КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 1. Россия в системе безопасности мирового сообщества
Тема 2.2. СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА в России
Учебные вопросы: 1. Россия в системе безопасности мирового сообщества 2. Понятие концепции национальной безопасности 3. Государственная система национальной безопасности России Даже краткий исторический экскурс и анализ современного состояния проблемы национальной безопасности свидетельствуют о том, что емкое и всеобъемлющее понятие «безопасность» в течение многих десятилетий искусственно дробилось на отдельные составляющие, сферы влияния и зоны ответственности тех или иных социальных структур. На таких важнейших сферах общественной жизни, как национальная, политическая, экономическая, военная, экологическая, информационная безопасность многие годы стоял негласный запрет, проявлявшийся в стойком отсутствии интереса к ним со стороны властных структур и ведомств, практически исключавший возможность проведения широкомасштабных исследований и практических работ в этой области. Поскольку безопасность связана с различными сферами жизнедеятельности социума, то, говоря о ее проблемах, следует вести речь о системной ее характеристике, учитывающей способность одних объектов угрожать, а других отражать такие угрозы, уклоняясь, защищаясь или уничтожая их носителей в превентивном порядке. Использование понятия «безопасность» в качестве признака отдельных компонентов систем, за исключением социума, нецелесообразно. При анализе проблем безопасности одним из ключевых выступает понятие «социальная система». Система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих определенное единство, целостность, причем каждый ее элемент функционален и вносит свой вклад в характеристики этой системы. Важным моментом является и то, что целостность представляет собой особое системное свойство, позволяющее выделить конкретную систему из окружающей среды, которым в отдельности не определяется ни одна из ее частей при любом способе ее дробления.
Социум, рассматриваемый как система, представляет собой множество сложных, развивающихся по своим законам различных и противоречивых процессов и структур, причем для каждого из них есть свое место, все они оказываются необходимыми для функционирования системы в целом и обеспечения ее устойчивости и безопасности. Таким образом, в понятие «социальная система», входит вся совокупность структур, институтов, социальных групп и индивидов, а также отношений между ними в их социально-политическом, экономическом, экологическом и других аспектах. Каждая отдельная система обладает комплексом свойств, регулирующих ее поведение таким образом, чтобы в условиях динамичных изменений внешней среды и собственной внутренней структуры была обеспечена ее устойчивость и безопасность. Если этого нет, система утрачивает свои системообразующие свойства. Целостность ее нарушается. Это касается и человека (личности), и общества, и государства, которые также могут быть представлены как социальные системы. В этом контексте крайне важно рассматривать безопасность как функцию социальной системы, содержание которой определяется как цель, способ и условие ее существования. Безопасное и устойчивое развитие системы при этом является особой формой движения, характеризующейся такими философскими категориями, как количество (число, величина, численная определенность), качество (целостная нерасчлененная определенность предметов и явлений), структура (целостность, качественное отличие от составляющих ее элементов). Структура теснейшим образом связана с количеством и особенно с качеством. Изменение качества предметов во всех случаях связано с перестройкой структуры составляющих их элементов. Развитие же рассматривается как совокупное изменение во взаимосвязи количественных, качественных и структурных параметров в системе.
Количественные изменения — это увеличение или уменьшение составных частей данного целого, выражаемое увеличениями или уменьшениями их числовых значений, приводящих на определенных этапах своего изменения к качественному скачку. Структурные изменения — это изменения взаимоотношения составных частей, которые совсем необязательно должны сопровождаться увеличением или уменьшением их числа. Они также могут приводить к качественному скачку. Для развивающихся систем характерны как устойчивость структуры, так и потеря ее устойчивости, разрушение одной структуры, потерявшей устойчивость, и создание другой устойчивой структуры, что является проявлением одного из законов диалектики — перехода количественных изменений в качественные. Таким образом, процесс развития можно представить как последовательность циклов эволюционного изменения состояний внутри цикла со скачкообразным переходом состояния в конце цикла на новый качественный уровень, означающий начало нового цикла развития. Следствием такого циклического развития является невозможность перехода от новообразованной структуры к старой разрушенной, т.е. его необратимость, которая так же, как устойчивость и потеря устойчивости, — атрибут любой развивающейся системы. Как свидетельствует общественная практика, слишком устойчивая система не способна к развитию, так как она подавляет любые отклонения от своего гиперустойчивого состояния. Для перехода в качественно новое состояние система обязательно должна в какой-то момент оказаться неустойчивой. Вместе с тем перманентная неустойчивость — другая крайность, крайне вредная для развивающейся системы, как и гиперустойчивость, так как она исключает запоминание и закрепление в системе характеристик, полезных для взаимодействия с внешней средой, т. е. того, что определяет устойчивую структуру системы. В модели развивающейся системы и должны быть отражены объективные соотношения между устойчивостью системы и ее неустойчивостью, порождающей необходимые изменения, т.е. процесс развития.
