Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование группы и ее основные характеристики




 

В литера­туре имеется несколько моделей формирования группы, и в каждой из них стадии ее жизненного цикла называются по-разному. Например, Джеймс Л. Гибсон, Джон Иванцевич и Джеймс X. Донелли-младший счи­тают, что в своем развитии каждая группа проходит через стадии: взаим­ного признания, общения и принятия решений, мотивации и продуктив­ности, контроля и организации.

По мнению Л.В. Карташовой, Т.В. Никоновой и Т.О. Соломанидиной, таких стадий пять: начальная стадия формирования, стадия внутригруппового конфликта, обеспечение сплоченности группы, стадия наи­высшей работоспособности и заключительная стадия (для временных групп).

Е.Г. Молл, как и американские ученые, выделяет также четыре этапа: образование группы, стадию «бури и шторма» (конфликтации), стадию нормирования (дифференциации) и стадию исполнения,

Недостатком всех этих определений является некоторая их произволь­ность, отсутствие методологического критерия.

Рассмотрим концепцию, основанную на процес­сах, которые определяют особенности развития каждой группы. Процессы:

1 Адаптация характеризует начальный этап формирования группы, ког­да ее члены узнают и принимают друг друга, формируют задачи, вырабатывают нормы поведения, когда начинают проявляться структура, иерар­хия, статус, роли, лидерство.

2 Идентификация связана с формированием чувства принадлежности индивида к группе. Этот процесс протекает на трех уровнях: эмоциональ­ном - как умение сопереживать; ценностно-мировоззренческом - как спо­собность стать на точку зрения другого человека или всей группы и поведен­ческом - как стремление подчиниться складывающимся групповым нормам.

3 Интеграция знаменует собой этап, когда уже завершена борьба за власть в группе, окончательно установлены групповые нормы, роли каждого, то есть когда объединение индивидов превратилось в единичный коллектив. Интеграция приводит к превращению коллектива в саморегулирующийся социальный организм, хорошо приспособленный к совместно-ин­дивидуальной деятельности.

Для данного этапа развития группы характерны следующие признаки:

»четко обозначены цели;

» достигнута совместимость индивидов в группе;

» лидер группы доказал на практике право на лидерство;

«группа успешно выполняет поставленные перед ней задачи;

«размер группы позволяет знать мнение каждого ее члена и оценивать его;

«люди чувствуют свою принадлежность к группе, поддерживают друг друга, преодолевая совместно трудности и решая групповые задачи;

«конфликты и стрессы, проявлявшиеся на первых порах особенно ча­сто и болезненно, возникают все реже и разрешаются наиболее щадящими способами с участием всей группы.

Показателем эффективности интеграции является степень сплоченно­сти группы. Наиболее высокая сплоченность присуща группе на ступени ее зрелости. Распад группы начинается с проявления разобщенности между ее членами.

 

Характеристики группы:

1 Структура группы. Каждая группа имеет свою структуру. Она зависит от типа группы, ее размера и состава, взаимоотношений и норм в ней, статуса и роли каждого члена группы.

2 Размер группы. Одним из важных факторов, который во мно­гом определяет эффективность группы, является ее размер. Практика по­казывает, что наиболее продуктивными оказываются группы, состоящие из 5-9 человек. Такая численность позволяет, во-первых, учитывать при принятии решений разные мнения, во-вторых, создает прозрачность, при которой хорошо виден вклад каждого и, в-третьих, обеспечивает благо­приятные условия для взаимодействия и сплоченности.

3 Состав группы. Эффективность группы зависит также и от ее состава. Чем больше общих признаков у груп­пы (по возрасту, квалификации, взглядам и т.д.), тем плодотворней рабо­тают ее члены, тем быстрее они находят правильные решения вопросов, которые перед ними возникают. В то же время разнородность группы по какому-либо признаку при определенных условиях может быть источни­ком конфликтов.

4 Статус. Под статусом принято понимать место человека в обществе или группе. Различают формальный и неформальный статус. Формальный опре­деляется должностью, официальным званием; неформальный - личными качествами человека и признанием людьми этих качеств. Если установленный групповой статус соответствует ожиданиям лич­ности, личность признает групповые нормы и ведет себя в соответствии с ними, если нет, между личностью и группой возникает конфликт.

5 Роли. Роль - это способ или модель поведения человека в той или иной ситуации. Каждый член груп­пы выполняет определенные роли, которые зависят от его статуса. Слож­ность управления организационным поведением здесь заключается в том, что в жизни люди одновременно выполняют несколько ролей. Человек в одно и то же время может быть руководителем, подчиненным, товарищем, родителем и т.д. В каждой роли от него ожидают определенного поведе­ния. Когда член группы не оправдывает ожиданий группы, возникает роле­вой конфликт.

6 Нормы. Под групповыми нормами принято понимать общепризнанные стан­дарты, которые сложились в группе в результате длительного взаимодей­ствия ее членов. В отличие от ролевых ожиданий, которые обращены к отдельным людям, нормы обращены сразу ко всем членам группы. Как формальные, так и неформальные группы могут иметь разнооб­разные писаные или неписаные нормы. Одни из них формализованы в различных письменных документах. Другие официально не объявля­ются, тем не менее становятся известными всем членам группы. И хотя они носят неформальный характер, их влияние на взаимоотношения в группе и эффективность ее работы часто оказывается сильнее писаных норм.

Основные нормы можно свести к нескольким типам.

К первому типу относятся те, которые определяют нормы деятельности, ее производительность, качество, сроки выполнения заданий и т.д.

Ко второму - нормы, связанные с распределением ресурсов. Они регламентируют порядок выделения денег на заработную плату, поощрения, последовательность предоставления льгот и привилегий и т.д.

К третьему - нормы, касающиеся неформальных социальных соглашений. Сюда входят правила, регулирующие проявление профессиональ­ной или групповой солидарности, допустимые пределы санкций к отдельным членам группы, нормы групповой лояльности и т.д.

Четвертый тип образуют организационные нормы. Это могут быть
требования к одежде работников, предъявляемые для поддержания определенного имиджа фирмы, или стандарты при ведении переговоров и т.д.

7 Сплоченность. Концепция сплоченности имеет важное значение для понимания роли группы в организации. Эта роль может быть либо положительной, либо отрицательной, все зависит от того, совпадают груп­повые цели с целями организации или нет. Менеджеру надо знать, как управлять процессами, которые сплачива­ют людей в группе, и в зависимости от направленности сплоченности при­менять те или иные меры воздействия.

 

 

Тема 5 «Мотивация и вознаграждение»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.