Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к зачету по теории физического воспитания




1. Жесткий и мягкий скелет и их роль в обеспечении жизнедеятельности?

2. Какие движения восстанавливают рессорные функции позвоночника?

3. Движения, развивающие мышцы грудной клетки и туловища, их роль и значение.

4. Основной закон гиподинамики. Что способствует движению крови по венам?

5. Как быстро снять умственную и физическую усталость?

6. Почему после стрессовых ситуаций нужны активные движения?

7. Почему после стрессовых ситуаций нужны активные движения?

8. Задачи и содержание врачебного обследования в ВУЗах.

9. Методы исследования и оценки физического развития человека.

10. Исследование состояния серд.-сосуд. системы при занятиях физическими упражнениями.

11. Брадикардия и тахикардия, значение их оценки в спортивной практике.

12. Функциональная проба с задержкой дыхания. Интерпретация её показателей.

13. Ортостатическая проба и её оценка.

14. Содержание и оценка Гарвардского степ - теста.

15. Содержание и оценка индекса Руффье.

16. Предпатологические состояния при занятиях спортом - переутомление, перетренированность, перенапряжение.

17. Патологические состояния при занятиях спортом и доврачебная помощь.

18. Самоконтроль в спортивной практике, основные методы и приемы.

19. Содержание и задачи педагогического контроля в физическом воспитании.

20. Физическая культура и её роль в жизни человека и в развитии общества.

21. Физическое воспитание, его роль и значение в становлении личности.

22. Спорт как биологическое и социальное явление в жизни человека и общества.

23. Физическое совершенство как гармония духовного и двигательного развития.

24. Психофизические качества - сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость. Их роль в двигательной деятельности человека.

25. Раскрыть понятия: двигательные умения и навыки.

26. Что такое физическая подготовка? Её профессиональная направленность.

27. Ценностные ориентации студентов на физическую культуру и спорт.

28. Валеология - наука о здоровье и здоровом образе жизни.

29. Гомеостаз и адаптация - физиологические механизмы, обеспечивающие здоровье.

30. Здоровье телесное, психическое и нравственное.

31. Здоровый образ жизни - его основные принципы.

32. Факторы риска в жизни человека.

33. Двигательная активность и жизнедеятельность, творческая деятельность.

34. Основы рационального питания.

35. Значение сна для здоровья человека и его учебной деятельности.

36. Биологические и социально - экономические аспекты здорового образа жизни.

37. Влияние курения на организм человека.

38. Алкоголизм и наркомания - злейшие враги человечества.

39. Расскажите о гигиене умственного труда.

40. Здоровый образ жизни как фактор, обеспечивающий успешность учебного процесса.


Л. Бурачевский

ТЕЛЕСНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЗДОРОВЬЕ (психология, этика, история, социальная психология)

Здоровый образ жизни или стиль жизни- это жизнь без болезней, долгая и плодотворная, как бы продлевающая себя в здоровом потомстве. Это и следование правилам гигиены и соблюдение режима сна и питания, и умение правильно питаться, и достаточная ежедневная двигательная активность, и умение отдыхать после напряженного учебного или трудового дня. Иначе, это-телесная и физическая культура человека в ее широком, обобщенном понимании.

Для чего студентам технического вуза читается эта лекция социально-биологического плана? Для того, чтобы студенты получили определенные знания о функционировании своего организма, о том, как управлять им и содержать его в норме.

Научная организация труда в вузе и на производстве, готовность к трудовой и оборонной деятельности, эффективность умственного труда студентов, спортивные занятия и активный отдых с использованием средств физической

•к.

культуры, воспроизведение здорового и полноценного потомства_ все это базируется на состоянии здоровья индивида, его функциональной дееспособности, энерговооруженности, работоспособности.

Организм человека- это сложнейшая самоуправляемая система и нельзя не знать хотя бы основные принципы его работы. Иначе, можно нанести ему огромный вред: что-то перегорит, произойдет поломка. А это- болезни. инвалидность, ранняя смертность.

