Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ №2. Введение. Педагогика — эта наука, развивающаяся под воздействием потребностей педагогической практики




Введение. Педагогика — эта наука, развивающаяся под воздействием потребностей педагогической практики, формулирующая свою теорию и методологию (уров­ни методологии) и применяющая свои собственные методы. Структура педагогики образуется из связных компонентов. Системообразующим звеном педагогики является целенаправленная педагогическая деятельность. В докладе я подробно рассматриваю структуру педагогической науки иначе ее можно назвать «архитектура» педагогики. Её устройство и составляющее. Подробнее рассмотрю такие отрасли как общая педагогика, история педагогики, возрастная педагогика, коррекционная педагогика, этнопедагогика, социальная педагогика, ТРИЗ – педагогика, частные методики, отраслевая педагогика.

 

Структура

общая педагогика коррекционная педагогика

социальная педагогика

отраслевая педагогика частичная методика

(военная, спортивная, высшей школы и др.) (предметные дидактики)

 

история педагогики этнопедагогика

ТРИЗ - педагогика

возрастная педагогика

(дошкольная, школьная, педагогика взрослых)

 

1. Общая педагогика - исследует основные закономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения.

Курс общей педагогики состоит из трех основных разделов:

- общие основы педагогики;

- дидактика (теория обучения);

- тория воспитания.

2. История педагогики – изучает развитие педагогических идей и практики образования на разных этапах культурно – исторического, общественного развития. Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. На определённой ступени развития человеческого общества и, в частности, в более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей. Более достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции. В древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Например, по законам Солона (между 640 и 635 – ок. 559 гг. до н.э.) полагалось, чтобы отец обязательно позаботился о специальной выучке своих сыновей в той или иной области труда. По мере расширения и усложнения воспитания специальная отрасль теоретических знаний, относящихся к воспитательной деятельности, стала разрабатываться более интенсивно. Эта отрасль знания и знания в других сферах жизни и производства, вначале разрабатывалась в недрах философии. Уже в трудах древне-греческих философов – Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Демокрита (460-нач.IV в. до н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) – содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании. В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться – педагогикой. Из Древней Греции ведут своё происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает «досуг», гимназия - общественная школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа. Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древне-римских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи высказывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан (42-118 гг. до н.э.). В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели этой эпохи - итальянский гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536). Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков угнетения. Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика продолжала оставаться частью философии. Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в. Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем. Неоценимое значение для становления научной педагогики имели труды таких виднейших деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1713-1784), К. А. Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк (1632-1704) в Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) в Германии. Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русской педагогике были В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н. Г. Чернышевский (1828-1889) и В. А. Добролюбов (1836-1861). На становление отечественной научной педагогики большое влияние оказали труды Л. Н. Толстого (1828-1910), Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное, систематизированное раскрытие отечественных педагогических идей было дано в трудах К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие советской педагогики внесли Н. К. Крупская (1869-1939), А. В. Луначарский (1875-1933), М. И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-1939), В. А. Сухомлинский (1918-1970). То, что педагогика выдвинула такое большое количество крупных педагогов, не является случайным. Общество с его интенсивным развитием производства, науки и культуры требовало повышения грамотности основных производителей.

