Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Валютные отношения и валютная система




МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

ГЛАВА 22

 

 

Развитие международных экономических отношений требует проведения взаимных расчетов между юридическими и физичес­кими лицами разных стран. Постоянно возрастающий в условиях интернационализации хозяйственной жизни международный пла­тежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юри­дических и физических лиц разных стран, обеспечивает нацио­нальный процесс общественного воспроизводства и перелив де­нежного и финансового капиталов между странами. Обмен между странами различными формами экономической деятельности об­служивают валютные отношения, которые представляют собой со­вокупность общественных отношений, возникающих при осуще­ствлении международных расчетов, валютных и кредитно-финан­совых операций.

Участниками международных валютных отношений являются: 1. Коммерческие и инвестиционные банки, среди которых выде­ляются транснациональные банки (ТНБ), совершающие валютные операции между собой и с торгово-промышленными корпораци­ями. Ведущую роль в валютных операциях осуществляют глобаль­ные ТНБ, имеющие разветвленную сеть филиалов и дочерних бан­ков во многих странах. К этой группе банков относят 100 крупней­ших банков в мире. Многолетними лидерами по размеру активов и объему доходов в валютных операциях в этом списке являются американские и японские ТНБ, такие как «Ситигрупп» (Citigroup), «Бэнк оф Америка» (Bank of America), Банк «Джей-Пи Чейз Ман­хэтен» (J.P. Morgan Chase), «Мицуо финансгрупп» (Mizuho Financial Group), «Сакура Банк» (Sacura Bank).

2. Центральные банки стран, которые осуществляют валютные интервенции для регулирования курса своей национальной валю­ты, управляют золотовалютными резервами страны и государст­венным долгом, осуществляют надзор за коммерческими банками, выполняют функции валютного регулирования и валютного конт­роля.

3. Институты небанковского характера — такие, как страховые, пенсионные и взаимные фонды. Новым участником валютного рынка стали международные хедж-фонды (например, Long-Term Capital Management, Tiger). В условиях дерегулированности мировых валютных рынков появление этих новых финансовых институтов связано с необходимостью страховать значительно возросшие ва­лютные и кредитные риски. Учитывая, что участие в их создании, как правило, принимают ТНБ и инвестиционные фонды, то в хедж-фондах сосредоточиваются значительные суммы, позволяющие не только страховать риски, но и заключать крупные спекулятивные сделки, способные обвалить курс валют небольших стран. Именно это произошло с валютами Малайзии, Индонезии и Гонконга летом 1997 г., что вызвало резкую реакцию властей этих стран и запрет на действия крупных спекулянтов на своей территории.

4. Брокерские фирмы, которые заключают валютные сделки на­ряду с коммерческими банками, выступают в качестве посредников между небанковскими институтами (например, пенсионными, страховыми фондами) и продавцами и покупателями валюты. Та­кие преимущества работы через валютных брокеров, как аноним­ность при совершении сделок, непрерывность процесса котировки, возможность предлагать собственные цены, ведут к росту удельно­го веса валютных операций, осуществляемых через брокерские компании. Лидерами среди них являются «Меррилл Линч» (Merrill Lynch Pierce Fenner & Smith), И.Ф. Хаттон (E.F/Hutton), «Голдман Сакс» (Goldman Sachs), «Морган Стэнли» (Morgan Stanly). В сере­дине 90-х гг. появились электронные брокеры, доля которых на валютном рынке постоянно увеличивается.

5. Международные валютно-кредитные и финансовые организа­ции, которые принимают участие в операциях на мировом валют­ном рынке. Валютные операции МВФ, Мирового банка, ЕБРР и др. позволяют им участвовать в регулировании мировой валют­ной системы, в финансовой помощи развивающимся странам и т.д.

6. Частные лица — осуществляют относительно небольшой объ­ем операций с валютой, связанных с туризмом, накоплениями, переводами гонораров, пенсий, стипендий и т.д.

Осуществление внешнеэкономической деятельности предпо­лагает покупку и продажу валюты на валютных рынках.

Валютный рынок в широком смысле слова — это сфера эконо­мических отношений, возникающих при осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты, кредитно-депозитных операций, проводимых участниками валютного рынка по рыноч­ному курсу или рыночной процентной ставке, а также операций по движению капитала иностранных инвесторов. В зависимости от объема и характера валютных операций, количества использу­емых валют и уровня нормативно-правового регулирования валют­ные рынки различаются как мировые, региональные и националь­ные.

Мировые валютные рынки обслуживают движение денежных и финансовых потоков, опосредуя межстрановое движение товаров, услуг, перераспределение капиталов. Операции, совершаемые на мировых валютных рынках, обслуживают международные расчеты при покупке и продаже товаров и услуг, кредитные отношения, зарубежные инвестиции, операции с ценными бумагами, перерас­пределение национальных доходов в виде помощи развивающимся странам и взносов в международные организации.

В условиях глобализации финансовых рынков покупка и про­дажа валюты зачастую непосредственно не связанна с обслужива­нием только внешнеторгового оборота, а осуществляется для по­лучения спекулятивной прибыли. Торговля валютой на мировом валютном рынке не привязана к какой-либо одной географической точке и не имеет фиксированного времени закрытия и открытия. Валютные отношения между странами формируются и развивают­ся в крупных торговых и финансовых центрах, в которых концен­трируются операции по купле-продаже валют и валютных ценно­стей на основе спроса и предложения. Другими словами, валютные рынки — это официальные финансовые центры, в которых скон­центрировано огромное количество участников валютного рынка и осуществляется покупка и продажа валюты.

С развитием мирового внешнеторгового оборота число крупных валютных рынков растет. Среди крупнейших мировых валютных рынков традиционно выделяют:

• европейский валютный рынок — Лондон, Цюрих, Франк-фурт-на-Майне, Париж, Милан;

• североамериканский валютный рынок — Нью-Йорк, Чика­го, Лос-Анджелес;

• азиатский валютный рынок — Токио, Бахрейн. Относительно молодые мировые валютные рынки находятся в Сингапуре, Гонконге, Сиднее.

В связи с тем, что мировые валютные рынки находятся в раз­личных часовых поясах, их функционирование происходит круг­лосуточно.

Время открытия и закрытия крупнейших валютных рынков по московскому времени можно увидеть в табл. 22.1.

Таблица 22.1

Время работы мировых валютных рынков (по московскому времени)

Иностранные валютные инвестиции                
Всего                
Прямые 87,9 67,1 21,9 44,6 40,4 27,9 20,2 22,8
Портфельные 2,4 1,1 1,6 0,3 1,3 3,2 2,4 1,4
Прочие 9,7 31,8 76,5 55,1 58,3 68,9 77,4 75,8

 

В информационных системах используется время гринвичско­го меридиана (GMT — Greenwich Meridian Time), с которым совпа­дает лондонское время, что принимается во внимание в процессе валютных операций. Москва, как и вся европейская часть России, имеет возможность работать на всех крупных валютных рынках.

По объему операций валютный рынок значительно превосходит другие сегменты финансового рынка. Так, если ежедневный объем операций в 1997 г. на рынке акций оценивался в 100-150 млрд долл., а рынок облигаций (государственных и частных) — прибли­зительно в 500—700 млрд долл., то ежедневный объем операций на валютном рынке намного больше и очень динамично увеличива­ется. Так, в 1986 г. ежедневный объем сделок на валютном рынке оценивался в 205 млрд долл., в 1990 г. — 1 трлн долл. В 2001 г. объ­емы валютных операций почти повсеместно несколько сократи­лись из-за консолидации валютных операций после введения в обращение новой европейской валюты — евро, в 2004 г. объемы валютных операций существенно возросли, а в 2006 г. они достиг­ли уже более 2,4 трлн долл. Несмотря на постепенный рост опера­ций с евро, к наиболее торгуемым валютам относятся также япон­ская иена, фунт стерлингов, швейцарский франк.