Нельзя назвать интеллигентным, вполне культурным, человека, в частности, студента, если он пренебрежительно относится к своему организму- постоянно и грубо нарушает режим сна и питания, неправильно питается, ведет сидячий образ жизни, мало двигается, не отдыхает, не сбрасывает напряжение после трудной, утомительной учебы, кто, наконец, курит, часто и неумеренно употребляет алкоголь- от пива до вина и водки.


Существуют т.н. факторы риска- гиподинамия, т.е. низкая двигательная активность в течение дня и недели, нерациональное питание, избыточный вес, нервные перенапряжения (стрессы), курение и употребление алкоголя и некоторые другие. Факторы риска неразрывны с человеком, они как бы живут вместе с ним, и в нем самом и в его неупорядоченной, безалаберной жизни умножаются им же многократно. Тогда они переходят непосредственно зону риска, и становятся угрожающими для здоровья факторами.

Наличие угрожающих факторов в жизни человека свидетельствует о преждевременном изнашивании организма или каких-то его функций, о наличии тяжелых хронических заболеваний и, в итоге, предопределенности к уходу из жизни на много раньше отпущенного природой срока.

Сегодня- хилые, болезненные студенты, завтра- хронические больные молодые специалисты, а позже- больные и немощные матери и отцы, от которых появится на свет такое же больное потомство. Это- важный социально-биологический аспект. Ослабленные, изнуренные болезнями люди не в состоянии создать здоровую семью и растить здоровых детей, они не могут успешно и продуктивна учиться или трудиться на производстве и не смогут стать достойными защитниками своего Отечества. Перспектива здесь весьма печальная: от болезненного состояния- к хроническим болезням, физической деградации, ранней смертности и вырождению семьи, рода.

Важен также социально- экономический аспект здорового образа жизни и, в результате, здоровья населения. Здоровые, физически крепкие, закаленные, выносливые работники меньше болеют, у них во много раз ниже процент простудных болезней, а также травматизма и профессиональных заболеваний. А это- огромная, многомиллионная экономия средств, идущих на оплату бюллетеней (листка нетрудоспособности) и лечение больных работников. Это и высокая работоспособность и производительность труда.

Государство не может не быть заинтересованным в массовом развитии физической культуры и здорового образа жизни населения. Здоровье граждан-


золотой фонд страны, ее национальное богатство. Государство ждет полноценной отдачи от каждого студента и каждого работника. Это и есть государственный подход к здоровому образу жизни и, в целом, к здоровью нации.

Что можно сказать о пользе и значении регулярных занятий физическими упражнениями для организма человека? Здесь несколько аспектов.

Физические упражнения, активные движения, занятия спортом создают более высокий энергетический фонд, энергообеспеченность. Отсюда- большая активность, жизнедеятельность, дееспособность.

Далее, это- и лучшая двигательная развитость, т.е. выше уровень гибкости, ловкости, координации движений, силы, быстроты, выносливости, общей моторной подвижности. А вот имеет жизненно важное значение, особенно при выполнении трудовых и оборонных функций.

Это также- богатый двигательный опыт, широкий набор автоматизированных, доведенных до совершенства двигательных умений и навыков, лучше развитое тонкое мышечное чувство, лучшее управление движениями и распределение мышечных усилий.

Это- и более совершенная адаптация к новым условиям (военным, бытовым, производственным, спортивным), лучше развитые приспособительные механизмы к различным изменениям в жизни, к переходу на новые виды труда или освоению новых профессий, к жизни в других временных поясах или в иных климатических условиях.

Это- меньшая утомляемость, следовательно, более высокая работоспособность, т.е. способность долго и производительно трудиться без особо выраженного утомления.

Это- и «встряхивание» центральной нервной системы, ее тонизирование, когда заряжаются энергетически нервные центры и уставший человек быстро восстанавливается жизненный тонус и работоспособность.


Какой же должна быть ежедневная норма двигательной активности студентов?

