Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стоимость




Язык

Способ фиксации информации

С момента фиксации информации на тех или иных видах носителей она становится информационным ресурсом. С фиксации информации начинается ее движение в любой системе коммуникации, а "новый носитель - это новые способы регистрации, сбора, передачи, хранения и обработки информации и, следовательно, новые способы управления". Поэтому, ограничения, налагаемые на перечень информационных носителей, существенным образом влияют на решение всех вопросов эксплуатации информационных ресурсов и определения информационной политики в области их создания. В предыдущем разделе уже рассматривались классы информационных ресурсов, построенные по принципу деления в зависимости от вида носителей.

В принципе нужно очень внимательно отслеживать появление новых видов носителей. Как показал опыт последних ста лет, наибольшее число новых носителей появилось в классе "Документальных информационных ресурсов". И именно в этом классе произошли коренные изменения в информационных технологиях, возникло наибольшее число проблем. Главная из этих проблем - необходимость обеспечения сохранности информации, накопленной на носителях, "жизненный цикл" которых оказался слишком мал, а главное, несопоставим с требуемым временем сохранности информации. Люди должны понимать, что для того чтобы сохранить весь накопленный цивилизацией опыт, требуется использовать для фиксации информации только такие носители, которые позволяют хранить информацию вечно. Не выполнив этого требования, человек обрекает себя на роль не творца нового, а переписчика старой информации на новые носители.

Проблема носителя информации становится особенно острой, когда кроме носителя на возможность прочтения информации начинает влиять сложнейший технический и программно - алгоритмический комплекс, который встроен между носителем информации и человеком. Как ни удивительно, но проблеме согласования "жизненных циклов" информации - технического комплекса - программно-алгоритмического комплекса и разработки правовой базы, обеспечивающей сохранность информационных ресурсов на носителях, "выбывших из употребления", не уделяется того внимания, которого эта проблема заслуживает.

 

Существенным фактором, ограничивающим доступ к информационным ресурсам, является языковой барьер. Например, японский язык создает для всех стран мира большие сложности в использовании японских документальных ресурсов. Фактически для западных ученых доступно менее 20% японской научно-технической литературы. Это вынудило Конгресс США принять в 1986 г. особый закон о японской информации, в соответствии с которым была создана специальная система информации по важнейшим отраслям японской науки и техники. В результате этого около 1 тысячи важнейших японских научно-технических журналов стали переводиться на английский язык.

Говоря о языковом барьере, следует отметить огромную интегрирующую роль, которую играл русский язык в расширении доступа к информационным ресурсам и создании общенационального информационного ресурса СССР. Одновременно, обращаем внимание на просто катастрофические последствия для тех стран СНГ, которые осуществили переход к национальным языкам, изъяв из государственного обращения русский язык (а в некоторых странах- одновременно сменился и алфавит представления данных). Неготивные последствия следующие:

Ø Практически потеряны информационные ресурсы этих стран за многие десятилетия, т.к. они создавались на русском языке;

Ø Резко снизился информационный обмен между странами СНГ;

Ø Происходит многократное увеличение расходов на процессы обработки информации, связанные с переводом;

Ø Происходит снижение качества научных публикаций за счет резкого увеличения терминологической неопределенности;

Перевод документов с одного языка на другой существенно замедляет прохождение информации между пользователями, вызывает дополнительные искажения содержания документов, обусловленные особенностями языков, и требует дополнительных трудовых и финансовых ресурсов на осуществление обмена информацией.

Кроме чисто языковых проблем, языки имеют еще одну составляющую, которая оказывает существенное влияние: это алфавиты представления информации. Использование различных алфавитов в полиязычных текстах, порождает значительное число проблем. Вот только некоторые из них:

- Терминологические трудности отождествления при переводе терминов, марок, географических названий, аббревиатур, кодовых и формульных выражений и пр.;

- Проблемы представления текстов (транслитерации) с "нелатинской" и "некириллической" графикой;

- Проблема упорядоченного представления формульных и химических выражений;

- Алфавитно-кодовая несовместимость программных продуктов (различный объем алфавитов представления информации; различные правила кодирования, используемых алфавитов; несовместимый набор символов) и пр.

 

Стоимость -овеществленный в товаре общественный труд, вещественное выражение общественного труда товаропроизводителей. Выше уже отмечалось, что информация не может выступать в качестве товара, ибо продается не она сама, а право на ее использование. В роли товара выступают информационные ресурсы, информационные продукты и услуги, цены на которые - это денежное выражение их стоимости. Основой цены на информационные продукты и услуги выступает их рыночная стоимость, складывающаяся с учетом признанных обществом затрат труда на их производство, потребительских свойств этих продуктов и услуг, их полезности.