Важным условием функционирования мирового валютного рынка является наличие современных информационно-коммуни­кационных средств. Появившиеся в последнее десятилетие элект­ронные технологии, так называемые нейронные сети, соединяю­щие между собой банки и биржи, позволяют заключать сделки все 24 часа в сутки и перемещать огромные денежные и валютные по­токи из страны в страну единственным нажатием клавиши ком­пьютера.

Торговля валютой осуществляется через дилинговые системы, наиболее известными из которых являются REUTERS dealing 2000, Telereuter, TENFORE и др. Их дополняют электронные брокерские системы, которые, по оценке экспертов МВФ, интенсивно исполь­зуются для электронных торгов парами валют: доллар — иена, дол­лар — фунт, евро — доллар, евро — фунт, евро — иена и т.д. Внед­рение электронного бэнкинга позволяет банкам снизить издержки на совершение банковской операции и привлечь большее число клиентов без создания дополнительной «традиционной» филиаль­ной сети. Важную роль в своевременной и надежной доставке и обработке финансово-банковской информации играет система СВИФТ (SWIFT — Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication), созданная в Брюсселе в 1973 г. Ее работа допол­няется различными национальными системами межбанковской коммуникации, такими как ЧИПС в США, ЧАПС в Англии и др.

Валютные рынки различают по степени организованности как межбанковский (неорганизованный) и биржевой (организованный). Особенностью современного валютного рынка является то, что он дезорганизован и более 90% всех сделок заключается на неоргани­зованном, внебиржевом, или межбанковском, валютном рынке, в первую очередь на краткосрочном денежном рынке (Money Market), на котором совершаются депозитные валютные операции по размещению свободных денежных остатков и привлечению не­обходимых средств в определенных валютах на различные сроки (от одного дня до одного года).

При заключении валютных сделок банки используют информа­цию о состоянии мировых валютных рынков, движении валютных курсов и уровне процентных ставок предложения и размещения денежных средств. Наиболее широко используются лондонская межбанковская ставка предложения средств ЛИБОР (London Interbank Offered Rate — LIBOR) и лондонская межбанковская став­ка привлечения средств ЛИБИД (London Interbank Bid Rate — LIBID). В определении и фиксации ставок ЛИБОР и ЛИБИД офи­циальные органы не принимают участия. Ставка ЛИБОР является средней ставкой процента, по которой на межбанковском валют­ном рынке в Лондоне банки предоставляют друг другу краткосроч­ные необеспеченные ссуды от одного дня до одного года, а ставка привлечения средств на этом рынке — ЛИБИД, как правило, на '/8% выше ЛИБОР.

На других валютных рынках используются аналогичные ставки предложения (размещения) и привлечения денежных средств: в Париже ставки — ПИБОР и ПИБИД, в Сингапуре — СИБОР и СИБИД, во Франкфурте-на-Майне — ФИБОР и ФИБИД, в Москве — МИБОР и МИБИД и т.п. Уровни этих процентных ста­вок определяются по каждой валюте и в условиях высокого уровня развития средств телекоммуникации и подвижности информации при сохранении различий имеют тенденцию к выравниванию.

Во многих странах сохраняется организованный валютный рынок, представленный валютными биржами. Их роль состоит в установ­лении курса валюты, в фиксации справочных курсов валют (Фран­ция, Япония, Скандинавские страны). С развитием срочного ва­лютного рынка в начале 70-х гг. операции с валютой стали осуще­ствляться на товарных биржах, например, в 1972 г. началась торговля валютными фьючерсными контрактами на Чикагской товарной бирже (Chicago Mercantile Exchange). К крупнейшим цен­трам торговли валютой относится Лондонская международная биржа финансовых фьючерсов — LIFFE (London International Financial Futures Exchange), а торговлю опционными контрактами на валюту осуществляют крупнейшая в мире и США Чикагская биржа опционов (Chicago Board Options Exchange), Европейская оп­ционная биржа в Амстердаме — ЕОЕ (European Options Exchange), Австрийская срочная опционная биржа в Вене — ОеТОВ (Oestereichische Termin Optionsboerse). Торговлю валютой осуще­ствляют также и биржи, специализирующиеся на торговле сроч­ными инструментами. Например, в 1986 г. была начата торговля валютными фьючерсами на Французской фьючерсной бирже — MATIF(Marche a Terme d'Instruments Financiers), Немецкой срочной бирже во Франкфурте-на-Майне — DTB (Deutsche Terminboerse), Бирже срочной торговли в Сиднее — SFE (Sydney Futures Exchange).

С точки зрения вмешательства государства в регулирование ва­лютного рынка и контроля за валютными операциями различают:

• валютный рынок с одним режимом валютного курса;

• валютный рынок с двойным режимом валютного курса;

• «серый» валютный рынок;

• «черный» валютный рынок.

Валютный рынок с одним режимом валютного курса является ре­зультатом постепенной либерализации валютных отношений. Для него характерно наличие плавающего курса валюты, котировка которого осуществляется на основе спроса и предложения. Такой валютный рынок существует в промышленно развитых странах и формируется во многих странах с переходной экономикой.

Валютный рынок с двойным (множественным) режимом валют­ного курса существует в странах, регулирующих движение капита­лов между национальным и международным рынками ссудных капиталов. В этом случае, например, могут существовать различ­ные уровни валютного курса для инвестиционных операций и опе­раций, обслуживающих внешнеторговые контракты. В некоторых случаях может существовать множественный режим валютного курса.

«Серый» валютный рынок существует на валютных биржах стран, где осуществляются операции с неконвертируемыми или частично конвертируемыми валютами, как, например, в Вене, Осло.

«Черный» валютный рынок функционирует параллельно с офи­циальным валютным рынком в условиях высокого уровня инфля­ции и нестабильности национальной банковской системы. На «черный» (уличный) рынок не распространяется контроль госу­дарства. Учитывая, что на нем могут обращаться значительные объемы валютных ресурсов, которые являются потенциальными инвестициями, государство стремится создавать условия для вов­лечения этой валюты в официальный оборот путем сдерживания инфляции и создания системы гарантий вкладчикам коммерческих банков.

Движение валютных и финансовых потоков на валютных рын­ках осуществляется через:

• валютные операции;

• валютно-кредитное и расчетное обслуживание покупки и продажи товаров и услуг;

• зарубежные инвестиции;

• операции с ценными бумагами;

• перераспределение национальных доходов в виде помощи развивающимся странам и взносов в международные орга­низации.

Операции на валютном рынке предполагают обмен одной ва­люты на другую в определенной пропорции. Обмен осуществля­ется путем покупки и продажи иностранной валюты за националь­ную или же путем покупки или продажи одной иностранной ва­люты против другой иностранной валюты. Все валютные операции можно объединить в четыре группы:

1. Конверсионные операции, т.е. продажа одной валюты и по­купка другой. Эти операции осуществляются дилерскими подраз­делениями банков на валютных биржах или на форексе — межбан­ковском валютном рынке. Валютный дилинг может осуществляться банком как от своего имени, так и по поручению его клиентов.