В количественном выражении- это десять тысяч шагов или 8 км. В день быстрой ходьбы или легкого бега (умеренной интенсивности), а при пересчете на время- не менее двух часов в течение дня активной и желательно разнообразной двигательной деятельности. В условиях студенческой жизни можно поиграть в футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, бадминтон, позаниматься самостоятельно на гимнастических снарядах или атлетической гимнастикой (девушкам- аэробикой), поплавать в бассейне, а зимой- покататься на коньках или лыжах, поиграть в футбол на снегу.

А могут физические нагрузки, занятия спортом приносить вред здоровью и мешать учебной деятельности студентов? Наверное могут, если это слишком частые или чрезмерно интенсивные физические нагрузки, когда спортсмен переутомляется и не восстанавливается от одной тренировки до другой. Непомерные спортивные нагрузки могут привести к нарушению деятельности сердца и других жизненно важных функций. Также при неумело построенных занятиях опасен для -здоровья спортивный травматизм. Вряд ли можно совмещать спорт на уровне высоких спортивных достижений с эффективной и полноценной учебной деятельностью, особенно в техническом вузе. Очень уж-много сил и времени уйдет на занятия спортом. Да и спортивные интересы чаще всего будут доминировать над учебной работой.

Научная организация труда (НОТ) студентов исходит из особенностей их быта и построения учебного процесса. Быт чаще всего неупорядочен, хаотичен, особенно у тех, кто живет в общежитиях. Это- гиподинамия, связанная с ней гипоксия (низкое содержание в крови кислорода), нерегулярное питание. систематическое недосыпание и значительные нервно- психические напряжения, возникающие в связи с интенсивным учебным процессом. Следовательно, НОТ студента предусматривает неуклонное выполнение режима сна и питания, достаточную двигательную активность в течение дня,


рациональную организацию умственного труда (чистота воздуха в учебной аудитории, освещенность рабочего места, достаточные по времени перерывы между занятиями и т.д.) и желательно активный отдых после занятий.

Рассмотрим, к чему ведет хроническое недосыпание в жизни студентов? Недосыпание только двух часов в сутки приводит к увеличению на 30 % ошибок в письменных работах, к торможению процессов активного мышления, снижению продуктивности памяти и концентрации внимания. И тогда они не усваивают и трети изучаемого материала.

Другой бич студентов- нерациональное питание, это- нерегулярное питание, задержка и перебои в приеме пищи. То студент не успел позавтракать, то у него не было времени пообедать. Сдвигается кислотно- щелочное равновесие, «сосет под ложечкой», желудок как бы переваривает сам себя. Если даже и перехватит студент булочку или бутерброд в течение дня, то наспех, без тщательного пережевывания, глотая ее целыми кусками и чем- то запивая. Если пища не пережевана до состояния кашицы и не пропитана слюной, т.е. не прошла первичную обработку во рту, она хуже переваривается. При такой постоянной еде всухомятку развивается гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки и другие желудочно- кишечные заболевания. Приведем другой пример нерационального питания- переедание или, попросту, обжорство. Бывает и так: не позавтракав и не пообедав, студент вечером наедается за весь день. Происходит резкая перегрузка пищеварительной системы, с напряжением работают печень, почки, поджелудочная железа. желудок и кишечник до отказа перегруженные пищей. Напомним, что люди, ведущие сидячий образ жизни и склонные к обжорству, чаще всего страдают запорами и геморроем.

И еще один пример нерационального питания смешивание в один прием пищи, не совместимых друг с другом продуктов, к примеру, кислого, горького, сладкого и соленого в их разных сочетаниях. Или- если после селедки идет в пищу молоко или мед, или же после кислых ягод- творог (возможны и другие


нежелательные сочетания), организм не воспринимает этой смеси: начинается отрыжка, может быть тошнота, рвота или даже отравление. Вообще не любит ни с чем сочетаться молоко, также- дыня.

Следует помнить, что желудочный сок специфичен, он выделяется в определенном составе не каждый вид пищи, и такое совмещение несовместимого приводит к резкой дезорганизации пищеварения: желудочный сок теряет свои специфические свойства, пища плохо переваривается, закисает, бродит, разлагается и гниет, а кишечник становится «сточной ямой» для продуктов распада питательных веществ и питательной средой для самых разнообразных микроорганизмов.

