Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анатомо-физиологические особенности нервной системы и органов чувств. Семиотика поражения нервной системы

Нервная система, с одной стороны, осуществляет координацию физиологических и метаболических процессов, происходящих в различных органах и системах, с другой - устанавливается связь организма в целом с окружающей средой.

Деятельность нервной системы с возрастом плода и ребенка совершенствуется и усложняется. Наиболее интенсивное развитие центральной нервной системы происходит у детей раннего возраста, И. П. Павлов подчеркивал, что характер высшей нервной деятельности является синтезом наследственных факторов и условий воспитания.

Общее развитие умственных способностей, человека на 50% происходит в течение первых 4 лет жизни.

Закладка нервной системы происходит на первой неделе внутриутробного развития. Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10-й до 15-й недели внутриутробного развития, что можно считать критическим сроком формирования центральной, нервной системы. Развитие коры, головного мозга особенно активно лишь в последние месяцы внутриутробного периода.

Сложный процесс формирования головного мозга не заканчивается к моменту рождения. Головной мозг новорожденного отличается относительно большой величиной, крупные борозды и извилины хорошо выражены, но имеют малую величину и глубину. Мелких борозд относительно мало, и они проявляются после рождения. Серое вещество плохо дифференцировано от белого. Кроме того, почти отсутствует миелиновая оболочка.

К рождению ребенка головной мозг относительно большой и составляет 1/8 массы тела (у взрослого - 1/40 массы тела). На 1 кг массы тела ребенка приходится 109 г мозга, у взрослого - 20-25 г. С возрастом масса головного мозга быстро увеличивается и к трем годам утраивается. Процесс дифференцировки нервных клеток сводится к значительному росту аксонов, их миелинизации, росту дендритов, образованию синапсов. Темп развития нервной системы происходит тем быстрее, чем младше ребенок, но особенно быстро в первые 3 месяца жизни. К 8 годам кора головного мозга по построению похожа на кору взрослого человека. Миелинизация в целом завершается только к 3-5 годам. Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых, что обеспечивает потребность быстро растущей нервной ткани в кислороде. Однако отток крови от головного мозга у детей первого года жизни несколько отличается от такового у взрослых. Это создает условия для аккумулирования токсических веществ и метаболитов при заболеваниях, чем объясняется более частое возникновение токсических форм заболевания у детей раннего возраста.

Спинной мозг к рождению более развит, чем головной, и темп его увеличения замедлен. Длина спинного мозга у новорожденных составляет 14 см, она удваивается к 7-10 годам. С возрастом нижний конец спинного мозга <перемещается> кверху по спинномозговому каналу, т. к. рост спинного мозга менее интенсивный, чем спинномозгового канала. При проведении люмбальной пункции необходимо учитывать, что у новорожденных нижняя часть спинного мозга находится на уровне 4-го поясничного позвонка.

Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов, которые можно подразделить на две группы. К первой группе относятся стойкие пожизненные автоматизмы (глотательный, сухожильные рефлексы и др.). Вторую группу составляют транзиторные рудиментарные оральные и спинальные сегментарные рефлексы (сосательный, поисковый, хоботковый, ладонно-ротовой, хватательный Робинсона, рефлексы Моро, опоры, автоматической походки, ползания по Бауэру, Таланта, Переса).

Оценка безусловной рефлекторной деятельности должна проводится в тёплой, хорошо освещенной комнате, на ровной полужесткой поверхности. Ребенок должен быть в состоянии (бодрствования, сытым, сухим. Наносимые раздражения не должны причинять боль. Эти рефлексы подавляются при беспокойстве ребенка.

После рождения, благодаря морфологическим и анатомическим особенностям головного мозга, тип развития движений у детей отличается от развития моторики у детенышей животных. Движения новорожденного хаотичны, генерализованы, носят атетозоподобный характер.

Сон ребенка является естественным компонентом его физиологической деятельности. Новорожденные дети спят до 22 часов в сутки, в возрасте 6-8 месяцев - 15 часов, в 1 год -- 13-14 часов, в 5 лет - 10-12 часов.

Изучая анатомофизиологические способности ребенка необходимо проследить развитие органов чувств.

Закладка глаз происходит на 3-й неделе внутриутробного развития, однако к рождению ребенка дифференциация зрительного анализатора еще не завершена. У новорожденного отмечается умеренная фотофобия (зажмуривает глаза при ярком свете), нистагм. Слезные железы не функционируют, их функция начинается после 2 недель жизни. С 3 недель устанавливается бинокулярное зрение. В 6 месяцев ребенок хорошо видит крупные и мелкие предметы. В 4 года отмечается максимальная острота зрения.

Ухо у новорожденного достаточно развито, слуховой проход широкий, евстахиева труба короткая и широкая. Установлено, что новорожденный слышит, с 7-8 недель поворачивает голову в сторону звукового раздражителя.

Нервные механизмы дифференцировки обонятельных ощущений начинают функционировать в возрасте 2-4 месяцев, когда хорошо видна различная реакция ребенка на приятные и неприятные запахи.

Вкусовые луковицы формируются в последние месяц внутриутробного развития. Новорожденный ребенок негативно реагирует на горькое, соленое, кислое.

Тактильная, болевая и температурная чувствительность кожи формируется в раннем внутриутробном периоде и хорошо выражена уже у новорожденных детей.

Изучая развитие ребенка, необходимо остановиться на вредном влиянии алкоголизма, наркомании и токсикомании родителей на плод.

При антенатальном воздействии алкоголя и наркотиков, могут возникать различные нервно-психические расстройства у детей, так называемая алкогольная эмбриофетопатия. У этих детей выявляются краниофациальные аномалии, гипотрофия, различные нарушения деятельности центральной нервной системы. Заболеваемость детей, рожденных в семьях алкоголиков, в несколько раз выше, что свидетельствует о: снижении у них общего иммунитета. До 50% детей страдают задержкой психомоторного развития, а до 65% детей отстают в массе. Может отмечаться задержка роста.

При длительном и массивном воздействии алкоголя на плод появляются тяжелые формы аномалий развития; микроцефалия, микрофтальмия, расщелина неба, аномалия суставов, пороки сердца. Алкоголь хорошо проникает в гонады и вызывает поражение половых клеток, генные мутации хромосомные аберрации.

При обследовании таких детей необходимо выяснить развитие ребенка на первом году жизни, обратить внимание на поведение (безразличие, апатия, сонливость, возбуждение), выражение лица, мимику, жесты. Общий осмотр позволяет выявить гидроцефалию, симптомы болезни Дауна и др.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Семиотика нарушений ФР | Методика исследования нервной системы у детей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4205; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.