2. Депозитно-ссудные операции на межбанковском валютном рынке — позволяют банкам осуществлять взаимное кредитование и размещать привлеченные средства.

3. Операции по обслуживанию внешнеторговых расчетов и дру­гих международных сделок.

4. Операции по неторговым сделкам (переводы физических лиц, выплата пенсий, обслуживание туристов) и обслуживание владельцев пластиковых карт.

С точки зрения срока исполнения валютной операции, т.е. по­ставки валюты — даты валютирования (value date), все валютные операции делятся на текущие и срочные.

К текущим валютным сделкам относят операции по купле-про­даже валюты по текущему курсу — спот, зафиксированному в мо­мент заключения сделки, с условием поставки ее банками-контр­агентами на второй рабочий день. Курс спот определяется рыноч­ными условиями и отражается в текущей котировке, которая фиксируется в котировальных бюллетенях. Существуют и более короткие операции на валютном рынке: с условием поставки ва­люты в день заключения сделки — today и с условием поставки валюты на следующий день после заключения сделки — tomorrow. Основной принцип, который лежит в основе текущих валютных операций, — это принцип компенсированной стоимости, т.е. ни одна из сторон, участвующих в конверсионной сделке, не предо­ставляет кредит другой стороне. Учитывая этот принцип, банки стремятся в качестве партнеров иметь первоклассные банки, не нарушающие своих обязательств.

Самостоятельным сегментом валютного рынка является срочная торговля. Срочные валютные сделки заключаются на основе фор­вардного курса. Форвардные контракты — это соглашение между двумя сторонами о будущей поставке предмета контракта. Как пра­вило, направление динамики курсов по наличным и срочным сдел­кам совпадает. Разница между курсами валют по сделкам спот и форвард является форвардной маржой и определяется как скидка (дисконт) с курса спот, если курс срочной сделки ниже, или пре­мия (репорт), если он выше. Валютные дилеры работают, как пра­вило, с форвардной маржой, значения которой даются для курса покупки и курса продажи. При прямой котировке курс покупки валют должен быть ниже курса продажи. По значениям форвард­ной маржи можно определить, каким образом котируется валю­та—с премией или с дисконтом.

Курсы валют по срочным сделкам, котируемые в цифровом вы­ражении, называются курсами «аутрайт». В случае если значение форвардной маржи для курса покупки валюты будет больше ее зна­чения для курса продажи, то, учитывая, что курс покупки должен быть меньше курса продажи, форвардную маржу надо вычесть из курса спот, таким образом, данная валюта котируется с дисконтом. В случае если форвардная маржа для курса покупки меньше, чем для курса продажи, то ее значение следует прибавлять к курсу спот, таким образом, валюта котируется с премией.

Либерализация мировых валютных рынков в 70-е гг. и смягче­ние валютного законодательства многих стран привели к появле­нию наряду с кассовыми сделками на наличном рынке и форвар­дными операциями на срочном валютном рынке нового вида опе­раций производного характера, т.е. к развитию производных финансовых операций с валютой (деривативов). К ним относятся фьючерсы и опционы, которые активно используются как инстру­менты получения прибыли и страхования валютных рисков. Осо­бенностью рынка производных инструментов является то, что контракты на деривативы закрываются путем расчета наличными и зачастую не требуют реальной поставки обозначенного в них ак­тива.

Формой организации и регулирования валютных отношений, закрепленной национальным законодательством и межгосударс­твенными соглашениями, является валютная система. Различают мировую, региональную (международную) и национальную валют­ные системы.

Мировая валютная система сформировалась с развитием внеш­неэкономических связей как форма организации валютных отно­шений, регулируемых национальным законодательством и межго­сударственными соглашениями.

Особенности мировой валютной системы и принципы ее по­строения находятся в тесной зависимости от структуры мирового хозяйства, соотношения сил и интересов ведущих стран. В процес­се эволюции мировой валютной системы видоизменялись и совер­шенствовались ее основные элементы:

• функциональные формы мировых денег (золото, резервные валюты, международные счетные единицы);

• условия взаимной конвертируемости валют;

• режимы валютных паритетов и валютных курсов;

• степень валютного регулирования и объем валютных огра­ничений;

• унификация правил использования международных кре­дитных средств обращения (векселей, чеков) и форм меж­дународных расчетов;

• международные организации, осуществляющие межгосу­дарственное валютное регулирование.

Мировая валютная система оказывает существенное влияние на национальную валютную систему, поскольку является механиз­мом, который связывает национальные экономики.

Первая мировая валютная система (Парижская) была основана на золотомонетном стандарте и юридически закреплена межгосу­дарственным соглашением в 1867 г. на конференции промышленно развитых стран в Париже. Для этой валютной системы были характерны фиксированное золотое содержание национальных валют и фиксированные валютные курсы.

Существование золотого стандарта вплоть до Первой мировой войны не только придавало стабильность валютной системе, но и лежало в основе стабильного развития экономики стран. Так, од­ним из основных условий денежной реформы в России в конце XIX в., проводимой министром финансов СЮ. Витте, было вве­дение золотого стандарта рубля, что позволило превратить его в одну из самых стабильных валют в мире.

Валютный кризис, разразившийся в период Первой мировой войны, завершился созданием новой валютной системы.

Вторая валютная система (Генуэзская), оформленная в 1922 г. на Генуэзской международной экономической конференции, была основана на золотодевизном стандарте. В качестве девиза высту­пала иностранная валюта в любой форме. И хотя официально ста­тус резервной валюты не был закреплен ни за одной из валют, ан­глийский фунт стерлингов и американский доллар конкурировали за лидерство на мировом валютном рынке.

Третья мировая валютная система (Бреттон-Вудская) была оформлена соглашением стран на конференции по валютным и финансовым вопросам, состоявшейся в июле 1944 г. в г. Бреттон-Вудс (штат Нью-Хэмпшир в США), в которой участвовали пред­ставители из 44 стран.

Бреттон-Вудская система была основана на ряде структурных принципов:

• официально установленные фиксированные паритеты ва­лют к доллару США, который в свою очередь конвертиро­вался в золото по фиксированному курсу;

• была определена официальная цена золота на 1 июля 1944 г. на уровне 35 долл. за тройскую унцию (31,105 г зо­лота) или 1 долл. был равен 0,88571 г золота;

• было установлено, что фиксированные золотые паритеты и курсы валют могли колебаться в пределах + 1% паритета, а в Западной Европе — ± 0,75%;

• обеспечение конвертируемости двух резервных валют — доллара США и фунта стерлингов в золото по официально­му курсу.

По своему характеру Бреттон-Вудская система была золотодевизной системой с фиксированными валютными курсами. США брали на себя обязательство по первому требованию обменивать доллары в золото без каких-либо ограничений, а остальные страны должны были зафиксировать курс своей валюты к доллару и под­держивать его в пределах 1%-го отклонения в обе стороны по от­ношению к паритету.

По решению Бреттон-Вудс кой конференции был создан МВФ, основными целями которого являлись:

• оказание содействия стабильности валютных курсов, пла­тежных соглашений и избежание конкурентной девальва­ции валют;

• содействие организации многосторонней платежной систе­мы по текущим операциям и устранение валютных ограни­чений;

• предоставление краткосрочных кредитов для урегулирова­ния платежных дисбалансов;

• оказание содействия международному сотрудничеству на основе постоянных совещаний и консультаций по между­народным валютным проблемам.

