Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работоспособность и утомляемость

Умственный труд

Он объединяет работы, связанные с приемом и обработкой информации, требующие преимущественно напряжения сенсорного аппарата, внимания памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Формы умственного труда:

- операторский (характеризуется нервно-эмоциональным напряжением);

- управленческий (характеризуется чрезмерным ростом объема информации, личной ответственностью за принятые решения);

- творческий труд (научные и педагогические работники, писатели, артисты, конструктора) - наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, повышения нервно-эмоционального напряжения;

- учеба (в частности студентов) - напряжение психических функций (памяти, внимания, восприятия), наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

При интенсивной умственной деятельности потребность мозга в энергии повышается, составляя 15-20 % от общего объема в организме, в то время как весь мозг составляет лишь 2 % от массы тела. При этом потребление кислорода 100 граммами коры головного мозга оказывается в 5-6 раз большим, чем расходует скелетная мышца такого же веса при максимальной нагрузке.

Н.Е.Введенский сформулировал условия продуктивной и умственной работы:

- в работу следует входить постепенно;

- необходимо соблюдать определенный ритм, последовательность и системность в работе (длительное сохранение рабочего динамического стереотипа);

- следует чередовать умственный труд с отдыхом и физическим трудом;

- высокая работоспособность сохраняется при систематической деятельности, обеспечивающей упражнение и тренировку.

Работоспособность - величина функциональных возможностей организма характеризуется количеством и качеством работы за определенное время при максимальном интенсивном напряжении.

Изменение работоспособности в течение дня имеет несколько фаз или сменяющих друг друга состояний человека. Утомление - состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, вызванное интенсивной или длительной деятельностью, выражающееся в ухудшении количественных и качественных показателей и прекращающееся после отдыха.

Физиологи с давних пор пытались дать ответ на вопрос о сущности механизмов утомления, выдвигая ряд теорий. Теория "истощения" веществ (главным образом, обмена углеводородов), теория "задушения" живых клеток вследствие быстрого расходования кислорода при работе или теория «отравления» - засорение тканей продуктами распада (накопление в мышцах молочной кислоты).

И.М.Сеченов показал, что утомление возникает не в работающем органе, не в мышцах, а в ЦНС.

И.П.Павлов считал, что торможение, возникающее при утомлении в ЦНС, носит охранительный характер - ограничивая работоспособность, оно охраняет нервные клетки от перенапряжения и гибели.

В настоящее время наиболее популярной является центральная нервная теория утомления. Однако общепризнанной теории утомления не существует.

Физиологическая картина физического и умственного утомления сходна, однако при умственном утомлении более четко выражены функциональные сдвиги со стороны ЦНС, высшей нервной деятельности, анализаторов и психической деятельности. Отмечается расстройство внимания, ухудшение памяти и мышления, ослабляется точность и координация движений.

Эффективность умственной (операторской) деятельности базируется на уровне психического напряжения (стресса). Психическое напряжение оказывает положительное влияние на результаты труда до определенного предела. Превышение критического уровня активации ведет к снижению результатов деятельности. Запредельные формы психического напряжения вызывают дезинтеграцию психической деятельности различной выраженности.

Тормозной тип - характеризуется скованностью и замедленностью движений.

Возбудимый тип - проявляется в гиперактивности, совершаются многочисленные, недиктуемые необходимостью движения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формы операторской деятельности | Эргономические основы безопасности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.