Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категориальный аппарат педагогики




Объект, предмет педагогической науки.

Мнение об объекте педагогики в научной и учебной литературе неод­нозначно. Несомненно, что педагогика изучает человека.

Изучая человека, педагогика выделяет в человекознании свой собственный аспект. Он связан с деятельностью, направ­ленной на образование человека. Педагогическая наука рас­сматривает человека как объект своего изучения. В то же время это изучение, прежде всего, направлено на педагогические яв­ления и факты.

Объектом педагогики вы ступают те явления действи­тельности, которые обусловливают развитие человечес­кого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Предмет педагогики — это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно орга­низуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждени­ях).

Педагогика представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, образования как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

4. Функции педагогики как науки — это однородные основные задачи, присущие данной науке, которые определяются ее предметом и основными целями педагогической деятельности.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

• изучение педагогического опыта и диагностики состояния и результатов педагогических процессов;

• выявление устойчивых связей и закономерностей в педаго­гических явлениях;

• прогностическое исследование педагогической деятельности.

Технологическая функция имеет также три уровня реализации:

• разработка методических материалов;

• внедрение достижений педагогической науки в педагогиче­скую практику;

• оценка влияния результатов научных исследований на прак­тику обучения и воспитания и соответствующая коррекция взаимодействия теории и практики.

 

Педагогические катего­рии - основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения.

К основным педагогическим категориям относятся воспи­тание, обучение, образование и социализация. Педагогика широко оперирует также общенаучными категориями - такими, как развитие, формирование, взаимодействие.

Воспитание - это целенаправленный и организованный про­цесс формирования личности. В педагогике понятие «воспита­ние» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении. В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понима­ются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы - словом, все соз­данное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вме­сте с человеческим обществом, став органической частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует обще­ство. Именно поэтому воспитание - общая и вечная категория.

Существует объективная связь между вос­питанием и уровнем развития общества. Воспитание воздействует на развитие общества, в свою очередь, общество предоставляет возможности для осуществления воспи­тания. Направленность, объем, характер воспитания соответст­вуют уровню развития производительных сил и типу производ­ственных отношений. Поэтому воспитание имеет конкретно-ис­торический характер.

В современном обществе создан и действует комплекс инсти­тутов, направляющих свои усилия на воспитание: это семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. Поэтому общее понятие вос­питания нуждается в сужении и конкретизации.

В узком со­циальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политических ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле воспитание - это специ­ально организованное, целенаправленное и управляемое воз­действие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учеб­но-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение кон­кретных воспитательных задач.

Следующая основная категория педагогики - обучение. Это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников. Его цель — усвое­ние знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей об­учаемых, закрепление навыков самообразования.

Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, по­нятий и законов науки; это коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.

Умения - го­товность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки - компоненты прак­тической деятельности, проявляющиеся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Сегодня в качестве наиболее широкой педагогической ка­тегории рассматривают образование. Причем в это понятие включают весь процесс становления человека как социально­го существа.

Образование предполагает формирование социальности человека, которая включает культуру, воспитанность и об­разованность.

Образованный человек — это человек знающий, компе­тентный в своей деятельности, развитый и воспитанный.

Социализация — это взаимодействие человека с окружаю­щей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство со­циальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспи­тания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадле­жит. Это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхож­дения в социальную среду, систему социальных связей; с дру­гой стороны, процесс воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, включе­ния в социальную среду.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.