Противоречия Бреттон-Вудской валютной системы, обуслов­ленные прежде всего между национальным характером доллара и использованием его как международного платежного средства, по­степенно расшатали ее по мере укрепления экономики стран За­падной Европы и Японии. В 1971 г. США прекратили конвертиро­вать доллары в золото по официальному курсу. Договоренность о фиксированных валютных курсах была отменена, и Бреттон-Вуд­ская система перестала существовать.

Четвертая мировая валютная система (Ямайская) была оформ­лена соглашением стран — членов МВФ в январе 1976 г. в г. Кинг­стон на Ямайке, в котором формулировались основные принципы новой валютно-финансовой системы, закрепленные в апреле 1978 г. во второй поправке к Статьям соглашения МВФ. Эти прин­ципы продолжают действовать и сегодня:

• с отменой официальной цены золота была узаконена демоне­тизация золота, т.е. утрата им денежных функций, но тем не менее благодаря реальной ценности золота за ним сохрани­лась роль чрезвычайных мировых денег и резервного актива;

• золотодевизный стандарт был заменен стандартом СДР, которые формально объявлены основой валютных парите­тов, но на практике не стали эталоном стоимости, главным платежным и резервным средством;

• вместо фиксированного валютного курса страны офици­ально с 1973 г. перешли к режиму плавающих валютных курсов, но при этом получили возможность выбора — фик­сированного или плавающего валютного курса;

• МВФ получил полномочия осуществлять более жесткий надзор за развитием валютных курсов и соглашениями об их установлении, обеспечивать либерализацию валютных отношений путем отмены валютных ограничений в интере­сах достижения стабилизации в международных валютных отношениях.

Дерегулирование в Ямайской валютной системе очень быстро проявилось в несовершенстве плавающих валютных курсов, а фи­нансовые и валютные кризисы, особенно в последнее десятилетие (например, валютный кризис в Мексике в 1995 г., валютные «бури» летом 1997 г. в странах Юго-Восточной Азии, летом 1998 г. в России и в январе 1999 г. в Бразилии, в 2000 и в 2001 гг. в Турции), поста­вили вопрос о мерах по искусственной поддержке валютных курсов, реальной и завышенной оценке активов, неудовлетворительном банковском надзоре, недостатке финансовой информации. Необ­ходимость координации действий стран для преодоления кризис­ных явлений заставила мировое экономическое сообщество по-новому оценить роль МВФ и МБРР в согласовании политики стран в области валютных отношений в условиях дерегулирования в ми­ровой валютной системе и глобализации финансовых потоков.

В процессе экономической интеграции возникает и функцио­нирует международная (региональная) валютная система. Так, страны Западной Европы в марте 1979 г. объявили о создании Ев­ропейской валютной системы (ЕВС), которая предусматривала скоординированное плавание курсов национальных валют по от­ношению к доллару с целью их большей стабилизации. Особенно­сти интеграции западноевропейских стран определили структур­ные принципы ЕВС.

1. Ограничение колебаний курсов валют в пределах ± 2,25 от согласованного центрального курса каждой валюты к ЭКЮ. В 1990 г. с присоединением Великобритании к системе установле­ния валютных курсов в рамках ЕВС для валюты этой страны были расширены возможные колебания курса фунта стерлингов в пре­делах 6% от центрального курса. Такие же пределы колебаний были установлены и для испанской песеты. После выхода Великобрита­нии и Италии из ЕВС в августе 1993 г. пределы колебаний для всех валют были расширены до 15%.

2. Коллективное поддержание режима валютного курса. Режим коллективного плавания валют получил название «европейской валютной змеи» в силу того, что курсы могли плавать только в ог­раниченных пределах. В случае если курсы выходят за допустимые пределы, центральный банк обязан осуществлять валютную интер­венцию. Механизм коллективного плавания курса валют ЕС обес­печивал их относительную стабильность, однако периодически страны проводили официальные девальвации (например, Ирлан­дия, Италия, Бельгия и др.) или ревальвации (например, ФРГ, Франция, Нидерланды и др.).

3. Введен стандарт ЭКЮ — европейской валютной единицы, курс которой определялся как средневзвешенный средний курс из 12 западноевропейских валют. В ней доминировала немецкая мар­ка (примерно 33%). Вес, приданный каждой валюте, отражал от­носительную долю различных государств — членов ЕВС в валовом национальном продукте ЕС и в торговле внутри него, а также их вклад в механизмы краткосрочной валютной поддержки. В ЭКЮ предоставлялись кредиты, получаемые странами в рамках единой сельскохозяйственной политики, осуществлялись ссудно-депозитные операции банков. Наряду с официальной ЭКЮ широко использовалась и в частной сфере, а также была и полноценной валютой для международных облигационных рынков, объектом котировок и системы межбанковского клиринга. ЭКЮ просущес­твовала до 1 января 1999 г., когда была введена в безналичное об­ращение единая европейская валюта евро и стала осуществляться единая валютная политика стран ЕС.

4. Был создан Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) за счет взносов стран для предоставления временной по­мощи для финансирования дефицита платежного баланса и осу­ществления расчетов по валютным интервенциям стран-членов в целях поддержки их валютных курсов.

Следующей стадией развития валютно-финансовой интегра­ции европейских стран стало продвижение к Экономическому и валютному союзу (ЭВС), предусматривающему единую денежную политику, создание единого центрального банка и введение еди­ной валюты. Маастрихтский договор о Европейском союзе, под­писанный в феврале 1992 г. и вступивший в силу с 1 ноября 1993 г., предусматривал осуществление этого перехода в три эта­па.

На первом этапе, начавшемся в июле 1990 г. с отмены всех ва­лютных ограничений по движению капиталов внутри ЕС, должны были быть снижены темпы инфляции и сокращены дефициты бюджетов.

На втором этапе — с января 1994 г. — предусматривалось созда­ние во Франкфурте-на-Майне Европейского валютного института (вместо ЕФВС) и подготовка создания единой европейской валю­ты, получившей впоследствии название евро. На основе Мааст­рихтского соглашения предусматривалось дальнейшее углубление валютной интеграции, достижение конвергенции национальных экономик и создание механизма многостороннего наблюдения за этим процессом.

Третий этап начался с 1 января 1997 г., когда страны ЕС (не менее семи) достигнут необходимого уровня конвергенции в соот­ветствии с заданными параметрами, будет введена единая валюта и создан Европейский валютный институт (ЕВИ) — организация стран ЕС, ответственная за осуществление координации валютной политики между ними, подготовку Европейского центрального банка и разработку единой валютной политики.

Политика поэтапного перехода к единой валюте взаимоувязана с состоянием экономик стран — участниц ЕВС, которые свое эко­номическое развитие подчинили достижению региональных кри­териев, таких как:

• уровень инфляции не превышающий более чем на 1,5 про­центных пункта средний показатель для трех стран с наи­более низкими темпами;

• дефицит государственного бюджета не должен быть более 3% ВВП;

• государственный долг — не более 60% ВВП;

• ежегодный рост цен — не более 1,5% сверх среднего уровня инфляции в трех наиболее благополучных в этом отноше­нии странах ЕС;

• средний размер долгосрочной процентной ставки — не выше 2% сверх среднего для трех стран с наиболее низкими темпами инфляции;

• пределы колебаний взаимных валютных курсов ± 15%.

С 1 января 1999 г. Европейский экономический и валютный союз вступил на новую ступень развития региональной валютной системы, когда безналичные расчеты стали осуществляться на ос­нове новой европейской валюты — евро. Котирование курса евро к доллару и к валютам стран, не входящим в ЕВС, осуществляет Европейский центральный банк во Франкфурте-на-Майне. 1 ян­варя 2002 г. новую валюту — евро стали использовать Австрия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Бельгия, Люк­сембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция при на­личных расчетах. Через полгода после этого евробанкноты и евро-монеты стали единственным законным платежным средством в странах ЕС.