В целом, гиподинамия и связанная с ней гипоксия, систематическое нарушение сна и питания, неумение правильно, рационально питаться, неумение отдыхать, снимать напряжение после учебного дня, злоупотребление табаком и алкоголем быстро разрушает организм совсем еще молодых людей. Незаметно подкрадываются тяжелые заболевания. В 25-30 лет такие люди становятся хроническими больными и намного сокращают срок своей жизни, так и не сумев разумно распорядиться тем, что ему отпущено природой и не успев реализовать своей жизненной программы.

Поистине прав Аристотель, сказавший: «Кто не ценит жизнь, тот ее не заслуживает».

Разберем еще несколько примеров нездорового образа жизни, а то и варварского отношения к своему организму.

Хроническое недосыпание, нервно- психические перегрузки, связанные с интенсивным учебным процессом, накопляемое изо дня в день нервное напряжение, переходящее в стресс, низкая двигательная активность, неумение отдыхать- все это приводит к нервному истощению и развитию неврозов. При таком состоянии ухудшается общее самочувствие, появляются головные боли, раздражительность, нарушается нормальный сон, снижается острота зрения, студенты становятся практически неработоспособными.


Курение отрицательно влияет на организм человека. В табачном дыме содержится около двадцати вредных токсических веществ, такие как никотин, аммиак, ацетилен, сероводород, эфирные масла, угарный газ, синильная кислота, углекислый газ, древесный спирт, также полоний, висмут, мышьяк, изотоп калия, свинец с высокой радиоактивностью, смолы, в частности, бензопирен, обладающие канцерогенными свойствами и др. У хронических курильщиков, а ими постепенной становятся начинающие, ослабевает память, повышается утомляемость, раздражительность, их мучает бессонница, приступы головной боли, боль в ногах, сердце, желудке, сильный кашель, ухудшается слух, зрение, возникают злокачественные опухоли. Курение резко снижает работоспособность. В целом, курильщики живут на 10, а то и на 20 лет меньше некурящих и страдают к концу жизни тяжелыми заболеваниями.

Некоторые студенты думают, что курение повышает работоспособность. Это- глубокое заблуждение, наоборот- резко ее снижает. Угарный газ, один из компонентов табачного дыма, вытесняет из крови кислород, необходимый для работы мозга. Происходит как бы удушение чувствительных нервных клеток коры.

Работоспособность лучше всего повышается с помощью активного отдыха, нормальным сном, полноценным, калорийным питанием, витаминизацией, положительными эмоциями и т.д.

Очень вожен активный отдых. Даже небольшая физкультпауза как бы встряхивает, взбадривает, заряжает энергией нервные центры. Размять затекшие мышцы, разогнать кровь по организму, обогатить ее кислородом (а это- свежий воздух), дать отдохнуть уставшим глазам, закончить эту маленькую зарядку водной процедурой и вы действительно повысите способность к эффективной умственной работе.

Физические нагрузки могут специфически и не специфически влиять на человека. К примеру, занятия тяжелой атлетикой, в частности гиревым спортом для грузчика имеет специфическое значение, так как развивает мышечную силу,


этот основной компонент в специфике его работы. Это- прямой перенос данного физического качества со спора на труд.

Но вот любитель зимних видов спорта или холодных водных процедур не только мало болеет так называемыми простудными болезнями, но и также меньше более инфекционными заболеваниями или легче их переносит. Дело в том, что при активизации двигательной деятельности имеет накопление энергии, улучшается обмен веществ, возрастает сопротивляемость утомлению, а также- общая неспецифическая устойчивость к действию инфекций.

Закаливание организма имеет свои средства и методы.

Средства: холодная вода и воздух. Важен принцип постоянности приучения к холоду. Как приучить себя к холодному воздуху? Если позволяют обстоятельства, ходить зимой в легкой, не очень утепленной одежде, спать с открытым окном или форточкой, заниматься зимними видами спорта. Приучение к холодной воде идет через последовательное снижение температуры воды или удлинение времени водной процедуры.

