Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика исследования нервной системы у детей

Исследование нервной системы начинается с анамнеза. В раннем возрасте, особенно на первом году жизни, жалобы могут отсутствовать. В более старшем возрасте мать часто отмечает отставание в развитии ребенка. Старшие дети могут жаловаться на головные боли, головокружение, рвоту.

При расспросе матери необходимо начать с акушерской анамнеза (патология беременности, заболевания, профессиональные вредности и вредные привычки - алкоголизм курение, наркомания и др.), характера родов (стремительные, асфиксия, внутричерепная родовая травма). Кроме того следует установить факторы, влияющие на формирование нервной системы в первые месяцы и годы жизни (нарушения вскармливания, режима и ухода, заболевания и др.). Далее необходимо уточнить сроки развития статических и моторных функций, появление речи, поведение в семье и коллективе и др.

При осмотре оцениваются поведение и реакция ребенка на окружающее (возбуждение, сонливость, страх, эйфория, безразличие и др.), настроение, выражение; лица, координация движений и т, д. Можно выявить признаки гидроцефалии или микроцефалии, судороги, нистагм, тремор, вынужденное положение с запрокинутой головой и поджатыми к животу ногами (при менингите), гиперкинезы (при хорее). Далее определяется мышечный тонус.

Повышение мышечного тонуса наблюдается при многих поражениях головного и спинного мозга (менингит, менингоэнцефалит, церебральные параличи). Снижение мышечного тонуса отмечается у детей при рахите, полиомиелите, травматическом неврите у новорожденных. Судорожный синдром (клонические, тонические и клонико-тонические судороги) наблюдается у детей часто. Причиной судорожного состояния могут быть эпилепсия, энцефалит, менингоэнцефалит, спазмофилия.

Для оценки координации движения проводятся координационные пробы - коленно-пяточная, пальценосовая и др.

У всех детей необходимо исследовать рефлексы. У детей до 2 лет сухожильные рефлексы оживлены, неравномерны, имеют широкую зону; выявляются рефлексы Бабинского и Россолимо, клонус стоп. После 2 лет эти симптомы являются признаком повреждения пирамидных путей. Понижение сухожильных рефлексов наблюдается при полиневритах (дифтерия), поражения спинного мозга и его корешков (полиомиелит), мышечных атрофиях различной этиологии,

Кожные рефлексы у детей обычно снижены. Подошвенный рефлекс появляется только после 1,5-2 лет. Снижение или отсутствие этих рефлексов типично для поражения пирамидных путей.

Красный стойкий дермографизм указывает на снижение тонуса сосудов (менингит, кишечный токсикоз, рахит и др.). Белый дермографизм свидетельствует о повышении сосудистого тонуса и характерен для скарлатины. Смешанный дермографизм является результатом вегетососудистой дистонии, признаками которой также являются повышенная потливость ладоней, стоп, подмышечных впадин, акроцианоз.

У всех детей необходимо исследовать менингеальные симптомы - ригидность затылочных мышц, симптомы Кернига, и Брудзинского. Положительные симптомы говорят о менингите.

Во всех случаях подозрения на менингит необходимо исследование спинномозговой жидкости.

Изменения состава спинномозговой жидкости в виде умеренного увеличения количества белка и значительного повышения числа клеток нейтрофильного характера (клеточно-белковая диссоциация) типичны для гнойного менингита различной этиологии. Белково-клеточная диссоциация (значительное повышение уровня белка по сравнению с количеством клеток) с лимфоцитарным цитозом и уменьшением количества сахара характерна для туберкулезного менингита). Некоторое повышение содержания белка и умеренный лимфоцитарный плеоцитоз наблюдаются при серозном менингите.

Из других симптомов поражения нервной системы можно выделить парезы и параличи, которые бывают периферические и центральные. Примером периферические параличей может служить паралич лицевого нерва и травматический плексит у новорожденных, вялые параличи при полиомиелите, дифтерии. Они характеризуются снижением мышечного тонуса, дряблостью мышц, снижением или отсутствием сухожильных или кожных рефлексов.

Центральные параличи возникают при поражении центрального отрезка двигательного неврона или пирамидного ПУТИ. Для них типично повышение сухожильных и появление патологических рефлексов Бабинского, Россолимо и других, наличие мышечной гипертонии (спастические параличи). Эти параличи наблюдаются при гипоксической и травматической энцефалопатии, энцефалитах, туберкулезном менингоэнцефалите.

При обследовании детей с поражением центральной нервной системы, кроме исследования спинномозговой жидкости, может быть произведена рентгенография черепа, а также в отдельных случаях пневмоэнцефалография, компьютерная томография, УЗИ, венгрикуло- и ангиография.

Большое значение имеет исследование глазного дна, выявляющее признаки повышения внутричерепного давления при гидроцефалии, объемных процессах в мозге.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анатомо-физиологические особенности нервной системы и органов чувств. Семиотика поражения нервной системы | Основные черты орографии и их связь с тектоникой
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6101; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.