Степень интегрированности страны, в том числе и России, в мировое хозяйство проявляется в обмене части ее национальных денег на иностранные валюты и обратно. Форма организации ва­лютных отношений страны, закрепленная национальным законо­дательством, является национальной валютной системой.

Национальная валютная система является частью денежной сис­темы страны, но при этом обладает относительной самостоятель­ностью и осуществляет связь экономики страны с мировым хозяй­ством. К ее основным структурным элементам относятся:

1) национальная валюта, т.е. денежная единица, являющаяся в каждой стране законным платежным средством, а при использо­вании в международных экономических отношениях становяща­яся валютой;

2) степень конвертируемости, т.е. обмена национальной валю­ты на иностранные валюты, которая позволяет товарам и услугам преодолевать национальные границы, а также обеспечивает пере­лив капитала между различными сегментами мирового валютно-финансового рынка. При классификации валют в зависимости от форм и объемов валютных ограничений выделяют валюты: некон­вертируемые (замкнутые), частично конвертируемые и полностью конвертируемые.

При переходе к конвертируемости валюты или восстановле­нии ее обратимости страна должна ответить на несколько во­просов:

• по каким операциям должна вводиться обратимость ва­лют — текущим операциям платежного баланса или по опе­рациям, связанным с движением капитала;

• для кого должны быть сняты ограничения — для резиден­тов или нерезидентов и в какой последовательности;

• в какой последовательности — сначала внешняя обрати­мость валюты, а затем внутренняя или наоборот.

Валюта считается неконвертируемой, если государство-эмитент ограничивает или запрещает ее обмен на иностранные валюты по текущим операциям платежного баланса. Для стран с неконверти­руемыми валютами, как правило, характерно существование госу­дарственной валютной монополии, означающей, что все операции с валютными ресурсами осуществляются банками, уполномочен­ными на то государством, по валютным курсам, установленным также государственными властями.

Постепенный переход к конвертируемости всегда связан реа­лизацией валютной политики, которая нацелена на сужение го­сударственного вмешательства во внешнеэкономическую дея­тельность, и начинается с установления свободного обмена на иностранные валюты по текущим операциям, т.е. частичной кон­вертируемости.

Учитывая это обстоятельство, МВФ признает конвертируемы­ми валюты тех стран, которые принимают на себя обязательство, вытекающее из VIII статьи Устава, предусматривающее, что «ни одна страна-член не должна без одобрения Фонда устанавливать ограничения на платежи и переводы по текущим международным сделкам».

К таким операциям относят платежи, обслуживающие внеш­нюю торговлю и услуги, краткосрочные банковские и кредитные операции, платежи по погашению займов и процентов по ним, переводы прибылей по инвестициям, дохода в виде дивидендов на капитал, вложенный в акции, денежные переводы некоммерчес­кого характера и т.п. Наиболее распространенной формой частич­ной конвертируемости является сохранение ограничений на опе­рации, связанные с международным движением капитала, в том числе и на финансовые операции.

Частичная обратимость валюты находится в зависимости от су­ществующих в стране валютных ограничений, когда на определен­ные направления внешнеэкономической деятельности или на не­которые категории участников валютного рынка режим конверти­руемости не распространяется или же когда устанавливаются определенные ограничения по валютным операциям с определен­ными странами, их объединениями или регионами.

Внутренняя обратимость валют дает право гражданам и органи­зациям данной страны осуществлять платежи за границу и поку­пать иностранную валюту без ограничений, а нерезиденты этим правом не располагают. Как показывает мировой опыт, страны с развитой рыночной экономикой при восстановлении обратимости своих валют начинали с внешней ее конвертируемости, при которой осуществлять право свободного обмена денег данной страны для расчетов по текущим операциям с зарубежными партнерами пре­доставляется только нерезидентам (иностранным гражданам или иностранным фирмам), а резиденты данной страны (ее граждане и предприятия, зарегистрированные по законодательству данной страны) этим правом не обладают.

Именно такой путь избрали страны Западной Европы, когда на основе договора, подписанного в Риме в марте 1957 г. шестью стра­нами — ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом и получившего название Римского договора, с 1 января 1958 г. они взяли курс на формирование Европейского экономического сообщества и углубление интеграционного про­цесса.

Начав в 1958 г. с разрешения иностранным держателям местных валют беспрепятственно обменивать их на доллары для соверше­ния текущих операций, западноевропейские страны ввели внеш­нюю обратимость своих валют. И только через два года этот режим был распространен на национальных держателей валюты и была установлена внутренняя их обратимость.

Вопрос о том, когда и как переходить к конвертируемости ва­люты странам, реформирующим централизованно-плановую эко­номику в рыночную, является дискуссионным для многих россий­ских экономистов и западных экспертов.

При отказе от государственной монополии на валютные опера­ции, введении либерализации внешней торговли, при одновремен­ном отказе от системы множественных валютных курсов в странах, реформирующих экономику, внутренняя обратимость валют долж­на была не только способствовать созданию институтов валютного рынка, но и побудить резидентов продавать свою накопленную валюту и использовать ее для размещения на депозитах банков, интегрировать «черный» валютный рынок в официальную эконо­мику. Продажа части валютной выручки экспортеров должна была обеспечить формирование валютных резервов стран.

Наряду с различием в деталях переход к внутренней обратимос­ти валют в странах Восточной Европы был нацелен в первую оче­редь на развитие внутреннего товарного рынка, способствовал созданию конкурентной среды и обеспечил широкий доступ к им­портным товарам. Отдельные страны (например, Болгария, Чехия, Польша, Россия) осуществили «шоковый» переход к внутренней конвертируемости одновременно с либерализацией цен, а другие начали с накопления официальных валютных резервов, улучшения структуры и итогов торгового баланса, а затем перешли к отмене валютных ограничений на текущие операции, как, например, Вен­грия, Румыния. Большинство стран Центральной и Восточной Европы, а также страны Балтии, Армения, Грузия, Молдавия, Кир­гизия, Россия к середине 90-х гг. подписали VIII статью Устава МВФ и формально ввели конвертируемость валюты по текущим операциям платежного баланса.

Введение обратимости валют для стран с переходной экономи­кой в условиях отсутствия концепции и программы обоснованной макроэкономической политики обострило проблему инфляции, привело к «долларизации» экономики, бегству капиталов потен­циальных инвесторов, затруднило контроль за экспортно-импор­тными операциями. Следствием быстрого перехода к конвертиру­емости для некоторых стран стало снижение конкурентоспособ­ности национального производства. Поддержание стабильного курса национальной валюты в условиях внутренней конвертируе­мости осложнило формирование валютных резервов из-за оттока валюты за границу. А для стран с сырьевой структурой экспорта в условиях падения цен на мировых рынках сырья ухудшение струк­туры платежного баланса не только сокращает валютные поступ­ления в официальные резервы, но и усложняет поддержание ре­жима конвертируемости национальных денежных единиц.