Как можно контролировать состояние своего здоровья?

Учитывать общее самочувствие, цвет лица, состояние кожи, наличие или отсутствие отеков (мешки под глазами), обложен ли язык, есть ли запах изо рта, есть ли мышечные боли, нормальна ли работа кишечника, каков сон, аппетит, частота дыхания и сердечных сокращений (пульс), каковы в целом настроение, работоспособность.

Забвение студентами некоторых важных элементарных истин приводит к тому, что к старшим курсам у них, как уже было сказано выше, обостряются так называемые студенческие болезни- язва желудка, гастрит, неврозы, астенические состояния и пр. Если проанализировать причины большого отсева студентов из института, то станет ясным, что многие из них не смогли продолжать учиться именно из-за болезней.

Здоровье никто не принесет на блюдечке, его нельзя купить, оно принадлежит только одному человеку- тому, кто им владеет.


Прекрасно сказал Гейне: «Самая лучшая красота, которую я знаю, это-здоровье.»

Только здоровый человек обладает высокой сопротивляемостью к болезням, физической крепостью, жизненной активностью, устойчивой работоспособностью, жизнелюбием и оптимизмом, неиссякаемой энергией и веселым характером, волевым настроем и настойчивостью в достижении цели.

Вспомним Ф. Шиллера: «Покой мне чужд... я должен

За целью ускользающей гоняться. И лишь тогда мне наслажденье жизнь, Когда в борьбе проходит каждый день».

Здоровье модно понимать не только узко, так отсутствие болезней, но и в широком плане, как дальнейшее развитие своих природных задатков, развертывание заложенных в нас возможностей. И тогда мы подразумеваем под здоровьем взаимную связь и гармонию души и тела, интеллекта и движения, психики и моторики.

Очень точно подметил П.Ф. Лесгафт: «Несоответствие слабого тела и развитой умственной деятельности неизбежно окажет отрицательное влияние на человека. Такое нарушение гармонии в постройке организма на останется безнаказанным. Оно неизбежно повлечет за собой бессилие внешних проявлений. Мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике».

Казалось бы, вести здоровый образ жизни- это дело лично каждого. Вряд ли это так. Здоровье населения, повторим, - это национальное богатство, это-золотой фонд страны. Поэтому у каждого должна быть установка: «Я должен быть здоров и делать все, чтобы быть здоровым».

Но у нас такая установка лишь как бы подразумевается. Она неконкретна, расплывчата и в самой жизни не подтверждается, не становится жизненным кредо и стилем жизни. Да и в государственном масштабе не вменяется в


обязанности граждан быть непременно здоровыми. Болезненные работники не терпят на службе ни какого ущерба ни в зарплате, ни в продвижении по службе. А здоровые никак не поощряются.

А в давние времена было по- другому. Египетский фараон тщательно следил за своим здоровьем. Если у него выпал зуб или был обнаружен седой волос- это стало бы трагедией. Мощь фараона олицетворяла силу и мощь государства. Фараон обожествляется, а бог не мог быть хилым и немощным. На древней египетской вазе, найденной при раскопках, был изображен бегущий фараон. И действительно для подтверждения своей физической крепости, он бегал и участвовал в сражениях, обычно на колесницах. В Древней Греции полководцы для доказательства своей боеспособности нередко переплывали бурную реку в полном вооружении, весящем до 40 кг. Тогда в Спарте ребенок не мог рождаться хилым и больным. Его сбрасывали в пропасть. Ибо нужны были воины, ловкие, сильные и выносливые.

Чтобы родился здоровый ребенок, будущие родители, еще будучи женихом и невестой, за два месяца до женитьбы не употребляли вина.

Полных, тучных людей презирали и всячески высмеивали как лодырей и бездельников.

Сравним с нашими правителями. Иван Грозный и Петр Великий были эпилептиками. Царский род Романовых по мужской линии страдал гемофилией. И в наше время Брежнев, Андропов, Черненко являли собой крайнюю степень болезненной немощи, физической деградации. При желании этот перечень можно продолжить.