В конечном итоге, все действия, направленные на обеспечение безопасности, непосредственным образом связаны с обеспечением стабильности социума, под которой понимают свойство системы, позволяющее ей сохранять свои базовые качественные характеристики и основные тенденции устойчивого и безопасного развития. Иными словами, это такое состояние системы, где не по отдельности, а в совокупности проявляются следующие факторы: •динамика всех жизненных процессов, остановить которую невозможно, которая не искажена экстремальностью внешних и внутренних условий жизни, особенно создаваемой искусственно; •предсказуемость наиболее существенных, принципиальных параметров в состоянии системы, направлений и тенденций ее эволюции и развития; •возможность рационально, практически и эффективно реагировать на перемены, вызываемые жизнью, особенно на потенциально наиболее угрожающие или нежелательные из них. При этом наиболее важен именно последний фактор, так как угроза существенно снижается, если человек к ней готов и в состоянии ее отразить. Иначе говоря, категория стабильности непосредственно соприкасается с понятием и явлением безопасности. Закон РФ «О безопасности» определяет следующие основные функции системы обеспечения безопасности: • выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации; . создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности; •управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях; •осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
•участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами государства в соответствии с международными договорами и соглашениями. Исходя из общего понимания безопасности как отсутствия опасности, можно определить понятие «безопасность» с системных позиций. В этом контексте безопасность — это состояние, характеризующее отсутствие противоречий в развитии и функционировании человека или социальной системы с внешней по отношению с ним средой, наличие или рост которых может привести человека или социальную систему к уничтожению или изменению системообразующих свойств[46]. Важной особенностью безопасности является и то, что для любой развивающейся системы она является ее характеристикой. Как уже отмечалось, существует множество угроз и опасностей различного характера, а безопасность — это единая, целостная характеристика. Общепринятое искусственное дробление безопасности системы на отдельные виды и формы является лишь методическим приемом, способом моделирования реальных процессов, позволяющим рассмотреть эту сложную проблему во всем ее многообразии. И не случайно в Законе РФ «О безопасности» как объектами, так и субъектами безопасности определяются личность, общество и государство, т. е. социум, а не экономика, политика, экология, техносфера, природа и т.д. Все это означает, что когда речь идет о безопасности, то следует говорить не об обеспечении ее отдельных компонентов (экономическая, политическая, социальная, экологическая безопасность и т.д.), как это распространено в настоящее время, а об обеспечении безопасности социума в различных сферах его жизнедеятельности, считая ее единой интегральной характеристикой, используя такие понятия, как «безопасность в экономической сфере», «безопасность в политической сфере», «безопасность в социальной сфере», «безопасность в сфере экологии». В Концепции национальной безопасности Российской Федерации системообразующие сферы, в которых должна осуществляться деятельность, направленная на обеспечение безопасности социума, так и определяются — экономическая (внутренняя и внешняя), социальная, духовная, международная, информационная, военная и экологическая сферы безопасности. К ним относятся и опасности, связанные с терроризмом и криминализацией общественных отношений. Необходимо подчеркнуть, что сфера обеспечения безопасности социума и в настоящее время остается одним из слабо разработанных направлений научного исследования, что требует особого внимания к выбору эффективных системных методов его анализа. С этих позиций проблему следует рассматривать в нескольких аспектах: •во-первых, как деятельность конкретных социальных субъектов, сферу отношений, возникающих между этими субъектами, сферу, в которой функционирует и развивается общественное, групповое и индивидуальное сознание; •во-вторых, как предмет научного познания, так как исследовать сущность, закономерности развития и особенности функционирования этого сложного социального явления можно лишь с помощью теоретического анализа. Однако в целях достоверности непосредственно анализ должен опираться на практический материал, поставляемый эмпирическим уровнем сознания; •в-третьих, как системный анализ с позиций политики, экономики, социальных отношений, права, морали, экологии, что позволяет