Переход к обратимости валют по текущим операциям платеж­ного баланса происходит при сохранении многими странами ва­лютных ограничений на свободное движение капиталов. Несмотря на принятую в 1976-1978 гг. поправку к статье IV Устава МВФ, которая зафиксировала необходимость обеспечения свободного движения капиталов, многие страны не только сохраняют валют­ные ограничения по финансовым операциям и операциям, обслу­живающим движение капитала, но и продолжают сохранять очень широкий круг валютных ограничений. Более того, целый ряд стран, например Латинской Америки (Боливия, Венесуэла, Чили, Эквадор), а также Греция, Кипр, Пакистан и многие другие, при формальном присоединении к требованиям VIII статьи Устава МВФ не отказались от валютных ограничений по отдельным видам текущих операций и, по сути, сохраняют формальную обратимость своих валют.

Существует и другая группа стран, которые постепенно отме­няют ограничения по валютным операциям, обслуживающим те­кущие сделки, но не считают себя готовыми присоединиться к VIII статье Устава МВФ и имеют формально неконвертируемые валюты.

Требование МВФ и ВТО отменить все валютные ограничения и открыть рынки финансовых услуг для свободной конкуренции предполагает введение полной конвертируемости валют. Это озна­чает отмену валютных ограничений не только при платежах по текущим операциям платежного баланса, но и по операциям, свя­занным с заграничными инвестициями и другими международны­ми перемещениями капиталов.

При режиме полной обратимости все владельцы валюты, как резиденты, так и нерезиденты, независимо от источников их по­лучения имеют возможность использовать эти средства на любые цели в стране и за границей путем беспрепятственного обмена (купли-продажи) на любые денежные единицы.

Переход к внешней и внутренней конвертируемости валюты, как показывает мировой опыт, еще не означает введение полной ее обратимости, поскольку страны предпочитают еще долгое вре­мя сохранять ограничения на международное перемещение ка­питалов.

Из 184 стран — членов МВФ около 40 продолжают осуще­ствлять контроль за платежами по текущим операциям и около 130 стран — по капитальным операциям, т.е. их валюты являются частично конвертируемыми. По информации МВФ полностью конвертируемыми могут считаться валюты ряда промышленно раз­витых стран, а из стран с переходной экономикой полностью кон­вертируются валюты Литвы, Латвии и Эстонии, а с 1 июля 2006 г. — и России.

Наличие или отсутствие валютных ограничений. Введение запре­та или ограничений на валютные операции, как правило, проис­ходит в период длительного ухудшения экономической конъюнк­туры. Переход к полной конвертируемости своих валют многие страны увязывают со снятием всех ограничений по валютным опе­рациям. В то же время наряду с тенденцией к интернационализа­ции рынка финансовых услуг как следствия движения стран ЕС к интеграционному единству существуют причины, которые лежат на пересечении интересов развития национальных и международ­ных валютно-финансовых рынков, заставляющие сохранять ва­лютные ограничения, к их числу можно отнести следующие.

Во-первых, наряду с общепринятым представлением о необхо­димости привлечения ссудного капитала, поскольку прямые ино­странные инвестиции стимулируют развитие национальной про­мышленности, создавая дополнительные рабочие места, суще­ствует потребность защиты своей экономики от внешнего негативного влияния, например от экспорта инфляции, когда эти инвестиции осуществляются в виде «горячих», ничем не обеспе­ченных долларов, а это заставляет принимать протекционистские меры. Именно так должны были поступить некоторые страны (ФРГ, Франция, Швейцария, Бельгия, Голландия, Люксембург и Испания), когда в 1971-1973 гг. ввели валютные ограничения с целью сдерживания притока капиталов.

Во-вторых, международное перемещение капиталов включает прямые и портфельные инвестиции, движение которых значитель­но опережает движение товаров и услуг и оказывает существенное влияние на платежный баланс и валютный курс. Учитывая это, либерализация финансовых рынков идет очень медленно: полити­ка протекционизма и введения все новых ограничений сменяется их постепенной отменой.

В-третьих, с переходом к плавающим валютным курсам посто­янные нарушения модели равновесного рынка открытых экономик поставили проблему его предсказуемости, для достижения которой на финансовых рынках стала использоваться «теория разумных ожиданий», не только не увеличившая возможность прогнозиро­вать предполагаемые изменения в движении финансовых потоков, но и не позволяющая учитывать вероятностные ошибки с необхо­димой точностью.

В-четвертых, некоторые страны рассматривают либерализа­цию движения капиталов как дополнительную возможность ока­зывать на них не только политическое давление, но и существен­ное экономическое влияние. Это касается в первую очередь стран с развивающимися рынками {emerging markets), на которые в по­следнее десятилетие устремились финансовые потоки из разви­тых стран.

Режим валютного курса (фиксированный, плавающий, привя­занный).

В мировой практике используются как основные режимы ва­лютных курсов — фиксированный, плавающий и привязанный валютные курсы, так и их разновидности — валютное управление, валютные коридоры, регулируемое плавание. Считается, что фик­сированный режим валютного курса призван обеспечивать адап­тацию национальных экономик к постоянно меняющимся усло­виям мирового рынка и автоматически поддерживает равновесие платежных балансов, в то время как для плавающих валютных кур­сов характерны резкие и непредсказуемые колебания, результатом которых могут стать значительные убытки участников валютного рынка и национальной экономики в целом.

Система фиксированного валютного курса обладает таким важ­ным достоинством, как его предсказуемость, возможность исполь­зования для обеспечения стабильных условий хозяйственной дея­тельности, для устранения валютных спекуляций и управления валютными рисками. Использовать режим фиксированного валют­ного курса заставляет также и стремление ограничить импорт ин­фляции, который возможен при резком снижении курса нацио­нальной валюты. Тем не менее в условиях глобализации мировой экономики, при режиме фиксированного валютного курса воз­можны шоки от непредсказуемых переливов межстрановых фи­нансовых потоков. Поскольку фиксированный курс предполагает жесткую привязку денежной массы страны к объему ее междуна­родных резервов, при увеличении или сокращении официальных резервов автоматически происходит изменение объема денежного предложения.

Понять это заставили многочисленные валютные кризисы, на­блюдавшиеся еще в начале 70-х гг., которые показали, что в случае использования подобного режима перед странами ставится «невы­полнимая триединая задача» — одновременно поддерживать фик­сированный курс, сохранять мобильность капитала и проводить денежно-кредитную политику, направленную на достижение внутриэкономических целей.

Система плавающего валютного курса наиболее приемлема для стран, которые способны поддерживать стабильность своей валю­ты без применения специальных валютных механизмов. Это, как правило, промышленно развитые страны и крупные развивающиеся страны, имеющие относительно развитые финансовые систе­мы, такие как, например, Корея, Бразилия и Мексика. К числу таких стран не относятся небольшие страны, открытые для потоков капитала. Неизбежные значительные колебания курса националь­ной валюты слишком обременительны для неокрепших экономик. Противодействие же властей этим колебаниям неизменно приво­дит, как подтверждает практика, к какой-либо из форм фиксации относительно иностранной валюты, будьте валютный коридор или жесткая привязка. Но, как показала целая череда кризисов в 90-х гг., такая валютная политика представляет превосходную ми­шень для спекулянтов. В случае когда страна не в состоянии под­держивать или регулировать режим курса своей валюты, она может принять иностранную валюту в качестве законного платежного средства (официальная долларизация). Так, например, Эквадор и Сальвадор перешли на долларовое обращение.

Разновидностью фиксированного валютного курса является валютное управление (currency board),иногда называемое политикой «валютного совета», при котором валютная политика монетарных властей направлена на поддержание фиксированного курса нацио­нальной валюты по отношению к иностранной ключевой валюте.

