Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Государственное регулирование рынка и цен

1. Цели и задачи государственного регулирования цен

2. Цена и вопросы ценообразования в Гражданском кодексе РФ

3. Принципы определения цены для целей налогообложения

4. Формы и методы воздействия государства на цены

 

1. Цели и задачи государственного регулирования цен

 

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении государства находятся основы ценовой политики. На основании этого положения органы исполнительной власти РФ обеспечивают реализацию государственной ценовой политики и законодательства РФ о ценообразовании.

Государственная политика цен – это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их соблюдением. По своей сути государственная политика цен представляет совокупность исходных принципов и методов достижения поставленных и декларируемых государством задач в области формирования и установления цен.

Государственная ценовая политика является частью общей экономической политики государства, и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствуя развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

В структуре органов исполнительной власти предусматриваются органы, формирующие и реализующие политику цен. На федеральном уровне – это Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, территориальные органы. На федеральном уровне в составе Министерства экономического развития и торговли РФ функционируют специализированные структуры, занимающиеся вопросами ценообразования – департамент цен и государственных закупок, а также департамент тарифного регулирования и мер защиты внутреннего рынка.

Будучи государственным органом федеральной исполнительной власти департамент цен и государственных закупок осуществляет не только государственное регулирование, но и межотраслевую координацию цен. Его основные действия:

разработка предложений по проведению единой в стране государственной политики цен;

совершенствование механизма ценообразования с целью повышения действенности цен в развитии рыночных отношений, структурной перестройки в народном хозяйстве, решений социальных проблем;

систематический анализ процессов ценообразования в отраслях народного хозяйства и подготовка на этой основе предложений по совершенствованию государственной политики цен;

совершенствование порядка установления и применения регулируемых рыночных цен, разработка прогнозов динамики цен в народном хозяйстве и в отдельных отраслях;

регулирование цен на продукцию предприятий монополистов;

осуществление контроля за соблюдением законодательства по ценообразованию и государственной дисциплины цен хозяйствующих субъектов;

методическое руководство органами ценообразования в зарубежных странах и государствах СНГ.

Основные направления государственной ценовой политики в России на текущий период и ближайшую перспективу определяется Правительством РФ, при этом упор делается на свободное рыночное ценообразование и создание условий для развития конкуренции на товарных рынках России. Последнее является условием повышения эффективности рыночной экономики.

Политика регулирования цен в сфере естественных монополий является важнейшим условием для поддержания низкого уровня инфляции в промышленности и создания условий для экономического роста – повышения конкурентоспособности отечественной продукции путем снижения затрат на ее производство.

 

2. Цена и вопросы ценообразования в Гражданском кодексе РФ

 

Значительное внимание в Гражданском кодексе РФ уделено вопросам ценообразования.

В первой части Кодекса выделена специальная статья, определяющая особенности современной практики ценообразования (ст. 424). Прежде всего, эта статья утверждает, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Этим подтверждается практика применения свободных рыночных цен в России, т.е. цен, определяемых спросом, потребностями, покупательной способностью, конкуренцией и другими экономическими факторами, а не централизованно утвержденных государственными органами. Однако надо помнить, что участие сторон (продавца и покупателя) в определении цены ограничено ст. 5 Закона о конкуренции, которая запрещает хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, использовать монопольно высокие и монопольно низкие цены. Применение таких цен рассматривается как запрещенная монополистическая деятельность. Статья 6 Закона о конкуренции запрещает соглашения сторон (согласованные действия) о ценах между хозяйствующими субъектами, чья совокупная доля на рынке определенных товаров превышает 35 %.

Разновидностью цен признаны тарифы, расценки, ставки и т.п. Тем самым можно утверждать, что ценообразование распространяется на 1) банковские операции (процентные ставки за пользование кредитом, за отдельные банковские операции и т.д.); 2) трудовые отношения (расценки, ставки за выполняемые работы, технологические операции) и т.п.

Статьей 486 «Оплата труда» предусмотрено, что покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после его передачи продавцом в размере его полной цены (п. 1 ст. 486). В случае неисполнения покупателем обязанностей по оплате товара продавец получает право требовать не только уплаты цены, но и уплаты процентов за использование чужими денежными средствами.

Статьей 503 определены права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества, в том числе право требовать: 1) соразмерного уменьшения покупной цены; 2) возмещения расходов на устранение недостатков товаров.

Достаточно подробно Кодекс рассматривает цену работы, подлежащей выполнению в соответствии с договором подряда (ст.709). Здесь дается методика ее расчета, вид цены (твердая или приблизительная), форма уплаты цены за выполненную работу. Согласно п. 1-3 названной статьи цена подряда включает издержки подрядчика и его вознаграждение, т.е. прибыль, и может определяться по-разному.