Где же эта гармония духовного и физического начал, присущая древним грекам? Вспомним: великие философы- Сократ, Платон, Аристотель, Демосфен- до конца своей жизни посещали гимнастические заведения-палестры и гимнасии.

Платон участвовал, как борец, в Истмийских и Пифейских играх. Великий философ и математик Пифагор был неоднократным победителем в кулачных


боях на Олимпийских играх. Его ученик выдающийся математик Милон Кротонский был чемпионом шести игр в борьбе. После одной из побед он взвалил на себя двухгодовалого быка и пробежал с ним круг почета.

В Олимпийских играх участвовали Филипп Македонский (отец Александра Македонского), императоры Тит, Аппий, Клавдий, Траян, Адриан, Нерон.

Женщины были также сильны, ловки и выносливы. Устраивались женские игры в честь богини Геры. В программу входили бег, борьба, прыжки и метания.

Многие великие поэты и художники, мыслители и ученые систематически занимались физическими упражнениями, давали себе физические нагрузки, поддерживали свое здоровье и, быть может, поэтому были долгожителями и сохраняли творческий потенциал до конца своей жизни. И действительно, Демокрит прожил 102 года, великий художник Тициан- 99 лет, Софокл- 91 год, М. Анджело- 88 лет, Гиппократ- 83 года, Платон- 81 год, Ньютон- 84 года, Вольтер- 84 года, Гете- 82 года. Кант- 81 год.

Великолепное здоровье, а с ним и высокая трудоспособность, заряженность энергией позволили вести активную творческую жизнь: М. Анжело, Ньютону, Эдисону, Вольтеру, Гюго, Гете, Б. Шоу, Репину, Л. Толстому до 80-90 лет. Великий Тициан писал свои полотна в 99 лет, Айвазовский- в 82 года, Софокл написал трагедию «Эдип» в 90 лет, в Верди свою последнюю оперу- в 80 лет.

Именно с далекой древности пришло к нам понимание того, что такое физическая, т.е. телесная культура. Кратко и емко выразил кредо Аристотель:

«Жизнь требует движения».

Прекрасно сказал Платон: «Гимнастика есть целительная часть медицины». Остроумно заметил выдающийся поэт Гораций: «Не бегаешь, пока здоров, побежишь, когда заболеешь». А вот мысль Ювенала: «Надо молить, чтобы ум был здоровым в теле здоровом». Отсюда пошла поговорка: «В здоровом теле­здоровый дух».


Но есть и печальные примеры несоответствия творческого потенциала физическим возможностям многих выдающихся людей. Эта была дисгармония души и тела. Болезненное состояние, физическая неполноценность, слабая жизненная энергия не соответствовали у них колоссальному объему работы, связанной с большой нервно- психической и эмоциональной нагрузкой.

Вот эти примеры:

В 27 лет умерли Добролюбов и наш великий художник- пейзажист Васильев. В 91 год- Шуберт. В 36- Моцарт, В 37 лет (это вообще роковой возраст-композиторы Визе, Мендельсон; художники- Рафаэль, Караваджо, Ватто, Ван Гог; поэты и писатели- Рембо, Белинский, Хлебников. В 36 лет- Шопен. В 40 лет- Э. По, Д. Лондон. В 42 года- Гоголь, Мусоргский.

Будучи тяжело больным бросили творческую работу в молодые годы- Т. Мор, Фонвизин, Глинка, Шуберт.

Страдали от эпилепсии Ю. Цезарь, Магомет, как я уже говорил, Иван Грозный, Петр Первый, также- Наполеон, Достоевский.

Алкоголизмом страдали Мусоргский, прекрасный художник- пейзажист Саврасов.

Психически больными были художники и поэты Ван Гог, Врубель, Гаршин.

Умерли от туберкулеза Шуберт, Шуман, Шопен, Рафаэль, Мендельсон, Белинский, Добролюбов, Некрасов, Чехов, художник Васильев.

В судьбе этих выдающихся людей, с их огромными творческими возможностями, слабое здоровье сыграло роковую роль и они буквально горели, как свечки, не раскрыв, не завершив многое из того, что было задумано.

