства друг с другом. Так, например, лесное, водное, горное право напрямую взаимосвязаны с земельным законодательством.

 

В целом, методы правового регулирования подразделяются на императивные и диспозитивные.

Императивные методы предусматривают осуществление властного воздействия на участников общественных отношений, урегулированных нормами права. Основными механизмами императивного метода являются нормы административного и уголовного права. Диспозитивные методы представляют собой способы регулирования отношений, возникающих между равноправными сторонами, которые сами определяют форму и условия выполнения своих обязательств. Основным механизмом диспозитивного метода являются нормы гражданского права.

 

Под источниками права принято понимать внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, в которых закрепляются, формулируются правила поведения, обязательные для исполнения. Традиционными источниками права являются нормативные правовые акты, прецедентные индивидуальные акты (в основном судебные) и санкционированные обычаи.

Под источниками экологического права понимаются общеобязательные предписания, выраженные в законодательных и иных нормативных правовых актах компетентных государственных и муниципальных органов Российской Федерации либо в фиксированных результатах непосредственного волеизъявления народа по поводу использования и охраны природных ресурсов в Российской Федерации.

Рассмотрим источники экологического права Российской Федерации подробнее.

3.1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Статьей 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статьей 72 Конституции Российской Федерации установлен принцип совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; в сфере земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.

Принцип совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды означает, что в данной сфере издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом, федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

3.2. Подробнее данные положения Конституции Российской Федерации раскрываются в федеральных законах.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды в настоящий момент действуют:

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 135-ФЗ

Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 7-ФЗ

Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ

Закон Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1

Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ

Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ

Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ

Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 4 марта 1995 г. № 33-ФЗ

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ.

Следующей ступенью иерархии нормативных правовых актов по их юридической силе являются подзаконные нормативные правовые акты. Как следует из их наименования, подзаконные нормативные правовые акты подчинены федеральным законам, принимаются в соответствии с ними и не могут им противоречить.

3.3. Ведущее место в структуре подзаконных правовых актов принадлежит указам Президента Российской Федерации. Являясь главой государства и гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, Президент РФ издает указы и распоряжения. Они не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (ст. 90 Конституции РФ).

Среди Указов Президента Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды можно назвать Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». В настоящий момент, по сравнению с периодом 1991-2000 годов, Указами Президента Российской Федерации отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды практически не регулируются. (например, Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2144 «О федеральных природных ресурсах» (утратил силу), Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1 993 г. № 2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами» утратил силу).

3.4. Правительство Российской Федерации принимает обязательные к исполнению постановления и распоряжения (п. 2 ст. 115 Конституции РФ).

В сфере природопользования Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами принято значительное количество постановлений. Среди последних постановлений Правительства Российской Федерации можно назвать:

- Постановление Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. № 53

«Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)»

- Постановление Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. № 18 «О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты»

- Постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 г. № 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках»

- Постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2002 г. № 57 «О плате за геологическую информацию о недрах»

- Постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 г. № 4 «Об утверждении положения о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на предоставляемых в пользование без проведения конкурсов и аукционов участке недр федерального значения континентального шельфа российской федерации, участке недр федерального значения, расположенном на территории российской федерации и простирающемся на ее континентальный шельф, участке недр федерального значения, содержащем газ».

3.5. Существенную роль в сфере правового регулирования отношений природопользования и охраны окружающей среды занимают приказы и другие правовые акты федеральных министерств и ведомств, таких, как Министерство природных ресурсов и экологии, Министерства сельского хозяйства, Министерства энергетики Российской Федерации. По юридической силе их акты могут быть общеобязательными либо действующими в пределах системы соответствующего министерства или подведомственного его органа государственной власти.

- Приказ МПР РФ от 19.11.2003 № 1026 «Об утверждении Порядка переоформления лицензий на пользование участками недр»;

Приказ МПР РФ от 01.11.2005 № 298 «Об утверждении Классификации запасов и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов»;

- Приказ МПР РФ от 22.05.2007 № 128 «Об утверждении формы заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование»;

Приказ МПР РФ от 16.07.2007 № 186 «Об утверждении Правил внесения сведений в государственный водный реестр»;

Приказ МПР РФ от 16.07.2007 № 184 «Об утверждении Правил заготовки древесины»;

Приказ МПР РФ от 24.04.2007 № 109 «Об утверждении Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых»;

Приказ МПР РФ от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов».

3.6. В соответствии с принципом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды субъекты Российской Федерации также принимают нормативные правовые акты: законы и подзаконные нормативные правовые акты. Порядок и процедуры разработки и принятия таких актов регулируются федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

- Закон г. Москвы от 02.03.2005 № 9 «О комплексном природопользовании в городе Москве»;

- Закон Чувашской Республики от 10.11.1999 № 17 «О природопользовании в Чувашской Республике»;

- Закон Липецкой области от 01.12.2008 № 211-ОЗ «О правовом регулировании некоторых вопросов природопользования в Липецкой области»;

- Закон Кировской области от 01.08.2006 № 35-ЗО «О государственном контроле в сфере охраны окружающей среды и природопользования»;

- Закон Самарской области от 06.04.2009 № 46-Государственной Думы «Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области»;

- Закон Тамбовской области от 11.10.2002 № 58-З «О природных ресурсах и природопользовании в Тамбовской области».

 

3.7. Особое место среди источников экологического прав занимают международные правовые акты, ратифицированные Российской Федерацией. В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (международные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера), Международный договор Российской Федерации, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъектов Российской Федерации, заключается по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъектов Российской Федерации.

В сфере природопользования Российской Федерацией ратифицированы такие международные договоры, как:

Конвенция о континентальном шельфе от 29 апреля 1958 г.,

Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне от 29 апреля 1958 г., Конвенция об открытом море от 29 апреля 1958 г.,

Конвенция по морскому праву от 10 декабря 1982 г,

Киотский протоколе к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата от 11 декабря 1997 года, в Европейской энергетической хартии, договор к которой подписан Правительством Российской Федерации 16 декабря 1994 года, и ряд других международных договоров.

Другим примером участия Российской Федерации в международных договорах, регулирующих недропользование в трансграничных морских территориях, являются Соглашение между Российской Федерации и Азербайджанской Республикой о разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря от 23 сентября 2002 г., Соглашение между Российской Федерации и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 г., Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа в Балтийском море от 24 октября 1997 г., Горная хартия государств - участников Содружества Независимых Государств и Соглашение о сотрудничестве в области изучения, разведки и использования минерально - сырьевых ресурсов от 27 марта 1997 г., Соглашение о приграничном сотрудничестве в области изучения, освоения и охраны недр между Правительствами Российской Федерации, Молдовы, Беларуси, Таджикистана, Украины, Кыргызской Республики, Азербайджана, Армении, Грузии, Туркменистана, Узбекистана от 23 мая 2001 г. Названными международными договорами определяются принципы сохранения и рационального использования природных ресурсов, соответствии с международным правом в морских пространствах, прилегающих к их побережьям, определяются линия разграничения исключительной экономической зоны и континентального шельфа между Российской Федерацией и другими государствами и закрепляются начала международного сотрудничества в области изучения, освоения и охраны недр.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.