 

3. Принципы определения цены для целей налогообложения

 

Налоговый орган, осуществляя контроль за полнотой уплаты налогов, вправе проверить правильность применения цен участниками сделки. Право контролировать применение цен по сделкам с помощью налоговых органов распространяется только на следующие случаи:

когда сделка заключена между взаимозависимыми лицами;

когда сделка является товарообменной (бартерной);

при совершении внешнеторговых сделок;

когда имеют место значительные колебания (более чем на 20% в ту или иную сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.

Взаимозависимыми лицами, для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых им лиц. Конкретно это следующие случаи:

1. Одна организация непосредственно или косвенно участвует в работе другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20 %.

2. Одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению.

3. Лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

При отсутствии на соответствующем рынке товаров сделок по идентичным (однородным) товарам или недоступности информационных источников для определения рыночной цены могут использоваться следующие методы:

1. Метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена определяется как разность между ценой, по которой такие товары реализованы покупателем при последующей реализации (перепродаже), и разумными затратами, понесенными покупателем для продвижения на рынок, последующей реализации им приобретенных товаров, работ, услуг, а также наценки покупателю. Наценка определяется так, чтобы обеспечить разумную и обычную для данной сферы деятельности прибыль.

2. Затратный метод, при котором рыночная цена товара определяется как сумма произведенных затрат и наценки. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и реализацию, обычные в подобных случаях затраты по транспортировке, хранению, страхованию и иные подобные затраты. Наценка определяется с таким расчетом, чтобы обеспечить разумную и обычную для данной сферы деятельности прибыль.

 

4. Формы и методы воздействия государства на цены

 

Регулирование цен и их отношений на микроэкономическом уровне осуществляется на основе спроса и предложения (устанавливаются равновесные цены), на макроуровне регулирование цен должно осуществляться государством.

Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установления определенных правил ценообразования.

Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования.

1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики), или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары), или временный или частичный запрет на изменение цен.

2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям (независимо от форм собственности) и гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, нормативной прибыли. Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.

3. Установление предельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цены, то есть максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься.

4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности.

5. Установление фиксированных или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок.

6. Декларирование цен.

7. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.

Косвенное воздействие на формирование цен осуществляется с помощью разнообразных способов:

с помощью мер, направленных на изменение величины затрат, включаемых в себестоимость товаров, услуг;

путем регулирования доходов производителей продукции, продавцов и покупателей;

путем использования и применения совокупности разных способов и средств, способствующих расширению товарного предложению на рынке;

путем регулирования налогов как на производимую, таки потребляемую продукцию (система льготного налогообложения).

К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами:

- создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства. Так, для повышения эффективности производства предприятий естественных монополий Правительством РФ намечено проводить анализ обоснованности затрат монополистов, организовать торги по закупке продукции, используемой предприятиями естественных монополий;

- разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований;

- государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий;

- эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по тем видам продукции, по которой в стране дефицит или она предназначена для социально незащищенных групп населения.

 

 

Государственное регулирование в экономике: необходимость, формы и методы

  1. Необходимость и сущность государственного регулирования
  2. Формы государственного регулирования
  3. Методы государственного регулирования

1. Государственное регулирование экономики представляет собой систему форм и методов государственного воздействия на экономику, систему экономических мероприятий правительства, целью которых является решение жизненно важных для экономики проблем.

Необходимость государственного регулирования обусловлена наличием целого ряда проблем, которые рынок не в состоянии решить.

К ним относятся:

1) монополизация экономики, инфляция, безработица, спады деловой активности

2) рынок не в состоянии обеспечить стратегические прорывы в области науки и техники, глубокие структурные изменения в производстве

3) социальные проблемы и проблемы, возникающие под влиянием нерыночных факторов.

Таким образом, их решение требует государственного вмешательства. Теоретическим обоснованием этого вмешательства стала работа Кейнса «Общая теория занятости, процентов и денег».

Материальной основой государственного вмешательства в экономику является концентрация в руках государства людских, материальных, валютных, бюджетных и других ресурсов. При этом чем больше степень концентрации, тем больше размер государственного вмешательства в экономику.

Государство осуществляет вмешательство в экономику в определенных формах, используя при этом соответствующие методы и инструменты.

2. Основными формами государственного регулирования экономики являются:

1) регулирование потребительского спроса

2) регулирование структуры и масштабов инвестиций

3) государственные закупки товаров и услуг

4) регулирование чистого экспорта

5) государственное предпринимательство

6) программирование экономики.

1) Регулирование потребительского спроса должно осуществляться путем:

а) изменения ставок подоходного налога

б) изменения условий потребительского кредита

в) изменения объема социальных выплат

в зависимости от состояния деловой активности.

2) Регулирование структуры и масштабов инвестиций осуществляется в основном через налоговую систему, изменяя ставки, уровень налогов государство тем самым либо стимулирует, либо сдерживает развитие производства, уровень инвестиционных расходов.

Помимо налогов используется и такое средство, как ускоренная амортизация. Суть его в отрыве физического процесса снашивания машин от калькулируемого в издержках переноса стоимости.