3. Возрастная педагогика (дошкольная, школьная, педагогика взрослых) - изучающая особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития. Сущность культурного развития заключается в том, что человек овладевает процессами собственного поведения, но необходимой предпосылкой для этого овладения является образование личности и поэтому развитие той или иной функции является всегда производственным и обусловленным развитием личности в целом. Нам представляется в высшей степени правильной мысль Пиаже, что у новорожденного ребенка отсутствует даже самое примитивное Я, то есть личность и мировоззрение, отношение к другим. То и другое, следовательно, для него не раздельно. Это представляется наиболее ясным доказательством того, что у ребенка действительно еще не произошло завязывания личности, и она еще совершенно слита с его мировоззрением, проявляющимся в его действиях. Пиаже справедливо называет эту нерасчлененную стадию личности и мировоззрения называет парадоксальным состоянием солипсизма не в смысле философской установки, но для обозначения того простого факта, что ребенок, с одной стороны, все эти внешние вещи в его поведении нисколько не отличаются для него от процессов, происходящих в его собственном теле. Характерные черты этой стадии: первое – это память. При всей необычной силе памяти ребенка в этом возрасте впечатления первого года жизни, как известно, никогда не сохраняется и не удерживаются в последующей жизни ребенка. Следующая эпоха в развитии ребенка характеризуется двумя основными переменами, происходящими в эту пору и имеющими для всей последующий картины развития решающих знаний. Первый момент – органический, он состоит в том, что ребенок овладевает вертикальной походкой. Отсюда радикальная перемена во свеем его приспособлении к пространству, расширение его власти над вещами, освобождение рук от функций передвижения и обилие предметов, которыми ребенок теперь может манипулировать и овладевать. Другой момент – культурный, он заключается в овладении речью. Овладение речью приводит к перестройке всех особенностей детского мышления, памяти и других функций. Речь становится универсальным средством для воздействия на мир. Решающим моментом в смысле развития личности ребенка в этом периоде является осознанием им своего Я. Как известно, ребенок первоначально называет себя собственным именем, он с некотором трудом переходит к тому, чтобы усвоить личное местоимение. Понятие о Я развивается у ребенка из понятий о других. Понятие личности есть, таким образом, социальное, отраженное памяти, стоящееся на основе того, что ребенок применяет по отношению к самому себе те приемы, приспособления, которые он применял по отношению к другим. Вот почему можно сказать, что личность есть социальное в нас. Для нас этот вывод не является сколько–нибудь неожиданным, потому что и при анализе каждой отдельной функции мы видели, как овладение тем или иным процессом поведения у ребенка строится по образцу того, как взрослый овладевает им. Следующей типической стадией в развитии детского мировоззрения мы считаем возраст игры как особой формы поведения ребенка, чрезвычайно интересной именно с этой точки зрения. Ребенок на стадии игры еще чрезвычайно неустойчиво локализует свою личность и локализует сове мировоззрение. Он так же легко может принять любой облик, но что примечательно – это то, что при общий лабильности (), неустойчивости детского Я и окружающих его вещей, внутри каждой игры ребенок уже не магически, а разумно расчленяет обращение с вещами и обращение с людьми. Примечательно и то, что ребенок на этой стадии развития уже не путает деятельность игры и деятельность серьёзную. То и другое выделено у него как бы в особую сферу, и ребенок легко и с сознанием дела переходит из одной сферы в другую, никогда не путая их. Это значит, что он уже владеет одной и другой. Только в школьном возрасте появляется у ребенка впервые более устойчивая форма личности и мировоззрения. Как показал Пиаже, ребенок школьного возраста является и гораздо более социализированным и гораздо более индивидуализированным существом. То, что с внешнего вида представляется нам как бы противоречием, на самом деле является двумя сторонами одного и того же процесса, и нельзя привести более веское доказательство в пользу социального происхождения личности ребенка, чем тот факт, что только с настроением, углублением и дифференцированием социального опыта растет, оформляется и вызревает личность ребенка. Важнейший основой этого изменения является формирования внутренней речи. Только с годами, только постепенно ребенок научается овладевать ходом своих мыслей, как раньше овладевал ходом своих действий, начинает их регулировать, отбирать, и здесь Пиаже со всей справедливостью отмечает, что это регулирование мыслительных процессов есть в такой же степени волевой акт, акт выбора, как и моральное действие. Только к двенадцати годам, то есть к окончанию первого школьного возраста, ребенок преодолевает вполне эгоцентрическую логику и переходит к овладению своими мыслительными процессами. Возраст, следующий за этим, возраст полового созревания, недаром обозначили как возраст, когда совершаются две крупнейшие перемены в жизни подростка. Говорят обычно, что это возраст есть возраст открытия своего Я, оформления личности, с одной стороны, и возраст оформления мировоззрения, отношения к миру, с другой. И это совершенно справедливо.