Конечно можно было бы своевременно физическими нагрузками, закаливанием повысить имунно- биологическую сопротивляемость, восполнить недостающий энергетический потенциал, укрепить пошатнувшееся здоровье. К примеру. Кант в молодости был очень болезненным. Но в дальнейшем, досконально изучив работу своего организма, от отладил, отрегулировал, его деятельность до автоматизма хорошо работающего механизма. И в результате


прожил большую творческую жизнь. Также Суворов родился очень хилым и болел все свое детство, но в дальнейшем, благодаря суровому образу жизни и физическим нагрузкам, он значительно укрепил свое здоровье. Очевидцы рассказывают, что он любил подолгу париться в бане на верхней полке, а затем выбегал на мороз и на него выливали несколько ведер студеной воды.

Многие выдающиеся поэты, писатели, художники, ученые возможно интуитивно понимали значение для жизни и творчества активных движений, физических нагрузок и спорта.

Выдающимися боксерами своего времени были Генри Фильдинг, Д. Лондон, Байрон, Хемингуэй. Г. Фильдинг, работая кулаками, сдержал натиск большой толпы бродяг, напавших на него. Байрон помимо бокса был прекрасным стрелком, наездником и выдающимся пловцом, переплывшим Ла- Манш. Необычайной силой обладал Ломоносов. Он справился с тремя напавшими на него грабителями- матросами и сдал их в участок. Гете увлекался фехтованием, верховой ездой. Разносторонне физически развитым был Пушкин. Он был отличным фехтовальщиком, стрелком, наездником, любил играть в шахматы. Наш выдающийся физиолог, академик И.П. Павлов был одним из создателей Русского гимнастического общества, любил также играть в городки, ездить на велосипеде. Чехов также занимался гимнастикой, Гиляровский- борьбой, тяжелой атлетикой. Борьбой занимались Л. Андреев, Куприн, А. Блок. Поет А. Толстой был выдающимся яхтсменом. В международных соревнованиях по парусному спорту ему удалось одержать победу над англичанами. Тургенев занимался греблей, плаванием, был страстным охотником и одним из сильнейших шахматистов своего времени. Есенин занимался боксом и верховой ездой, даже выступал, как наездник в цирке.

Очень показателен пример Л. Толстого. Он любил кататься на лыжах, коньках, велосипеде, с удовольствием играл в лапту, городки, был неплохим шахматистом. Известно его изречение: «Шахматы- это гимнастика мозга». В его комнате в Ясной Поляне висели кольца, трапеции, во дворе был турник. Он


посещал курсы гимнастики и фехтования. В 65 лет он научился ездить на велосипеде, а -в 75 добивался побед, участвуя наравне с молодежь. В соревнованиях по бегу на коньках.

Разве мешали физические упражнения, активные движения, спорт этим людям раскрыть свое дарование в науке и искусстве. Наоборот, движение, нагрузки спортивного характера снимали нервное напряжение, давали активный отдых, заряжали энергией.

Вот что об этом писал Л. Толстой: «При усидчивой умственной работе без движения и телесного труда сущее горе. Не походи я, не поработай ногами и руками в течение хоть одного часа, вечером я уже некуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие-то и ночь проводится без сна».

А вот что писал академик Павлов: «Вообще я сейчас как расстроенная гитара, которую настраивают струна за струной. Струна гимнастики настроена. К ней теперь пристраивается струна лабораторных занятий... Гимнастика, несмотря на большой физический труд в течение дня, дает мне силу легко его переносить. Крепчаю с-гимнастики заметно не только для себя, но и на глаза других».

Или вот высказывание Фурманова: «Ночью, начитавшись, написавшись, чувствую себя как иглами закололо глаза. Больше работать не в силах. Встаю и делаю 15 минут гимнастику. Кровь разогревается и глазам становится легко... Вообще скажу, может быть только благодаря гимнастике я могу работать каждую ночь до 3-4 часов, поднимаясь около 9 часов и будучи занят целый день... Гимнастика меня сохранила, хранит и сохранит надолго».