Амортизация – процесс переноса стоимости, соответствующей износу оборудования, в стоимость готового продукта.

Изменяя норму амортизации государственные органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов в период спада деловой активности путем включения в издержки производства, и использована для финансирования новых капитальных вложений.

3) Государственные закупки товаров и услуг представляет собой одно из средств борьбы правительства с кризисами, один из рычагов взбадривания экономики (как отмечал Кейнс), поддержания производства и занятости, ибо государственные закупки увеличивают деловую активность в период спада, следовательно увеличивают объем выпуска и занятости.

4) Регулирование чистого экспорта осуществляется путем: изменения валютного курса, изменения торговой политики.

5) Государственное предпринимательство – особая форма регулирования, в рамках которой государство выступает как непосредственный участник производства, как элемент базиса, тогда как во всех остальных формах оно выступает в качестве надстройки по отношению к базису. Государственное предпринимательство призвано решить два комплекса взаимосвязанных проблем:

– обеспечить оптимальную, с точки зрения требований НТР, структуру общественного производства;

– субсидировать развитие частного сектора.

Объектами государственного вмешательства в плане предпринимательской деятельности являются:

– ставшие малорентабельными, но необходимые для развития общественного производства отрасли;

– новые отрасли, развитие которых связано с требованиями НТП;

– предприятия отраслей инфраструктуры (связь, дороги, электроэнергия и т.п.);

– предприятия отрасли военно-строительного назначения.

Все рассмотренные выше формы регулирования относятся к так называемому текущему регулированию, которое в значительной степени является антициклическим и направлено на поддержание производства и занятости в периоды колебания деловой активности.

6) Высшей формой государственного регулирования экономики является программирование – целевое долгосрочное регулирование экономики, предполагающее комплексное использование всех форм регулирования. Государственные программы носят рекомендательный характер и необязательны для выполнения частным сектором. Государство лишь пытается воздействовать на процесс принятия решения частными фирмами в нужном направлении влияя на возможность получения прибыли. Фирмам, которые действуют в направлении данной программ, предоставляются льготы, а те фирмы, которые не следуют – лишаются подобных льгот.

Наиболее развитой формой программирования является структурное программирование – представляет систему стимулирующих средств, при помощи которых искусственно повышается прибыль. Таким путем повышается конкурентоспособность этой отрасли и усиливается ресурсов.

Уровень развития государственного программирования в отдельных странах различен. В одних разрабатываются среднесрочные программы с охватом важнейших экономических показателей на пять лет (Германия, Франция, Испания, Япония). Разрабатываются в тех странах, где доля государственной собственности высока). В других – целевые и чрезвычайные программы (США).

3. Государство осуществляет регулирование экономики применяя различные методы.

Различают, в зависимости от выбранных критериев:

– прямые и косвенные

– административные и экономические.

Прямые методы воздействия – это методы, напрямую воздействующие на субъекты экономики и вынуждающие принимать решения на основе предписаний государства (прямые налоги, амортизационные отчисления и др.)

«+» Данные методы позволяют быстро, оперативно достигать того или иного результата.

«–» Прямые методы нарушают сложившееся равновесие между участниками рынка. Исходя из этого, те участники, на которые не были непосредственно направлены государственные меры, вынуждены также реагировать на данное воздействие с тем, чтобы равновесие восстановилось.

Косвенные методы опосредованного воздействия государства на принятие решений субъектами экономики посредством создания соответствующих условий (льготное кредитование, ускоренная амортизация и т.п.).

«+» Эти методы не нарушают рыночного равновесия.

«–» Недостаток – определенный временной лаг – временной промежуток, возникающий между принятиями государством мер и изменениями в хозяйственной жизни.

Административные – методы, воздействующие на субъектов экономики посредством административных актов, имеющих обязательную силу.

Степень использования административных мер может быть различна в зависимости от сферы их применения. Выделяют 5 таких сфер, где административные приемы достаточно эффективны.

Государственный контроль над монопольными рынками.

Охрана окружающей среды.

Социальная защита слабообеспеченных слоев населения (установление min заработной платы, индексации доходов).

Защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей

Реализация целевых программ, предусматривающих элементы администрирования в отношении предприятия государственного сектора.

Экономические методы – меры государственного воздействия, с помощью которого создаются определенные условия, обеспечивающие реализацию рыночных процессов в нужном государству направлении.

К числу экономических мер относят бюджетную политику, кредитно-денежную политику, политику программирования, политику прогнозирования.

Среди экономических регуляторов нет ни одного идеального в силу их объективной противоречивости. Любой из них, принося положительный эффект в одной сфере, непременно дает негативные в других. Поэтому государство должно пользоваться ими очень осторожно.

Итак, все методы воздействия важны, надо лишь определить те сферы, где их применение наиболее эффективно.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 5. Теория потребительского поведения | Инструменты государственного регулирования в экономике
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.