4. Коррекционная педагогика - специальная отрасль педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющие приобретенные или врожденные отклонения в развитии. В педагогике во взаимосвязи с медициной разрабатывается система средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и усваиваются позиции, роли, ценности, облегчающие процессы социализации, компенсируя имеющиеся дефекты или снижающие их тяжесть.

Коррекционная педагогика:

- сурдопедагогика – обучение и воспитание глухих и слабослышащих;

- тифлопедагогика – обучение, воспитание слепых и слабовидящих людей;

- логопедия – обучение, воспитание детей с нарушением речи;

- олигофренопедагогика – обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержкой умственного развития.

5. Этнопедагогика – отрасль педагогической науки, изучающая народное воспитание, педагогику в различных этносах. Эта область знаний имеет непосредственное отношение к традиционной культуре воспитания, фольклорной, обыденной педагогики. Она тесно с вязана с общей, социальной педагогикой, психологией, этнопсихологией, археологией, фольклористикой и широко использует данные всех общественных и гуманистических наук. Предметом этнопедагогики является педагогическая культура рода, племени, народности, нации. Национальные особенности характера - результат этнического воспитания и влияния соответствующий среды, поэтому особую актуальность приобретает исследование традиционной педагогической культуры субэтнических образований. В этнопедагогике объект изучения принадлежит области собственной педагогики. Метод же может быть частично заимствован из этнологии, этнографии, антропологии и социологии, но при этом должен быть наполнен педагогическим содержанием и применятся вместе с чисто педагогическими методами. Достижением этнопедагогики является рассмотрением педагогических закономерностей как естественно – исторических процессов. При этом воспитание выступает как естественная форма деятельности и поведения. Кроме своего прямого назначения этнопедагогика содействует взаимопониманию народов. Многие педагоги по праву утверждают, что в полиэтнической России педагогика может эффективно функционировать только в качестве этнопедагогики.

6. Социальная педагогика – наука и практика создания системы воспитательных мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды. Социальная педагогика как наука появилась сравнительно недавно - во второй половине XX в. в связи с развертыванием научно – технической революции и современной урбанизации. В целом социальная педагогика раскрывает значения конкретных социально – культурных условий среды, их влияние на педагогический процесс и выполняет роль посредника между социальной средой и отдельными отраслями педагогической науки. Социальная педагогика не просто расширяет многоаспектное, многогранное, пространство своей творческой деятельности, но и прежде всего качественно изменяет свое содержание социально – воспитательные и образовательные функции, а следовательно, подходы, формы и методы достижения самых разнообразных и многочисленных задач. Главные методы социальной педагогики – обобщение накопленного обществом социального опыта, исследование проблемы подготовки человека к жизни в реальных исторических условиях с учетом интересов существования общественных групп. При этом принимается во внимание ценностные ориентации ребенка, которые формируют семья, школа, среда, а так же позиции самой личности как субъекта самосовершенствования и изменение среды.

7. ТРИЗ – педагогика – педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основанное на общих законах теории решения изобретательских задач (Альтшуллер Г.С., 1946). В основе ТРИЗ – педагогики лежат:

- методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции;

- методология решения проблем, основанная на законах развития системы, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач;

- воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).

Эффективность ТРИЗ – педагогики заключается в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских функций.

8. Частные методики (предметные дидактики) – исследующая специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию определённого предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.).

9. Отраслевая педагогика – военная, спортивная, высшей школы, производственная

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Агафонова, А.С. Практикум по педагогике. Часть 1. общие основы педагогики. Дидактика: учеб. – метод. Пособие для студентов 2 курса пед. ун-та.// науч. Ред. А.А. Орлова. – Тула:Изд-во Тул. гос. пед. уни-та им. Л.Н.Толстого, 2002. – стр.3 – 7.
  2. Выготский, Л.С. История культурного развития нормального и ненормального ребенка / Л.С. Выготский. – М.,2000. – С.161 – 165.
  3. Григорович, Л.А., Марцинковская, Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2005. (стр. 42 – 46).
  4. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ»,2005.
  5. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. Учеб. Заведений. – М.: - Издательский центр «Академия», 2001.
  6. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Мищенко, А.И., Шиянов, Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, 2011.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.