Важным условием валютного управления является высокий уровень резервов, обеспечивающий надежность эмитируемой ва­люты. Считается, что объем резервов должен быть больше, чем 100% эмитируемых денег, для того чтобы они были обеспечены в случае падения цены активов, в которых представлены резервы. Однако, даже если страна согласилась с введением currency board, предварительно должны быть проведены подготовительные меры, в результате которых страна не должна иметь дефицит государ­ственного бюджета за счет сокращения государственных расходов и увеличения налогов. Не все страны готовы к такой жесткой эко­номической политике. Например, Бразилия, имевшая в начале 90-х гг. гиперинфляцию в 2700% и стабилизировавшая свою валю­ту на основе валютного управления (получившего название «План Реал»), не согласилась с предложением МВФ использовать ее вто­рой раз для выхода из кризиса 1999 г. К подготовительным мерам относятся:

1. Накопление страной достаточных валютных резервов, кото­рые будут выполнять роль якоря для национальной валюты. В та­кой роли в Эстонии было использовано золото, возвращенное ей западными банками, хранившими довоенный золотой запас этой страны.

2. Урегулирование дефицита государственного бюджета, как правило, за счет сокращения его использования путем урезания расходов на социальные программы.

К числу стран, где валютное управление позволило снизить ин­фляцию, относятся, во-первых, небольшие страны, экономика которых близка к открытой, где возможное ухудшение баланса те­кущих операций может финансироваться за счет притока ино­странного капитала в экономику в виде прямых инвестиций. При­мером является Эстония, валюта которой была привязана к немец­кой марке, а проведение жесткой макроэкономической политики позволило снизить инфляцию с 1069% в 1992 г. до 29% в 1995 г.

Практика установления режимов обменных курсов странами с формирующимися рынками в ДВЕ показывает, что на начальном этапе реформирования их экономики устанавливаются преимуще­ственно различные варианты скользящих привязок с широкими коридорами (при которых проводятся частые незначительные кор­ректировки центрального курса), а в некоторых случаях жесткие привязки, устойчивость которых обеспечивается политическими обязательствами (табл. 22.2).

К числу стран, которые использовали механизм гибкого регу­лирования колебаний своей валюты в зависимости от изменения курса валюты других стран, относятся Чехословакия (впоследствии Чешская Республика и Словакия, заключившие 8 февраля 1993 г. валютный союз) и Польша. Эти страны руководствовались инте­ресами либерализации внешней торговли и формировали корзину якорных валют из наиболее стабильных валют и валют стран, с ко­торыми существует значительный внешнеторговый обмен. Напри­мер, в Чехословакии до 1 января 1991 г. в качестве якоря для кроны использовалась корзина из пяти валют: 31,34% — доллар США; 45,52 — немецкая марка; 12,35 — австрийский шиллинг; 6,55 — швейцарский франк; 4,24% — фунт стерлингов.

Установленный первоначально фиксированный режим валют­ного курса страны не всегда в состоянии поддерживать и вынуж­дены переходить к гибкой фиксации или к корректируемой при­вязке, узкому коридору, при которых государство принимает на себя обязательство поддерживать определенное значение (или диа­пазон значений) валютного курса, однако не обязуется посвятить всю денежно-кредитную политику (а иногда и налогово-бюджет­ную) исключительно цели сохранения установленного паритета. Так, например, в Польше режим фиксации злотого к доллару с мая 1991 г. был заменен фиксацией к корзине из пяти валют, которая с октября 1991 г. стала гибкой, а уровень отклонения был установ­лен в пределах 1,8% в месяц, поскольку главной целью являлось сдерживание инфляции.

Таблица 22.2

Страны с формирующимся рынком, сгруппированные по режимам валютных курсов (по состоянию на 1 января 2000 г.)

Режим валютного курса (число стран) Страны
Валютное управление (3) Аргентина, Болгария, Панама
Гибкая привязка к иностранной валюте или корзине валют (7) Китай, Египет, Иордания, Малайзия, Пакис­тан, Катар
Привязка к иностранной валюте в пределах горизонтального диапазона колебаний (1) Греция
Гибкий курс с периодической фиксацией (1) Турция
Валютный курс, установленный в пределах колебаний, с периодической фиксацией (5) Венгрия, Израиль, Польша, Шри-Ланка, Ве­несуэла
Управляемый плавающий валютный курс (3) Чехия, Нигерия, Тайвань
Режим свободного плавающего валютно­го курса (13) Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Индия, Индонезия, Корея, Мексика, Перу, Филиппи­ны, Россия, Южная Африка, Таиланд

Источник: Fischer Stanely. Exchange Rate Regimes: Is the Bipolar View Correct? //Journal of Economic Perspectives. 2001. № 13. P. 29.

 

 

По состоянию на конец 2001 г. в 47 государствах — членах МВФ действовали системы жесткой привязки валютного курса либо без собственного законного платежного средства, либо с механизмом валютного совета. За исключением 12 государств — членов ЭВС, все остальные страны, не использующие собственное законное средство платежа, представлены малыми государствами. Более чет­верти из 184 стран — членов МВФ в настоящее время имеют режи­мы жестких привязок, такие же пропорции сохраняются и в пере­счете соответствующей доли в ВВП.

Регламентация использования форм международных расчетов и международных кредитно-финансовых средств обращения осу­ществляется странами, как правило, в соответствии с унифициро­ванными международными нормами.

Регулирование международной валютной ликвидности. Включая официальные валютные и золотые резервы, резервную позицию страны в МВФ и счет страны в СДР в МВФ, размеры международ­ной валютной ликвидности страны обеспечивают своевременность погашения международных обязательств приемлемыми для кре­дитора платежными средствами.

Режим валютного рынка и рынка золота является важным структурным элементом национальной валютной системы, по­скольку влияет на степень участия государства в международных валютных отношениях. Регулирование режима валютного рынка осуществляется национальными денежными властями.

Национальные органы, регулирующие валютные отношения (центральный банк, министерство финансов, государственный таможенный комитет и др.), разрабатывают законодательную среду для регулирования валютных отношений страны, степень ее участия в международных валютных отношениях и контроли­руют исполнение законов и норм всеми участниками валютного рынка.

Валютная система России в условиях перехода к рыночной экономике формируется с учетом структурных принципов Ямайской валютной системы, которые она должна выполнять после вступления в июне 1992 г. в члены МВФ.

Основой национальной валютной системы Российской Феде­рации является российский рубль, введенный в обращение в 1993 г. взамен рубля СССР.

В условиях административно-плановой экономики СССР су­ществовала государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность и валютная монополия.

Развитие валютного рынка в СССР началось в конце 80-х гг. с либерализацией внешнеэкономических связей. Первым шагом явился отказ от государственной монополии внешней торговли и валютной монополии. На начальном этапе перехода к рынку (с января 1990 г.) существовала множественность валютных курсов рубля. В 1991 г. действовало четыре курса рубля:

• официальный, существовавший с 1 января 1961 г. и ис­пользовавшийся для международных статистических сопо­ставлений и официальной отчетности;

• специальный — с 1 ноября 1989 г., который применялся при валютном обслуживании советских и иностранных граждан;

• коммерческий — с 1 ноября 1990 г. использовался в расче­тах по внешнеторговым операциям на территории бывшего СССР и советским инвестициям за рубежом, в расчетах не­торгового характера предприятий. С введением коммерчес­кого курса были отменены дифференцированные валют­ные коэффициенты (ДВК), которые применялись с 1987 по 1989 г. для отдельных предприятий по определенным груп­пам валют и экспортных товаров;

• биржевой — с апреля 1991 г., который определялся на ва­лютной бирже Госбанка СССР.

Начиная с июля 1992 г. был введен единый официальный курс российского рубля к доллару США, определяемый на торгах Мос­ковской межбанковской валютной биржи (ММВБ).

В начале 90-х гг. начала формироваться институциональная структура валютного рынка России, представленная валютными биржами и двухуровневой банковской системой, возглавляемой Центральным банком, который является органом валютного регу­лирования и контроля. Прерогативой Банка России является опре­деление порядка обязательного перевода, ввоза и вывоза, пересыл­ки иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, выдача валютных лицензий, прове­дение мер по валютному регулированию путем изменения ставки рефинансирования, лимита открытой валютной позиции уполно­моченных банков, проведения валютных интервенций.

Важную роль в организации российского валютного рынка вы­полняют валютные биржи. Формированию биржевого валютного рынка предшествовали валютные аукционы Внешэкономбанка СССР в 1989 г., на которых на основе конкурса заявок осуществля­лась покупка и продажа иностранной валюты предприятиями, имевшими валютные счета во Внешэкономбанке.

В апреле 1991 г. начала работать валютная биржа Центрального банка СССР, а в январе 1992 г. было создано акционерное обще­ство закрытого типа «Московская межбанковская валютная биржа» (ММВБ). В состав ее учредителей вошли 30 ведущих банков, две финансовые компании, а также Ассоциация российских банков и Правительство Москвы. ММВБ стала основным центром прове­дения валютных операций банков, курс которой с 1 июля 1992 г. использовался Банком России для официальной котировки рубля к иностранным валютам.

В начале 1993 г. наряду с ММВБ начали функционировать ре­гиональные валютные биржи: Санкт-Петербургская валютная бир­жа, Уральская, Сибирская, Азиатско-Тихоокеанская, Ростовская межбанковские валютные биржи. В январе 1994 г. была учреждена Нижегородская валютная фондовая биржа, а в апреле этого же года — Самарская валютная межбанковская биржа. Таким образом, в валютный рынок были вовлечены все крупнейшие промышлен­ные регионы страны.

Важной характеристикой национальной валютной системы явля­ется режим обменного курса ее национальной денежной единицы.

В условиях перехода России к рынку был введен единый плава­ющий валютный курс рубля. Однако зависимость от импорта вы­звала отрицательные последствия и привела к снижению курса рубля и обострению проблемы насыщения отечественного рынка импортными товарами, стало сокращаться экспортное производ­ство, усилилась инфляция.

В интересах стабилизации на валютном рынке усилилась регу­лирующая роль государства. Об этом свидетельствует проведение Банком России валютных интервенций на ММВБ и СПВБ, при­нятие в 1994 г. инструкций по валютному экспортному и в 1996 г. валютному импортному контролю.

6 июля 1995 г. Центральным банком и правительством был вве­ден режим валютного коридора, т.е. пределов изменений текущего обменного курса рубля на биржевом и межбанковском валютном рынках, фиксированные пороговые значения колебаний валютно­го курса рубля к доллару, которые поддерживаются Центральным банком с помощью интервенций на валютном рынке.

Введение валютного коридора имело как положительную сто­рону — нейтрализовало процесс импорта инфляции, так и недостаток — рост реального курса рубля к доллару, который ухудшил конкурентоспособность российских экспортеров на мировом рын­ке. Это привело к переходу от горизонтального коридора к наклон­ному во втором полугодии 1996 г. и создало предпосылки для от­носительной стабилизации курса рубля.

Однако усилившееся давление на валютный курс рубля выну­дило Центральный банк активизировать свои интервенции на ва­лютном рынке. В результате этого сократились золотовалютные резервы страны, составившие в начале 1997 г. 15,3 млрд долл. Ак­тивные интервенции позволили переломить неблагоприятную си­туацию и сохранить контроль над валютным курсом и действие наклонного валютного коридора. В дополнение к главной цели — стабилизации валютного курса проводимая валютная политика была направлена на достижение таких важных задач, как:

• сглаживание резких колебаний валютного курса в результа­те краткосрочного несоответствия спроса и предложения иностранной валюты;

• ограничение доходности вложений в иностранные активы для повышения привлекательности рублевых финансовых инструментов с целью стимулирования процесса дедолла­ризации российской экономики;

• поддержание на достаточном уровне валютных резервов Банка России и совершенствование механизмов управле­ния ими.

Результатом начавшегося в октябре 1997 г. финансового кризи­са в странах Юго-Восточной Азии стало значительное перемеще­ние капитала из стран с развивающимися рынками в государствен­ные бумаги развитых стран, охватившее и российский финансовый рынок.

В ноябре 1997 г. правительство и Банк России выступили с со­вместным заявлением о политике валютного курса рубля на бли­жайшие несколько лет. Планировалось, что по крайней мере в 1998—2000 гг. центральный обменный курс будет находиться на уровне 6,2 руб. за доллар, а его возможное отклонение не превысит 15% этого уровня. Это оптимистичное заявление было связано с замедлением темпов инфляции в 1997 г. Но в связи с финансовым кризисом этот параметр не был выдержан, и 17 августа 1998 г. влас­ти отказались от принятой политики, установив курс рубля к дол­лару в границах от 6 до 9,5 руб. за доллар.

Следствием этой меры с одновременной реструктуризацией рынка государственных обязательств и объявлением 90-дневного моратория на возврат кредитов, полученных от нерезидентов, ста­ли дестабилизация валютного рынка и существенное падение ва­лютного курса рубля.

Для стабилизации российского валютного рынка Центральный банк перешел к режиму плавающего валютного курса рубля с про­ведением валютных интервенций для сглаживания резких колеба­ний.

В условиях начавшегося валютного кризиса Банк России при­нял решение в сентябре 1998 г. о сосредоточении обязательной продажи экспортерами 50% валютной выручки на ММВБ. С 31 декабря 1998 г. этот норматив был увеличен до 75%, а также был сокращен срок обязательной продажи с 14 до 7 дней. Это было связано с тем, что во время кризисной ситуации в стране необхо­димо контролировать покупку и продажу валюты.

Эти меры позволили стабилизировать курс рубля и наращивать золотовалютные резервы, достигшие к 1 января 2001 г. 27,9 млрд долл., выполнять внешние обязательства и перейти клиберализа­ции валютного регулирования. В августе 2001 г. норма обязатель­ной продажи экспортной валютной выручки была снижена до 50%. В Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валют­ном регулировании и валютном контроле» зафиксировано положе­ние о том, что обязательная продажа валютной выручки резидентов (физических лиц — индивидуальных предпринимателей и юриди­ческих лиц) осуществляется в размере 30% суммы валютной выруч­ки, если иной размер не установлен Центральным банком РФ.

Дальнейшее регулирование российского валютного рынка и его либерализация осуществлялись в соответствии с редакцией Феде­рального закона от 18 июля 2005 г. № 90-ФЗ «О валютном регули­ровании и валютном контроле», предоставившего право россий­ским предприятиям-экспортерам открывать счета и вести расчеты через любой как российский, так и иностранный банк.

В результате благоприятной внешнеэкономической конъюнк­туры в 2004—2007 гг. на мировых рынках энергоносителей, явля­ющихся основными статьями российского экспорта, стало возмож­ным снижение нормы обязательной продажи экспортной выручки до 10%, а с апреля 2006 г. вообще отказаться от использования по­рядка обязательной продажи валютной выручки, снизить в 2 раза норматив резервирования по валютным операциям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.174 сек.