Цена на рынке информационных продуктов и услуг, как правило, является многоставочной. Используется сложная система скидок и надбавок к справочной цене, публикуемой в проспектах, в зависимости от типа потребителей, условий продажи продуктов и предоставления услуг. При определении цены на информационные продукты и услуги, необходим учет многих правовых вопросов предоставления и использования информации, включая вопросы не только торгового, но и авторского права. При определении стоимости конкретного информационного продукта, необходимо учитывать затраты как на создание самого продукта, так и затраты по информационному процессу (сбор, хранение, поиск, обработка, перенос на носитель информации и пр.), а также издательские расходы.

Кроме стоимости самой информации, на стоимость информационных продуктов существенно влияют многие другие ресурсные ограничения. Так, например, в результате сложившихся в нашей стране цен на бумагу, создалась ситуация, которая сделала экономически невыгодным выпуск научно-технических изданий с относительно низким тиражом. Это обстоятельство, в свою очередь, неблагоприятно отражается на формировании информационных ресурсов. С другой стороны, это способствует широкому распространению так называемых электронных изданий, которые обладают рядом преимуществ перед изданиями на бумажном носителе. Например, быстрота издания и дальнейшей модификации, простота и скорость копирования, быстрая скорость рапространения по каналам телекоммуникаций и т.д. Но, одновременно, возникают и другие проблемы, например всвязи с соблюдением авторских прав.

 

 

5. "Помехи", возникающие в каналах поступления информации

5.1. Воздействие "помех" на пользователя информации

На информацию, поступающую к пользователю, всегда наложены "помехи", которые затрудняют или исключают ее правильное понимание, что приводит к ошибкам в принятии информационных решений. Последствия ошибок имеют очень широкий диапазон: от принятия результативного, но не оптимального решения задачи, до действий, вызывающих тяжелые отрицательные последствия. Степень воздействия "помех" зависит от условий, в которых принимается решение, профессиональной подготовки пользователя и психологических факторов, влияющих на процесс принятия решений.

Информационные "помехи" в процессе циркуляции в каналах обмена информации непрерывно преобразутся. Это заключается в том, что содержательная суть не изменяется, а изменяются только внешние, структурные, адресные, идентификационные признаки. В результате "помехи" как бы настраиваются на условия, в которых принимаются решения, становятся по форме, источнику поступления, "понятности", частоте формальной повторяемости очень похожими на истинную информацию. Например, пройдя многократный перевод, то или иное положение обрушивается на пользователя в качестве подтверждения информации "данными из других источников", хотя на самом деле - это тот же первоначальный источник.

Более того, ложные посылки став базой теоретических положений, формально-логическая правильность которых трудно опровергаема, очень часто становятся основой "квазитеорий", поддерживаемых теми или иными профессиональными группами. Даже в тех случаях, когда "помехи" были идентифицированы и исключены из научного обращения, они могут "лечь на грунт" в какой-либо публикации. А через некоторое время, в иных условиях могут проявить себя в среде тех пользователей, которые не оповещены об их недостоверности, о тех отрицательных последствиях, которые они могут вызвать. Некоторые "помехи" повторно включают себя в информационный процесс через многие годы.

Причины снижения качества документальных информационных ресурсов в условиях информационного кризиса и циркуляции "помех" различного типа в информационных каналах, приведены на рис.5.1.

Основные виды "помех", оказывающих влияние на качество информационных ресурсов и принятие информационных решений, можно представить в следующем виде:

1. Неспособность восприятия информации (недостаток образования, психологическое невосприятие, давление авторитетов, устойчивые стереотипы);

2. Избыточная идеализация объекта;

3. Подмена объекта или искажение модели описания объекта;

4. Ошибки идентификации;

5. Перевод;

Рис.5.1. Влияние помех на снижение качества документальных информациционных ресурсов в условиях информационного кризиса

6. Искажение информации;

7. Частичная или полная недоступность информации;

8. Отсутствие информации;

9. Обобщение;

10. Слияние информационных массивов различного уровня обобщения, достоверности, полноты, содержательной определенностм и т.п.;

11. Старение информации;

12. Ошибки математического аппарата и ошибки в формулах;

13. Целенаправленная дезинформация;

14. Недоиспользование информации;

15. Неисследованность и незнание;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.