Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынка. Система рыночных взаимосвязей




Сущность и функции рынка. Структура и инфраструктура

 

Современное общественное производство это товарное производство, которое связано с понятием рынок. В литературе есть разные определения рынка. Множество определений рынка, имеющихся в учебниках, можно свести к следующему определению: рынок - это институт и механизм, дающий возможность покупателям и продавцам совершать сделки по купле-продаже товаров и услуг, при этом в процессе совершения сделок происходит добровольная передача прав собственности. Рынок это целая система экономических отношений (взаимосвязей) субъектов рынка, которые складываются по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг в условиях ограниченности ресурсов. Субъектами рынка являются покупатели и продавцы, а объектами сделок – товары, как материальные, так и нематериальные (услуги).

Исторический процесс возникновения рынка первоначально был рассмотрен в трудах классиков политической экономии. Так, Адам Смит в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» обратил внимание на такие две причины возникновения рынка, как ограниченность ресурсов и разделение труда. К. Маркс возникновение товарного производства связывал с разделением труда, ростом производительности труда и созданием прибавочного продукта. Разделение труда развивалось и прошло путь от естественного разделения труда до современного - международного.

Одним из основных атрибутов рынка является конкуренция, т.е. соперничество, борьба участников рынка за присвоение большей доли ограниченных ресурсов. Конкурентная борьба может происходить между различными субъектами рынка: между продавцами, между покупателями и продавцами; между покупателями; а также на разных уровнях экономики: региональном, национальном, отраслевом, межотраслевом, международном. По способам конкурентной борьбы различают ценовую и неценовую конкуренцию.Рынок и конкуренция объективно противоречивы. С одной стороны, рынок и конкуренция предполагают необходимость свободы в совершении сделок, неограниченное число участников сделок, абсолютную мобильность факторов производства и товаров, неограниченный доступ участников сделок к информации, невозможность влияния отдельных субъектов рынка на рыночную цену, свободный доступ конкурентов на рынок и выход из него. В то же время, в условиях ограниченности ресурсов, рынок это принуждение, т.к. постоянно заставляет субъектов рынка делать выбор и оптимизировать его, а также выполнять условия сделок. Противоречиво и влияние конкуренции на экономику. Конкуренция одновременно стимулирует и тормозит развитие экономики. Кроме того, конкурентная борьба ведет к концентрации и централизации капитала, что, с одной стороны, ведет к росту эффективности производства, с другой стороны, порождает монополию с механизмами торможения экономики. Современный рынок это рынок несовершенной конкуренции, на котором субъекты рынка, которые имеют монопольную власть, могут сознательно влиять на рыночные цены.

Ограниченность ресурсов порождает множество проблем и противоречий, которые в литературе трактуются как недостатки (фиаско, пределы) рынка. Так, рыночный механизм не гарантирует автоматического решения экологических проблем, создает неравенство в уровнях доходов населения, вызывает банкротство фирм, создает безработицу, инфляцию, кризисы и т.п. Но, несмотря на проблемы и противоречия рыночного механизма и конкуренции, следует констатировать тот факт, что история развития экономики стран мира до сих пор не знает другого более эффективного механизма организации общественного производства. Необходимость разрешения этих противоречий ставит перед теорией и практикой вопрос о государственном вмешательстве в экономику и его направлениях.

Экономисты отмечают, что современная российская экономика характеризуется высокой степенью монополизма. Поэтому повышение цены товара в этих условиях часто не сопровождается увеличением его предложения. Например, после обвального падения производства продуктов животноводства в 1990 году, несмотря на постоянный рост цен на мясо, его производство в стране не растет. Свободные цены исключают возможность дефицита.

В современной мировой экономике выделяют основные конкурентные структуры: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, и чистая монополия. Ввиду значительной зависимости результатов экономического роста стран от уровня развития конкурентных отношений и уровня конкурентоспособности национальных товаров на внутреннем и мировом рынках проблемам монополии и конкуренции в экономической науке уделяется значительное внимание. По определению Дж. Робинсон совершенная конкуренция преобладает тогда, когда спрос на продукцию каждого производителя абсолютно эластичен, число продавцов велико и объем производства любого из них составляет ничтожно малую долю от общего выпуска данной продукции; все покупатели находятся в одинаковом положении в отношении возможности выбирать между конкурирующими продавцами. Чемберлин Э.Х., характеризуя сущность монополистической конкуренции, отмечает, что если каждый производитель в какой- либо отрасли имеет монополию на свою собственную разновидность продукта, то это еще не значит, что отрасль монополизирована, т.к. внутри отрасли может иметь место весьма интенсивная конкуренция, но конечно не такая, какая описывается теориями чистой конкуренции - она отличается монополией на собственную разновидность продукта. Он подчеркивает, что монополистическая конкуренция есть нечто отличающееся и от чистой монополии, и от чистой конкуренции. Долан Э.Дж. и Линдсей Д.Е. определяют олигополию как зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов, называв это олигополистической взаимосвязью, которая может привести не только к ожесточенному противоборству, но и к соглашению по повышения цен и дележу рынка. В этой же работе монополию они определяют как ситуацию, при которой на рынке есть всего один продавец какого-либо товара или услуги.

