Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос и предложение Законы спроса и предложения. Рыночное равновесие




Эластичность спроса и предложения

Спрос и предложение Законы спроса и предложения. Рыночное равновесие 2.Неценовые факторы, влияющие на спрос и предложение. Излишки потребителя и производителя

Основные вопросы

Тема 2-1.Рыночный механизм Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность.

 

 

Спрос - количества товаров (или услуг), которые желают и могут приобрести покупатели за определенный период времени по определенным ценам. Спрос отдельного покупателя на данный товар называется индивидуальным спросом. Спрос всех покупателей на данный товар называется рыночным спросом. Спрос всех покупателей страны на все товары и услуги, имеющиеся на рынке, называется совокупным спросом. Необходимо различать понятия: «спрос» и «величина спроса» (объем спроса). Важно также обратить внимание, что спрос это лишь желание покупателя и он часто не совпадает с реальными фактическими покупками покупателя.

Известно, что чем выше рыночная цена товара, тем меньше этого товара готов купить покупатель. В этой зависимости проявляется содержание закона спроса. Законом спроса называют обратную зависимость между изменениями рыночной цены (Р) и объемом спроса (Qd). Этот закон впервые сформулировал французский математик О. Курно в работе «Исследование математических принципов теории богатства», который закон спроса сформулировал как убывающую функцию цены. А.Маршалл в «Принципах экономики» закон спроса сформулировал так: чем большее количество товара имеется ввиду продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена, чтобы он (товар) мог найти своего покупателя, или количество товара, на которое предъявляется спрос возрастает при снижении цены.

Суть закона спроса выражается в том, что:

- цены имеют тенденцию к снижению;

- при этом количество товара, на которое предъявляется спрос, повышается;

- повышение количества товара, на которое предъявляется спрос происходит в меньшей степени, чем снижение цены;

- кривая спроса – убывающая.

Графически зависимость между ценой и величиной спроса изображается с помощью кривой спроса (D), рис.1. Точки А, Б, иллюстрируют величины спроса Q1 или Q2.

Если меняется цена на данный товар, то, при прочих равных условиях, меняется

только величина спроса, но спрос в целом не меняется.

В литературе часто приводится линейная функция спроса: Q = a – bPx, где

Q - величина спроса,

Px – цена спроса на товар Х,

a - величина спроса не зависящая от Px, называемая автономным спросом,

b – коэффициент зависимости Q от Px (коэффициент эластичности)

 

 

 
 


Р

А

Рис. 1 Кривая спроса
В
Р1

 

D
P2

 

 
 
Q


Q1 Q2

Каждая точка графика представляет конкретную цену и соответствующее количество товара, которое потребитель предполагает купить по этой цене. Кривая спроса соответствует ситуации, и когда:

- цены и величины спроса меняются непрерывно;

- на рынке данного товара меняются только цены, т.е. абстрагируемся при построении кривой спроса от изменения других факторов, влияющих на спрос (называемых неценовыми факторами).

В литературе отмечается исключение из действия закона спроса – парадокс Гиффена (по имени ирландского экономиста, открывшего его), который возникает, если существует:

- чрезвычайно низкий уровень дохода населения;

- расходы на данный товар занимают в потребительском бюджете большой удельный вес.

Гиффеновские товары называются также некачественными, товарами низшего порядка, но эти характеристики не связаны с физико-химическими и органолептическими свойствами этих товаров. м часто относят, например, картофель, хлеб, и т.п.

На величину фактических покупок, оказывают влияние не только поведение покупателей, но и поведение продавцов. Продавцы определяют предложение товара.

К анализу предложения методологически следует подойти аналогично анализу спроса, выделив индивидуальное, рыночное и совокупное предложение. Предложение - количества товара, которые желают продать продавцы за определенный период времени по определенным ценам. Объем и структура предложения определяется размерами

       
 
P
 
   


B

 
 


 

 
 
Q


 

S
Рис. 2. Кривая предложения

 

(возможностями) производства и долей товаров, направляемой на рынок. Продавцы ведут себя иначе, чем покупатели: по более высокой рыночной цене они желают продать больше товара. Следует обратить внимание, что объем и структура предложения определяется размерами (возможностями) производства и долей товаров, направляемых на рынок, и что часть произведенной продукции потребляется внутри данного производства. Суть закона предложения проявляется в прямой зависимости между объемом предложения и рыночной ценой. На графике зависимость количества продаж (Qs) от изменения цены (P) показывает кривая предложения, рис. 2.

В литературе часто приводится линейная функция предложения: Q = a + bPх, где

Q - величина предложения,

Px – цена предложения на товар Х,

a - величина предложения не зависящая от Px, называемая автономным предложением,

b – коэффициент зависимости Q от Px (коэффициент эластичности)

А.Маршалл выделил три периода времени: мгновенный, краткосрочный и долгосрочный. Мгновенный период времени – период времени, за который нельзя изменить ни один фактор производства. Краткосрочный период времени — это период времени, за который нельзя изменить хотя бы один фактор производства. Долгосрочный период времени — это период, за который можно изменить все факторы производства.

Кривые предложения в мгновенном, краткосрочном и долгосрочно времени имеют различное направление. На рис.3 кривая S1 – кривая предложения в краткосрочном периоде; S2 – кривая предложения в мгновенном периоде; S3 – кривая предложения в долгосрочном периоде.

 

 

S2

 

P

S1 Рис 3. Кривые предложения в мгновенном,

краткосрочном и долгосрочном периодах

 
 

 


S3

Q

 

Цена, по которой покупатель готов купить товар - это цена спроса. Она представляет собой максимальную цену, по которой покупатель готов купить определенное количество товара в данное время. Это цена, как утверждал А. Маршалл, по которой каждая отдельная порция товара способна привлечь покупателя в течение определенного периода времени.

Продавец желает получить прибыль, поэтому естественно его стремление продать товар дороже. Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавец готов продать определенное количество товара в данное время. Эта цена определяется издержками (затратами) на производство и реализацию товара.

Объем продаж формируются в результате взаимодействия спроса и предложения. Если по данной рыночной цене большинство покупателей готовы купить, а большинство продавцов готовы продать одинаковое количество товара, то такое состояние рынка называется равновесным. Совместим на одном графике кривые спроса и предложения, рис. 4. В точке Е кривые спроса и предложения пересекаются. В этой точке цена спроса за данный объем товара (QE) совпадает с ценой предложения (Pd=Ps=PE). В то же время при цене PE объем спроса равен объему предложения, т.е. Qd=Qs=QE.. РE - равновесная цена, QE - равновесный объем производства.

Но не всегда рыночная цена совпадает с ценой равновесия. Если рыночная цена выше цены равновесия (на графике P1), то Qs>Qd, т.е. возникает перепроизводство товара. В этом случае рыночный механизм в условиях конкурентного рынка будет действовать на рыночную цену в сторону снижения.

 

 
 


 

Р

P1

ис.5. Рис 4.Рыночное равновесие

 

P2

 

Q

 

Если же рыночная цена ниже равновесной (на графике Р2),то возникает дефицит. В условиях возникшего дефицита товаров (Qd>Qs) рыночный механизм способствует росту цены. Рыночная цена управляет поведением потребителя и производителя: потребитель согласовывает свои желания с этой ценой как альтернативной стоимостью; для продавца это сигнал выбрать определенный вариант использования структуры капитала. Действие рыночного механизма четко проявляется в условиях конкурентного рынка и при неизменности неценовых факторов.

 

2. Влияние неценовых факторов на спрос и предложение. Излишки потребителя и производителя

 

На поведение покупателя и продавца кроме цены оказывают влияние и другие факторы, называемые неценовыми факторами. Неценовые факторы меняют спрос и предложение. Влияние неценовых факторов в микроэкономике рассматривается в условиях постоянных цен на данный товар.

Наиболее существенное влияние на изменение рыночного спроса оказывают следующие факторы:

- предпочтения потребителей, т.е. выбор потребителя на основе его специфических вкусов;

- изменения доходов потребителей: если доходы растут, то растет и спрос; если доходы падают, то спрос сокращается;

- адаптивные ожидания покупателей. Например, ожидания роста цен на сахар летом, может привести к росту спроса на сахар весной.

- цены на взаимосвязанные товары. Различают: товары-субституты (взаимозаменяемые) и комплементарные (взаимодополняющие) товары.

 

Следует обратить внимание, что покупатель предъявляет спрос не на один товар, а на несколько товаров, и потому товары конкурируют. Конкуренция за место в наборе товаров потребителя является одним из факторов, влияющих на спрос на рынках конкретных товаров. Это диктует необходимость анализа выбора (предпочтений) потребителя

Основные неценовые факторы, влияющие на рыночное предложение данного товара:

P S3 S1 S2

Р1 А В С

Рис. 6. Изменение предложения под

влиянием неценовых факторов.

 

 

Q

 

- изменение цен на факторы производства;

- совершенствование технологии производства;

- изменение налоговых ставок и дотаций со стороны правительства;

- устойчивые изменения цен на некоторые товары. Например, если цены на товары не производимые данной фирмы растут, что ведёт к росту нормы прибыли при производстве этих товаров, то это может привести к «переливу» капитала из отраслей менее прибыльных в более прибыльные;

- адаптивные ожидания продавцов в отношении изменения налогов, цен и других условий производства;

- изменения количества продавцов на рынке

- предпринимательский риск(производственный; коммерческий; финансовый; кредитный), которые могут привести к банкротству.

Выше был рассмотрен механизм установления рыночного равновесия в статике, т.е. на данный период времени при данных рыночных условиях. Но рыночные условия, как было показано выше, изменяются, а потому рыночное равновесие тоже постоянно изменяется. Теория рыночного равновесия позволяет прогнозировать влияние на динамику рыночного равновесия таких, например, факторов, как повышение или снижение цен на энергоносители, изменение минимальной оплаты труда, изменение налоговых ставок и других факторов.

 

P

S2

 

 

D1 D2 S1

 

E5 E6 S3

 

E4

E3 E2

 

E1

Q

 

Рис.7. Рыночное равновесие в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном периодах

 

 

Изменения рыночного равновесия зависят от того, в каком периоде времени анализируется динамика равновесия (в краткосрочном или долгосрочном). Различия рыночного равновесия во времени представлены на рисунке 7, на котором видно, что один и тот же рост спроса от D1 к D2 приводит к различным изменениям рыночного равновесия.

В мгновенном периоде кривая предложения на графике представлена кривой S2. Рост спроса в мгновенном периоде вызывает рост равновесной цены, т.к. равновесие перемещается с точки Е1 в точку Е2

В краткосрочном периоде кривая предложения на графике представлена кривой S1. Рост спроса в этом периоде вызывает одновременно рост цены и рост объема производства, т. к. равновесие перемещается из точки Е3 в точку Е4.

В долгосрочном периоде кривая предложения на графике представлена кривой S3. Рост спроса вызывает рост объема производства т. к. равновесие перемещается из точки Е5 в точку Е6.

 

Излишки потребителя и производителя. Обратимся еще раз к графикам спроса и предложения, уделив на сей раз повышенное внимание участкам кривых спроса и предложения, предшествующим точке равновесия (рис. 8). Легко заметить, что равновесная цена ниже той максимальной цены, по которой могли бы покупать товар некоторые потребители, и выше той минимальной, по которой товар могли бы реализовывать наиболее передовые производители.

Рис. 8. Излишки потребителя и производителя

 

Количество продукции QA потребители готовы были бы купить по цене PAD > P0, а производители продать по цене PAS < P0. В действительности все сделки были осуществлены по равновесной цене, т. е. покупатели QA-го товара заплатили меньше, а производители получили больше, чем ожидали. Таким образом, при установлении равновесной цены выигрывает часть потребителей и производителей.

Другими словами, рис. 8 графически показывает то очевидное обстоятельство, что на рынке существуют покупатели, которые готовы платить цену больше равновесной (от P0 до Pmax), и производители, способные продавать по цене меньше равновесной (от P0 до Pmin). В итоге формирования равновесной цены и те, и другие получают выгоду. Площадь заштрихованного треугольника показывает совокупную чистую выгоду, полученную всеми потребителями и производителями данного товара, совершившими сделки.

Вместе с тем наряду с выигравшими от равновесной цены есть и проигравшие. Равновесная цена, выполняя свои функции, сделала данный товар недоступным какому-то числу более бедных потребителей (кривая спроса вправо от точки О) и нерентабельным его производство для производителей с издержками производства, превышающими рыночную цену (отрезок кривой предложения вправо от точки О).

Проблема устойчивости равновесия: очевидно, что фактические рыночные цены не всегда совпадают с равновесными, т. е. рынок далеко не всегда находится в состоянии равновесия. Кто мешает, например, производителю установить цену на 20% выше равновесной? Ведь мы выяснили, что обычно существует некоторая доля покупателей, согласных заплатить эту цену. Однако рынок тяготеет к состоянию равновесия, т.е. состояние рыночного равновесия имеет тенденцию к устойчивости.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.