представить данный процесс как социальное явление, направленное на защиту всех компонентов социума, — поддержание политической власти, стабильности государства, экономической системы, общественных отношений, интересов больших социальных общностей и отдельного человека. В целом при исследовании проблем безопасности должна быть использована вся совокупность методов, лишь в этом случае можно говорить о всестороннем анализе этой актуальной научной и практической задачи. На основе системного анализа безопасности в наиболее общем виде можно выделить основные угрозы и опасности для российского социума: •в политической сфере — любые действия, направленные на подрыв целостности России, интеграционных процессов в сфере ее национальных интересов; нарушение прав и свобод человека; обострение проблем терроризма; действия, ведущие к ослаблению или подрыву международных позиций страны; •в экономической сфере — деиндустриализация России, потеря интеллектуального, технологического и промышленного потенциала; закрепление топливно-сырьевой специализации страны в мировой экономике; ослабление ее экономической самостоятельности; в социальной сфере — резкое имущественное расслоение общества, увеличение доли населения, живущего за чертой бедности; кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения; ослабление роли семьи; криминализация общественных отношений; снижение духовного и нравственного потенциала общества; •в военной сфере — сохраняющаяся военная опасность со стороны ведущих стран Запада, наращивание ими военной мощи, расширение НАТО на восток к границам России; рост числа очагов локальных конфликтов в непосредственной близости от российских границ; распространение ядерного оружия и других средств массового поражения, а также средств их доставки; сохраняющаяся •в экологической сфере — обострение экологической ситуации в стране в результате усиления техногенного воздействия на окружающую среду; снижение качества продуктов питания; приближение к критическому уровню состояния земельных угодий и водоемов. Серьезные угрозы и опасности существуют также в других сферах безопасности — информационной, интеллектуальной, технологической и т.д. Результатом проведения системного анализа угрозы как категории безопасности является установление «шкалы приоритетов безопасности», классификация и ранжирование угроз по характеру и степени той опасности, которую они представляют. При такой классификации могут использоваться различные признаки угроз российскому социуму: «по сферам человеческой деятельности — политические, экономические, социальные, правовые, военные, экологические, информационные и др.; •по источникам — внутренние (находящиеся на территории России) и внешние (находящиеся за ее пределами); •по отношению к человеческой деятельности — объективные (формируемые независимо от целенаправленной деятельности социума) и субъективные (создаваемые сознательно, например, разведывательной и иной подрывной или преступной деятельностью); •по вероятности реализации — реальные (могут быть осуществлены в любой момент) и потенциальные (могут реализоваться в случае формирования определенных условий); •по последствиям — всеобщие (отражаются на всем социуме или большинстве субъектов), локальные (отражаются на части социума, отдельных его субъектах), частные (отражаются на отдельных структурах и субъектах). Подобная «шкала приоритетов» не является постоянной величиной и может претерпеть значительные изменения в зависимости от конкретной ситуации, характера и степени угроз. Так, в настоящее время в сложившейся международной обстановке и в ситуации социально-экономической и политической нестабильности в России, несмотря на заметный прогресс в ее развитии за последние годы, главная угроза безопасности находится по-прежнему во внутренней сфере. Реальные процессы системного обеспечения безопасности социума осуществляются в рамках сложившейся конкретно-исторической обстановки и определяются соответствующим фоном общественной ситуации: • социальным — расстановкой общественных сил, интересов и потребностей, отражающихся в программах политических партий, социально-политических взглядах населения и т.п.; • экономическим — природными и человеческими ресурсами, развитием экономики, уровнем жизни населения, финансами, состоянием народного хозяйства и его отраслей, внешней торговлей и пр.; • организационным — показателями функционирования организаций, от которых зависит уровень управления на всех уровнях; • научно-техническим — научным потенциалом (кадрами, их численностью и квалификацией, материально-техническим и информационным обеспечением исследований), темпами и масштабами развертывания научно-технического прогресса (НТП) и т.д.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |