Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции обучаемого в педагогической ситуации

Функции, которые выполняет обучаемый в педагогической ситуации:

1. Функция пассивного восприятия преподносимой извне информации. Здесь в основе научения лежит преподнесения студентам готовой информации, готовых знаний и умений на основе методов: сообщение, разъяснение, показ. Учение складывается из таких действий, как дословное или смысловое восприятие и повторение, тренировка и упражнение по готовым образцам и правилам

2. Функция активного самостоятельного поиска и использования информации. Здесь студент рассматривается как субъект, формирующийся под воздействием собственных интересов и целей. Он сам выбирает вопросы и задачи, ищет информацию, осмысливает ее, т.е. творчески действует по потребностям и интересам.

3. Функция организованного извне направленного поиска и использования информации. Здесь педагог организует внешние источники формирования необходимых интересов студента, на основе которых студент осуществляет активный отбор и использование необходимой информации. Обучение выступает, как руководство направляемой познавательной активностью студента на основе педагогических методов: постановка проблем и задач, обсуждения и дискуссия, совместное планирование.

Литература

1. Выбор методов обучения в средней школе / под ред. Ю.К. Бабанского, 1981. Гл. 1.

2. Воспитание творческого читателя / под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой, 1983

3. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. Гл. 6.

4. Словарь русского языка / сост. С.И. Ожегов, 1982. С. 309.

 


ТЕМА 3.3. Общие основы определения содержания образования

Образование – это практическое владение человеком определенным запасом общественно полезных знаний. Это целенаправленный процесс и результат усвоения человеком систематизированных ЗУН, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Это общественно организуемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта.

Структура образования:

1. Усвоение опыта;

2. Воспитание качеств поведения;

3. Физическое и нравственное развитие

Образование обеспечивает человеку более эффективное вхождение в мир труда, включение в жизнь общества. Общее образование дает школа. Общее образование в сочетании со специальным и профессиональным дается в специальных учебных заведениях и профтехучилищах. Человек пополняет свое образование в процессе самой жизни – путем общения с людьми, в процессе слушания радио, просмотра телепередач, посещение кино, театров, чтения литературы. Важную роль играет самообразование – целенаправленное пополнение человеком своих знаний в зависимости от возникающих интересов и потребностей => Образование человека складывается из: 1) что получено им в результате обучения в учебных заведениях;

2) путем самообразования;

3) стихийного усвоения знаний, почерпнутых из разных источников и средств информации.

Вообще человек постоянно пополняет и расширяет свои знания, т.е. включен в процесс непрерывного образования (для соответствия уровня развития науки и техники, росту культуры).

Концепции содержания образования

I концепция. Рассматривает образование, как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в учебном заведении, оставляя в стороне остальные качества личности, такие, как способность к творчеству, умение реализовать свободу выбора, справедливое отношение к людям и т.п. данный подход направлен на приобщение учащихся к науке и производству, но не к самостоятельной жизни в обществе.

II концепция. Рассматривает образование, как совокупность ЗУН, которые должны быть усвоены учащимися.

«-»не происходит развития таких качеств, как сила воли, ответственность за свои поступки и т.д.

III концепция. Здесь содержание образования состоит из следующих элементов:

- опыта познавательной деятельности – знаний;

- опыта репродуктивной деятельности – умений и навыков;

- опыта творческой деятельности – проблемные ситуации;

- опыта эмоционально-ценностных отношений.

 

СХЕМА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Образование

Содержание образования

↓ ↓ ↓

ПринципыФакторыформированияНосители

содерж. обр - ясодержания образованиясодержания обр - я


Принципы содержания образования (по В.В. Краевскому)

- Принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях его конструирования уровню современной науки и требованиям обществ.

- Принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании содержания учебного материала.

- Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития учащихся.

Факторы, влияющие на формирование содержания образования:

- потребности общества в образованных людях;

- цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой;

- реальные возможности процесса обучения;

- средние и оптимальные возможности учащихся;

потребности личности в образовании.

Источниками содержания образования являются культура или социальный опыт.

Содержание образования отражено в 3-х государственных документах – носителях содержания образования: учебном плане; учебных программах и учебниках.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН определяет перечень учебных предметов, отобранных для изучения в данном учебном заведении, распределение их по годам обучения, количеству часов, отводимых на каждый предмет и дозировку этих часов по неделям (или семестрам). Учебный план составляется и утверждается министерствами просвещения и является обязательным для всех учебных заведений. В основе построения учебных планов лежит принцип предметного обучения. (ПОКАЗАТЬ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБЩИЙ И ПРЕДМЕТНЫЙ).

Свои особенности имеют учеб. планы вечерних и заочных заведений. Они предусматривают использование различных режимов и форм обучения, максимально учитывающих занятость учащихся, совмещающих работу с обучением.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА представляет собой государственный документ, которым устанавливается содержание и объем знаний, умений и навыков по отдельным предметам и определяется последовательность их прохождения по годам обучения. Учебные программы составляются по каждому из изучаемых предметов отдельно. (ПОКАЗАТЬ СБОРНИК УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО РАЗНЫМ ПРЕДМЕТАМ – У В.П. ФОМИНЫХ).

