Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Партнерство государственного и частного секторов экономики в создания общего продукта

Несмотря на некоторое "ужесточение" государственного управления, связанное в том числе с критическим отношением к моделям партнерства государства и частного сектора, во многих странах Европы был принят ряд мер для поддержки механизмов такого партнерства. В других регионах мира наблюдаются те же тенденции. Это не вызывает удивления, поскольку разрыв между растущими требованиями к общественным услугам и инфраструктуре с одной стороны, финансовыми и бюджетными ограничениями государства (в том числе и установленными в ЕС Маастрихтским договором) - с другой, постоянно возрастает. Объем капитала в экономике достаточен, необходимо лишь привлечь его для использования в реализации совместных проектов государства и частного сектора.

В Великобритании с начала 80-х годов вслед за продажей государственных пакетов акций предприятий таких классических "рыночных" секторов, как сталелитейная и автомобильная промышленность, была начата приватизация компаний секторов общественных услуг, действующих в сфере телекоммуникаций, энергетики, железных дорог и т.д. В начале 90-х годов в Великобритании принят закон о "частной финансовой инициативе" (Private Finance Initiative, PFI), который должен был облегчить частным структурам "вхождение" в сектор общественных услуг за счет четкого определения рамочных условий.

На основе данного закона к настоящему времени реализовано более 450 проектов на общую сумму 32 млрд. евро в сфере дорожного хозяйства, транспорта, здравоохранения, охраны правопорядка и обороны. При этом лишь в немногих случаях речь идет о крупных проектах: проекты стоимостью более 150 млн. евро составляют около 7% их общего числа, а стоимость большей части реализованных проектов - от 1,5 до 30 млн. евро. По оценкам министерства финансов Великобритании, в 2002-2005 гг. в договорном порядке будет инвестировано 36 млрд. долл.

Численность стран, в которых в различных формах развивается партнерство государства и частного сектора, постоянно растет.

В целом в развитии подобных проектов наблюдаются следующие тенденции:

- в ряде стран Европы - Ирландии, Португалии, Испании и Италии - приняты законодательные акты, облегчающие партнерство государства и частного сектора в реализации проектов;

- в Нидерландах, Германии и Австрии пилотные проекты находятся еще на ранней стадии разработки. В Германии с расширением партнерства государства и частного сектора связывают большие перспективы в развитии транспорта и дорожной инфраструктуры;

- новые страны - члены ЕС - Венгрия, Чехия, Словакия, Хорватия и Польша, отстающие от прежних членов ЕС в развитии инфраструктуры, - нуждаются в разработке и реализации совместных проектов;

- в Канаде и Австралии концепция партнерства государства и частного сектора включена в правительственные программы;

- во многих развивающихся странах (Китае, Малайзии, Аргентине и др.) также разрабатываются первые проекты с участием государства и частного бизнеса.

Хотя программы и проекты партнерства государства и частного бизнеса могут осуществляться в большем числе секторов, но, как правило, они реализуются в сфере общественного транспорта, вывоза и переработки мусора (особенно в Великобритании), в образовании и здравоохранении.

Распределение фин.ср-в, выделяемых на совместные проекты в странах ЕС по отраслям:

1) Железная дорога

2) Дороги

3) Энергетика

4) Аэропорты

5) Здравоохранение и воспитание

Концепция партнерства государственного и частного секторов (ГЧП) предполагает развитие любых договорных отношений, регулирующих их сотрудничество с целью оказания общественных услуг, создания или модернизации общественной инфраструктуры.

Модели и проекты ГЧП с точки зрения применяющихся методов их разработки и реализации могут рассматриваться как развитие классических методов и процедур проектного финансирования. Однако некоторые особенности взаимодействия государственных и частных структур обусловливают необходимость ряда дополнительных требований к соответствующим проектам.

