Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа лекционного курса




РАЗДЕЛ I. Общие основы педагогики.

Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке.

Бытовое и научное представление о педагогике. Возникновение и развитие педагогической науки.

Социально-культурная и социально-педагогическая ситуация в современном обществе. Роль педагогики в общественной жизни. Черты педагогики как науки. К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев и др. о педагогике.

Объект, предмет, цель и задачи педагогики, методология науки. Категориальный аппарат педагогики.

Взаимосвязь педагогики с другими науками. Основные отрасли педагогики.

Соотношение науки и искусства, теории и практики в педагогике. Педагогика как область гуманитарного, антропологического, философского знания.

Тема2. Методология и методы педагогических исследований.

 

Методология педагогической науки: понятие, функции, уровни.

Философский уровень методологии. Системный подход как общенаучный уровень методологии.

Конкретно-методологические принципы педагогических исследований: целостный, личностный, деятельностный, полисубъектный подходы. Культурологический подход в конкретно-научной методологии познания и преобразования педагогической реальности: аксиологический, технологический, личностно-творческий аспекты. Антропологический подход.

Система методов и методика педагогического исследования.

Тема3. Современная система образования и тенденции ее развития.

Образование как социокультурный феномен. Полемика о путях образования. Ценностно-целевые приоритеты образования в XXI веке.

Понятие системы образования. Этапы реформирования образования и образовательная политика РФ на современном этапе.

Основные тенденции развития современного образования: демократизация, дифференциация, регионализация и др. Непрерывный характер образования: грамотность – образованность – профессиональная компетентность – культура – менталитет.

Тема 4. Сущность и логика педагогического процесса.

Понятия «педагогическая система» и «педагогический процесс». Основные элементы педагогической системы.

Сущность, особенности, структура педагогического процесса, характеристика его полиструктурных компонентов.

Закономерности, противоречия, динамика педагогического процесса.

Основные этапы и требования к организации педагогического процесса. Принципы природосообразности, культуросообразности, демократизации, гуманизации, личностной ориентации педагогического процесса.

 

РАЗДЕЛ II. Теория и методика воспитания

Тема 1. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса

Особенности воспитательного процесса. Цели и задачи воспитания. Содержание воспитания.

Логика воспитательного процесса, характеристика его основных этапов. Закономерности и противоречия процесса воспитания.

Принципы воспитания.

Сущность системного подхода в воспитании.

Взаимосвязь процессов развития, воспитания и самовоспитания личности.

 

Тема 2. Воспитание базовой культуры личности

Философско-мировоззренческая культура личности и условия ее формирования. Возрастные возможности в формировании мировоззрения. Религия в мировоззрении.

Гражданское воспитание в аспекте общественной направленности личности. Патриотическое и интернациональное воспитание в формировании культуры межнационального общения.

Формирование основ нравственной культуры личности. Теория нравственной культуры и ее основные понятия: мораль, этика, нравственность. Профессиональная ориентация в трудовом воспитании человека. Задачи, содержание, условия трудового воспитания.

 

Тема 3. Методы воспитания

Понятие о методах воспитания. Методы в структуре процесса воспитания. Функции методов воспитания. Характеристика метода как способа реализации целей воспитательного процесса, как способа целенаправленной организации совместной деятельности участников этого процесса, как системы спланированных действий педагога и воспитанников.

Различные подходы к классификации методов воспитания и их характеристика.

Функции деятельности как основа классификации методов воспитания: методы мотивации и стимулирования; методы ориентации и информации; методы организации поведения; методы оценки и контроля. Единство цели, содержания и методов в воспитательном процессе. Направления совершенствования проблемы методов воспитания.

Тема 4. Детский коллектив как объект и субъект воспитания

Детский коллектив как социокультурная среда и субъект воспитания ребенка. Традиционное и современное понимание роли детского коллектива в воспитании ребенка.

Функции коллектива. Психолого-педагогическая характеристика и особенности развития детского коллектива. Этапы и уровни развития детского коллектива.

Стили педагогического руководства коллективом.

Принципы и технология организации коллективной жизнедеятельности учащихся.

 

РАЗДЕЛ III. Теория обучения

Тема 1. Обучение в структуре целостного педагогического процесса

Понятие общей и частной дидактики. Проблемы дидактики на современном этапе.

Сущность и функции обучения. Методологические основы обучения. Движущие силы, логика учебного процесса и структура процесса усвоения.

Закономерности и принципы обучения. Преподавание и учение: полемика о приоритете.

Виды обучения и их характеристика: догматическое, объяснительно-иллюстративное, самостоятельное добывание знаний, программированное обучение, алгоритмизация процесса обучения, компетентное обучение.

Обучение как вид сотворчества учителя и ученика. Критерии эффективности обучения.

 

Тема 2. Содержание образования

Сущность содержания образования, характеристика его компонентов: когнитивный, практический, опыт творческой деятельности, опыт отношений личности.

Теории формирования содержания образования (дидактический энциклопедизм, формализм, утилитаризм, функционализм).

Принципы и критерии отбора содержания образования. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющая содержания образования.

Тема 3. Методы, формы и средства обучения

Понятия «метод обучения», «методический прием». Эволюция методов обучения. Многомерные классификации методов обучения.

Характеристика современных методов обучения: эвристических, игровых, суггестивных, методов «ускоренного обучения», метод проектов, типология проектов.

Формы организации обучения: традиционные и инновационные.

Виды современных организационных форм обучения (фронтальное, групповое, индивидуальное, коллективное). Урок как основная форма. Современные средства обучения: их классификация, перспективы развития.

 

Лекции по педагогике.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.