Это наглядный пример снятия напряжения и стимулирования умственной работоспособности средствами физической культуры.

Влияние физической культуры, спортивных нагрузок на организм человека можно рассматривать в двух аспектах. На примере Фурманова мы видим острое воздействие физической нагрузки на кору головного мозга и, в результате,


повышение умственной работоспособности. На примере же академика Павлова виден общий кумулятивный эффект физкультурных или спортивных занятий на организм в целом. И действительно, для эффективной работы мозга необходимы разгрузка, разрядка, своего рода физкультурные паузы, заполняемые активными движениями. Этот активный отдых дает больший эффект, чем пассивный, быстрее восстанавливается работоспособность и такие ее основные компоненты как мышление, память и внимание. Вспомним: кто умеет не отдыхать, тот не умеет работать. Следовательно, повторим, необходима в течение дня не менее двухчасовая двигательная активность.

Студенты, к сожалению, забывают об основных правилах научной организации труда (НОТ) и, прежде всего, таком, как сочетание труда и отдыха.

И еще один аспект здорового образа жизни.

Есть болезни не только телесные, но и болезни образа жизни.

Следовательно, и здоровье может быть не только физическое, т.е. телесное, но и психическое, и нравственное.

Телесное здоровье подразумевает отсутствие у человека тех или иных внутренних болезней. ^

Психическое здоровье отличает человека спокойного, уравновешенного, жизнерадостного. Такой человек не подвержен переутомлению, перенапряжению, стрессу. Ему не свойственны дурные привычки, у него в поведении не отклонений от нормы.

Нравственное здоровье характеризуется соблюдением общепринятых, общечеловеческих норм этики и морали, отсутствием у человека низменных побуждений, к примеру, к беспорядочным или неестественным половым связям, тяги в воровству и насилию, лжи и хамству, грубости и жестокости.

Одурманивание и саморазрушение табаком, алкоголем и наркотиками можно, пожалуй, отнести, как к нравственному, так и к психическому нездоровью.

Итак, подытожим вышеизложенное.


Студенческая молодежь нередко недооценивает важность гигиены труда и быта, систематически нарушает режим сна и питания. Значительная часть студентов курит, некоторые из них употребляют алкоголь, а то и наркотики. Все это надолго выбивает из рабочего ритма ухудшает работоспособность, снижает иммунитет, резко повышает процент заболеваемости. Хроническое недосыпание, нерегулярное и нерациональное питание, гиподинамия, злоупотребление табаком и алкоголем быстро разрушает организм совсем еще молодых людей. Постепенно развиваются хронические заболевания. Факторы риска многократно умножаются и становятся угрожающими факторами.

Стоит ли так варварски относится к своему организму? Ведь это не только тяжелые болезни, но и болезненное потомство, и потеря многих лет жизни.

За жизнь без болезней- счастливую, долгую и плодотворную!

И в помощь вам- ваша телесная, ваша физическая культура!


ВОПРОСЫ К ЛЕКЦИИ Л. БУРАЧЕВСКОГО «Телесная культура человека и его здоровье».

1. Что такое здоровый образ жизни?

2. Расскажите о телесном, психическом, нравственном здоровье.

3. К чему приводит нарушение основных принципов здорового образа жизни?

4. расскажите о государственном подходе к здоровью населения.

5. В чем польза физических упражнений для организма человека?

6. Фактора риска в жизни человека, отрицательно влияющие на здоровье.

7. Двигательная активность студентов- ее норма и формы.

8. Как влияет хроническое недосыпание на качество учебного процесса?

9. К чему приводит нарушение режима питания?

10. Что такое рациональное питание?

11. Переутомление и борьба с ним.

12. Как вы понимаете, что такое гармония души и тела?

13. Кто из выдающихся людей Древнего мира или Нового времени бь активным сторонником физической культуры и спорта?

14. Чем можно стимулировать умственную работоспособность?

15. Средства и методы закаливания организма.

16. Какое влияние оказывает курение не организм человека?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.125 сек.