В рамках концепции ГЧП сформировалось пять базовых моделей сотрудничества государства и частного сектора, характеризующихся особыми формами собственности, финансирования и управления. Модель оператора предполагает частное финансирование и управление и наличие частно-государственной собственности, модель кооперации - частно-государственное финансирование и управление при наличии частно-государственной собственности, модель концессии - частно-государственное финансирование и управление при наличии государственной собственности, договорная модель - частное финансирование и управление при наличии частно-государственной собственности, модель лизинга - частно-государственное финансирование и управление при наличии частной собственности.

Основной принцип концепции ГЧП состоит в том, что государство определяет, в каких услугах и инфраструктуре оно нуждается, а частные инвесторы выдвигают предложения, которые должны в наибольшей степени соответствовать требованиям государства.

В рамках ГЧП государство играет важную роль, с одной стороны, как важнейший пользователь услугами, оказываемыми в рамках проекта, а с другой - как субъект, устанавливающий рамочные условия его реализации. Таким образом, ГЧП рассматривается как концепция, позволяющая использовать ресурсы частного сектора для развития инфраструктуры, повысить качество и увеличить объем общественных услуг и избавить государство от специфических рисков, связанных с выполнением проектов.

Важная часть сделок в рамках ГЧП - распределение между участниками проекта задач, возможностей и рисков. При этом, как правило, соблюдается следующее условие: решение конкретной задачи возлагается на того партнера, который может сделать это с наибольшей эффективностью. Распределение задач и ответственности между государством и частным сектором зависит от сферы реализации проекта. Чем большее значение имеет общественная услуга (общественное благо), тем ниже рыночные риски, связанные с ее оказанием, и тем выше потребности в государственном регулировании.

Основополагающей целью государства при выполнении проектов ГЧП служит создание большей добавленной стоимости для оказания общественных услуг. Эта цель достигается за счет более дешевого оказания общественных услуг частными структурами, обладающими ориентированным на результат менеджментом, современными методами планирования и возможностью более быстро осуществлять инновации и повышать эффективность. Еще одна цель государства - эффективная передача частному партнеру рисков, связанных с планированием, строительством, финансированием и управлением текущей деятельностью того или иного объекта.

Кроме того, государство получает выгоду от увеличения связанных с проектом бюджетных доходов, а также от косвенных эффектов: оживления конъюнктуры и роста инвестиционной привлекательности регионов. Оптимальное структурирование ГЧП в рамках отдельных проектов создает возможности для получения выгод, связанных с такими факторами, как:

- более быстрая реализация наиболее важных проектов в области инфраструктуры;

- ускорение развития регионов;

- повышение народно-хозяйственной эффективности (часто неучитываемой в экономическом анализе);

- улучшение механизмов и моделей оказания услуг;

- облегчение бремени, лежащего на государственном управлении;

- снижение инвестиционных расходов (экономия может достигать 30% расходов на инвестиции);

- оптимизация структуры финансирования за счет использования национальной и (или) международной поддержки и расширения доступа к новым источникам финансирования.

Препятствием для успешной реализации проектов ГЧП могут стать следующие факторы: требования государства, связанные с расчетом издержек и экономических выгод; сложные схемы учета и налогообложения; сценарии "выхода" и "входа" в проект, дающие государству возможность произвольно принимать решения.

Анализ реализации проектов ГЧП в ряде европейских стран показывает, что необходимость их использования в первую очередь обусловлена приватизацией и либерализацией в государственном секторе. Позитивные результаты проектов связаны с более низкими затратами на инвестиции и (или) с более низкой стоимостью оказываемых общественных услуг. Устойчивость этих преимуществ с учетом накопленного опыта реализации проектов ГЧП можно считать доказанной.

Использование позитивного опыта ГЧП приводит к росту инвестиций в развитие общественной инфраструктуры. При этом модель ГЧП не замещает, а дополняет государственные инвестиции.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Различные подходы в перераспределении доходов и богатств | Основные характеристики современного мирового рынка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.