Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пятилетка эффективности и качества

В докладе Брежнева основные направления развития хозяйства СССР на 76-80 годы много говорилось об интенсификации производства, без которой значительное повышение его эффективности в условиях развития НТП трудно представить.

В этой связи особый упор делался на улучшение системы управления, на микро и макро уровнях.

Решающим звеном становятся дальнейшее управление экономикой в самом широком смысле слова.

Управленческая и прежде всего плановая деятельность должна быть нацелена на конечные народно-хозяйственные результаты.

Очень важным в улучшении руководства экономикой признавалось совершенствование организационной структуры и методов управления.

Главная задача 5 летки следующая: осуществление курса на подъём материального благосостояния и культурного уровня жизни народа на основе динамичного и пропорционального развития общественного производства и повышения его эффективности, ускорения НТП, повышение производительности труда, всемирного улучшения качества работы во всех звеньях народного хозяйства.

На самом деле благие намеренья расходились с практикой. Противоречия между теорией и практикой, между объявленными целями и достигнутыми результатами становились всё больше очевидными.

Действующие методы измерения экономического роста оценки и стимулирования хозяйственной деятельности были теоретически несостоятельны и практически расточительны.

Предприятия получают плановые процентные задания от выше стоящих органов, которые не несут ответственность перед предприятиями за диспропорции в планах. Поскольку планы производства, финансирования, кредитования, материально-технического снабжения не согласованы друг с другом.

Управленческая сущность перестройки и переход к рыночному регулированию экономики.

Суть перестройки, так же как и время в течение, которого она должна быть произведена. Толком не знал её даже инициатор.

Все свои мероприятия связанные с изменениями в управлении обществом Горбачев называл перестройкой. Что касается управлением экономикой то здесь «перестройка» началась с шумной политической компании получившей краткое название «ускорение» и по существу направленной на повышение темпов социально-экономического развития СССР.

В советской экономике это была 3 подобная компания.

1. начатая Хрущёвым после смерти Сталина называлась «Период развёрнутого строительства коммунистического общества.

2. Брежнев и Косыгин. В постановлении 65 года принятом в связи с началом экономического форума зафиксирована, что вся система планирования руководство производством и материального поощрения должна быть направлена на обеспечение высоких темпов роста производства и его эффективности. Этот этап назывался «Этап развитого социализма»

В обоих случаях удалось повысить темпы роста экономики и добиться определённого улучшения материального и культурного уровня народа. Однако постепенно государство возвращалось на начальные позиции, и жизненный уровень оказывался ниже прежнего.

3. Попытка ускорения Горбачева оказалась самой кратковременной. Ему не удалось даже неуклонное ухудшение социально-экономического положения, а экономический кризис в эпоху перестройки обострился.

Всё это завершилось развалом народного хозяйства СССР и ликвидации советской политической системы.

Достижения НТП создали благоприятные условия для перехода со второй половины 20 века на интенсивный путь развития суть которого – увеличение производства товаров и услуг при тех же или меньших затратах.

Зарубежные страны с рыночной экономикой уверенно и с нарастающей активностью проводили курс на интенсификацию производства и добивались замечательных успехов. По иному складывалась судьба интенсификации в плановой экономики, где темпы роста экономики измерялись по объёму производства в рублях и использовались затратные методы оценки и стимулирования хозяйственной деятельности.

Для прироста каждого процента темпа требуется соответственно увеличенная сумма производства в рублях. Интенсификация ведёт к снижению затрат, следовательно измерение экономического роста по общему объему в рублях от достигнутого уровня ведёт к падению темпов роста и уменьшению фонда зарплаты, потери других видов материального и морального стимулирования.

Опытные руководители не были заинтересованы в освоении дешёвых изделий.

В сфере управления экономикой в годы Горбачёва

1. 87 – ускорение социально экономического развития

2. 89 – радикальная экономическая реформа

3. 90 - переход к рыночным отношениям

Течение первых 2 периодов сохранялась прежняя затратная система управления экономикой, что привело к обострению экономического кризиса.

Накручивание «липового» объёма производства в рублях и искусственное завышение цен, перевыполнение планов по дорогим изделиям и срыв заданий по дешёвым привело к:

- Усиление диспропорции между отраслями и сферами общественного производства

- Систематическое невыполнение планов выпуска продукции в натуральном выражении привело к плановой анархии производства, разбалансированию потребительского рынка, поскольку ежегодно в народное хозяйство накачивались 10 миллиардов рублей в фонд зарплаты за липовый объём производства в рублях, создавался дефицит на всё

- Увеличение эмиссии денег, рост дефицита государственного бюджета, рост внешней задолженности.

Всё это дискредитировало плановую систему управления экономикой и объективно содействовало её развалу.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Реформы системы управления экономикой 1965 года | Программа 500 дней
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1072; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.