Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет педагогики




Каждая наука имеет свой предмет - область действительности, которую она исследует. Долгое время было принято считать в качестве предмета педагогики воспитание как подготовку растущего человека к жизни, причем речь шла только о подготовке к жизни подрастающих поколений. Подобное определение предмета педагогики до некоторого времени не вызывало сомнений. Объяснялось это тем, что поскольку педагогика возникла из потребности общества в воспитании подрастающих поколений, в подготовке их к жизни, то казалось вполне естественным, что предметом ее исследования является воспитание, воспитательная деятельность.

Но по мере развития педагогической теории все более и более становились ясными некоторая упрощенность и неточность подобного определения. В самом деле, если предметом изучения педагогики является воспитание как специально организованный педагогический процесс, не ограничивается ли тогда ее задача лишь разработкой методической рецептуры, набора правил и приемов воспитательной деятельности, как это кажется иногда несведущим людям?

Слабость указанного определения предмета состояла и в другом. Оно не проясняло главного – на какой же основе педагогика разрабатывает теорию и методику воспитания? Между тем, воспитание как общественное явление возникло и существует не само по себе, а выступает как средство подготовки формирующегося человека к жизни, развития у него необходимых общественных свойств и качеств. Следовательно, закономерности воспитания, его характер и методические основы коренятся не в самой воспитательной деятельности, как таковой, а обуславливаются закономерностями развития и формирования человека как социального существа, а также задаваемые обществом требования к его подготовке. Вот почему более правильным будет считать, что предметом педагогики является исследование тех закономерных связей, которые существуют между развитием человеческой личности и воспитанием, и разработка на этой основе теоретических и методических проблем воспитательной деятельности. Говоря понятнее, предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования человеческой личности и определение на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса [4].

Подобное уточнение предмета выдвигалось в советской педагогике уже в начале 50-х годов.

Рассмотрим еще несколько определений предмета педагогики.

Предметом педагогики является педагогическая система (ПС). Исследование, проектирование и разработка ПС является предметом педагогики. (Беспалько В.П., Кузьмина Н.В.). Элементы ПС фактически охватывают все проблемы педагогической науки. Можно отметить, что элементами канонической педагогической системы являются: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения.

Педагогическая деятельность в рамках ПС тоже является предметом науки, хотя изучается еще психологией, эргономикой и другими науками.

Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях (И.П. Подласый).

Сластенин В.А. дает такое определение предмета педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Определение, которое дает Пидкасистый П.И. в своей книге такого: предмет – система отношений, возникающих в деятельности, являющейся объектом педагогической науки.

Приведенные определения предмета педагогики имеют далеко не формальное значение. Они ориентируют не только исследователей, но и практических работников школы на изучение и всестороннее осмысление процесса развития личности, а также тех глубинных зависимостей, которые существуют между этим развитием и воспитанием.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.