Современный рынок это сложная, но целостная система. Как всякую другую систему ее можно классифицировать по различным критериям. По виду товара выделяют: рынок товаров, рынок услуг, рынок капитала, рынок труда, рынок «ноу-хау», рынок информации и т.д. По географии рынки подразделяют на национальные, международные, региональные; по размерам продаж - розничные и оптовые; по организации - свободные, монополистические, олигополистические, смешанные; по позициям «господства», т.е. чьими предпочтениями управляется рынок - рынок покупателя и рынок продавца, Эти блоки можно развернуть. Например, рынок товаров состоит из рынков средств производства и предметов потребления.

В условиях ограниченности ресурсов рынок выполняет следующие основные функции:

- выступает связующим звеном между производителями и потребителями, покупателями и продавцами; поставляет населению блага и услуги, способные удовлетворять потребности;

- формирует пропорции экономики; - стимулирует развитие научно-технического прогресса и рост качества товаров;

- стимулирует рост производительности труда и снижение издержек;

- определяет цену товаров;

- вымывает неэффективные производственные структуры.

Современный рынок предполагает наличие: отработанного механизма товарных сделок; развитой структуры рынка насыщенность рынка разнообразными товарами и услугами. Главным условием развития современной рыночной системы является высокий уровень индивидуализма и эффективность потребителя, что, в конечном счете (через рынок) создает условия для эффективного производства. Сегодня современная экономика - это экономика массового производства товаров и услуг, на чем базируется современный уровень жизни нации, не возможна только в рамках национальной экономики. Как известно, разделение труда привело к специализации производства. Современный тип специализации влечет за собой полную взаимозависимость экономик различных стран.

Современный рынок имеет развитую инфраструктуру и характеризуется отработанным механизмом товарных сделок. Инфраструктура рынка - это совокупность материально-технических и институциональных структур, обслуживающих рынок. Она включает: транспорт, биржи, связь, информационные комплексы, рекламу, банки, учреждения страхования, институты правовой защиты (суд, арбитраж), общественные организации (ассоциации товаропроизводителей, общества потребителей, профсоюзы)

Следует особо остановиться на следующих отличительных чертах современного рынка. Во-первых, он характеризуется высоким уровнем изменчивости и риска, а потому предъявляет и к покупателям, и к продавцам высокие требования по адаптации к рыночным изменениям. В связи с этим возросла роль рынка страховых услуг и других форм предотвращения или снижения риска. Под страхованием понимается процедура, позволяющая субъекту рынка обменять риск больших потерь на определенность малых.

В–вторых, важным элементом современного рынка является рынок информации. Рынок сам по себе является источником информации, но распыленной. Кроме того, не все субъекты рынка имеют равный доступ к достоверной информации, т.е. наблюдается асимметрия информации. Наличие обобщенной, достоверной информации способствует снижению риска. В-третьих, современному развитому рынку характерны высокий уровень развития мирохозяйственных связей и мирового рынка, а также усиление тенденции к региональной межстрановой интеграции. В – четвертых, рынок предъявляет высокие требования к структуре и качеству факторов производства, прежде всего - к качеству труда, которые обусловлены качественным скачком в технике и структуре современного производства. В связи с этим меняется структура экономических связей на рынке. Сегодня покупателю труда мало приобрести труд на рынке, ему также необходимо делать инвестиции в «человеческий капитал».

Основная функция рынка - постоянно поставлять потребителям товары и услуги, способные удовлетворять потребности. С этой точки зрения, рынок рассматривается как система экономических связей, выражающаяся в противоположном движении потоков «товаров и денег», «доходов и расходов». Эту систему взаимосвязей

 

 


 

обычно изображают в виде «Экономического оборота», рис.1.При рассмотрении рыночных взаимосвязей субъекты рынка, с точки зрения их роли в процессе воспроизводства товаров и услуг, классифицируются на «домашнее хозяйство», «бизнес» (фирмы), «государство».

 

Данная схема не раскрывает всю полноту рыночных связей, но она четко показывает направления движения потоков «товаров – денег» и «доходов - расходов». Эта схема иллюстрирует следующее: для того, чтобы экономика функционировала без сбоев и показанные на схеме взаимосвязи не прерывались,

движение всех потоков «доходов и расходов», «товаров и денег» должно быть постоянным и одновременным. Если, например, на рынке труда не выплачивают вовремя заработную плату, то это ведет к тому, что движение потоков денег сокращается на сумму «невыплат», а в этом случае на рынке покупается меньше товаров, чем произведено; деньги частично не возвращаются на фирмы тем самым сокращаются доходы фирм.

 

 

Раздел2.МИКРОЭКОНОМИКА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1052; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.