Затем каждый преподаватель, руководствуясь данным государственным документом разрабатывает свою индивидуальную рабочую программу отдельной дисциплины. (ПОКАЗАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО РАЗНЫМ ПРЕДМЕТАМ. Можно дать на дискете рабоч. прогр., составленные по новой форме из ЧГПУ или МАДИ).

Учебный предмет – это не простой перенос данных науки в сокращенном виде, а специальная конструкция этих данных, педагогически переработанных и распределенных в соответствии с требованиями педагогической науки. Его содержание включает основные ЗУН, которые и получают отражение в учебной программе. В программах имеется объяснительная записка, в которой раскрываются задачи изучения данной учебной дисциплины, указывается ее место в общей системе предметов, изучаемых в данном учебном заведении, содержатся рекомендации по методике преподавания данного предмета.

В основной части программы материал распределен по годам изучения, указываются как общее количество часов, отводимых на изучение его в году, так и количество часов, которое отводится на работу над каждой темой или разделом курса.

В каждой теме по мере надобности указывается на необходимость проведения лабораторных опытов, практических занятий.

В конце программы (при надобности) дается перечень основного учебного оборудования (диафильмы, грам. пластинки и т.п.), также дается список литературы для учителя и учащихся.

Программы для вечернего обучения сохраняют структуру и основное содержание программ для дневного обучения. В них несколько иначе произведено распределение учебного материала по годам обучения. Предусматриваются также примерные темы разделов, выносимых на зачеты.

УЧЕБНИКИ. На основе учебных программ в тесном соотнесении с ними пишутся учебники. Учебник – это книга для ученика, являющаяся важнейшим инструментом его учения. Он должен не только помочь учащемуся в усвоении учебного материала, но и прививать интерес к данному предмету, стимулировать желание учащихся к самостоятельному приобретению знаний в данной области. Хорошо методически построенный учебник способствует повышению качества обучения, делая его менее зависимым от личности учителя.

Требования к учебникам:

- сообщать научно достоверные данные в области научных знаний в пределах, обозначенных программой;

- развивать мышление учащихся, формировать основные приемы умственной деятельности;

- обеспечивать подготовку к самостоятельному приобретению знаний в будущем;

В методическом плане учебник должен:

- соответствовать возрастным особенностям учащихся как по содержанию, так и по используемым языковым средствам, приемам эмоционального воздействия;

- иметь четкое выделение важнейших положений, выводов, ключевых понятий и т.п.;

- содержать достаточное количество иллюстраций, таблиц, графиков. облегчающих восприятие, понимание и запоминание учебного материала;

- содержать необходимое количество повторений, ссылок на ранее изученный материал по данному предмету и по другим дисциплинам;

- включать задания, стимулирующие развитие самостоятельности, творческого подхода к поиску средств и методов решения поставленных проблем, формирование умений свободно пользоваться запасом имеющихся ЗУН для решения нестандартных задач;

- иметь продуманное методическое оформление (оглавление, предметно-именной указатель, сноски и ссылки);

- полиграфически хорошее внешнее оформление (учебный формат, красивый переплет, качественная бумага, прочная брошюровка), четкие шрифты, ясное и четкое воспроизведение рисунков, фотосхем, и т.д.

В настоящее время выпускается множество учебников различных авторов. Это дает возможность учителю и учащимся по своему усмотрению выбирать тип учебника (есть учебники по психологии для Гуманитарных вузов, для экономических вузов).

Литература

1. Ильина Т.А. Педагогика, М., 1984 (с. 251-259)

2. Куписевич Ч. Основы общей дидактики, 1986

3. Леднев В.С. Содержание образования, М., 1989

4. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого, 1998 (с. 221-231)


ТЕМА 4. Формы организации обучения. Понятие о классно-урочной системе

Форма обучения – это организованное взаимодействие преподавателя и учащихся в ходе получения ими знаний. Существуют такие формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, классно-урочная, вечерняя, очная, заочная; урок, экскурсия, семинар, лекция, практическое занятие, производственная практика, экзамены, зачеты, консультации и т.д.

Понятие о классно-урочной системе

Классная – т.к. все учащиеся сгруппированы в отдельные классы, группы соответственно их возрасту и уровню знаний (т.е. имеется твердый состав учащихся);

Урочная – т.к. учебный курс по каждому предмету расчленяется на ряд отдельных разделов и тем, а раздел и тема – на ряд равномерно и последовательно расположенных частей – уроков, которые следуют один за другим по определенному расписанию.

Первым предложил и практически применил классно-урочную систему А.Я. Коменский в 17 в., в последствии она лишь развивалась и совершенствовалась.

В 70-е годы был введен в методику урока «поурочный балл» - выявлялся в конце урока.

Урок – основная организационная форма обучения. На нем закладываются главные понятия с учетом программы и реальных познавательных возможностей учащихся.

Урок – законченный целостный элемент в учебно-воспитательном процессе, в котором в сложном взаимодействии представлены цель, содержание, средства и методы обучения, проявляются личность учителя, индивидуальные и возрастные особенности учащихся, происходит реализация целей и задач обучения, воспитания и развития.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ТЕМА 3.2. Методы обучения | Анализ урока
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.