Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура и динамика малой группы




Группы и их классификация

Теория личности в зарубежной психологии

 

Классический психоанализ

Возникновение психоанализа (З. Фрейд, основатель) – это и методология, и теория личности, и метод исследования бессознательных аспектов личности, и процедура изучения бессознательного. З. Фрейд (классический психоанализ): стремления человека и культурные достижения объясняются принципом пансексуализма (“пан” - всеобщность). Две дижущие силы, из которых формируется мотивация – Эрос (инстинкт жизни и секса) и Танатос (инстинкт смерти и агрессии). Сознание – верхушка “айсберга”, бессознательное – огромный пласт личности, наличие также предсознания. Понятие защитных механизмов личности. Структура личности состоит из: Id (Оно) – первичная структура, формируется биологически, совокупность инстинктов, желаний, вытесенный из сознания материал (чувства, мысли), источник энергии, спонтанности и творчества, пользуется принципом удовольствия; SyperEgo (Сверх-Я) - система идеалов, совесть, самонаблюдение, руководствуется принципом должествования;

Ego (Я) выполняет регуляцию между Id и SyperEgo, сила личности зависит от силы Ego.

Психоанализ как метод лечения больных неврозом.

 

К.-Г. Юнг (аналитическая психология): тезис о коллективном бессознательном – психический материал, который передается человеку по наследству. Разработка типологического подхода к личности, выделение двух типов – экстраверта (направленность на внешний мир) и интроверта (направленность на внутренний мир). Структура личности: сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное. Понятие архетипа – формы, организующей психологический опыт индивидуума, духовное наследство человеческой эволюции; архетипы: Эго, Персона, Тень, Анима/Анимус, Самость.

А. Адлер (индивидуальная психология): главная сила, определяющая поведение человека – чувство общности с другими. Источники энергии личности – стремление к превосходсту (мотив власти) и чувсвто непоноценности., между этими силами находится механизм компенсации. Водит понятие “стиль жизни”.

 

Группа (англ. group)

1. Некоторое количество предметов или организмов (индивидов), объединенных на основании их пространственной близости друг к другу и/или каких-либо реальных связей между ними. Это понятие применяется и в отношении животных (например, групповое поведение животных).

2. Группа (социальная) – два или более человека, которые взаимодействуют друг с другом, осознают свою групповую принадлежность и участвуют в совместной деятельности. В зрелых группах существуют свои традиции и нормы. Группой не является толпа – временное скопленние людей, которые не участвуют в совместной деятельности. С точки зрения данного определения группой не является большая или малая совокупность людей, которые хотя и осознают свою принадлежность к одной совокупности (общности, социальные категории), но не взаимодействуют друг с другом и не участвуют в совместной деятельности (например, возрастные, половые, расовые общности). Выделяется большое количество типов групп: например, малые и большие; первичные и вторичные; формальные и неформальные; группы сверстников и разновозрастные группы; ин-группы и аут-группы; семейные, учебные, трудовые, психотерапевтические и т.д.; референтные (эталонные). В социальной психологии термин “группа” используется нередко без определения “социальная”.

3. Математическое понятие.

Из данной трактовки видно, что в основном мы будем говорить в данном разделе о группе, подразумевая второе толкование, однако, Г.М. Андреева, в своей классификации групп, как мы увидим из таблицы, использует и первую, и вторую трактовку понятия “группа”.

 

Классификация групп, по Г.М. Андреевой

Группы
Условные, которые мы объединяем по какому-то признаку (молодежь) Реальные, непосредственное присутствие конкретных людей
Лаборатор-ные, искусствен-ные группы, специально созданные для какой-то деятельности Естественные группы
Большие группы Малые группы
Организо-ванные (разные коллективы: учебные, производ-ственные, этнические и др.) Неорганизо-ванные (толпа) Развиваю-щиеся, формирую-щиеся, складыва-ющиеся Сложив-шиеся, стабильные, устойчивые
           

 

Групповые признаки большой и малой группы различны. Основания для выделения малой группы.

1. Численный состав: наиболее оптимальное количество 7±2 (минимальное количество – два человека). Малая группа, независимо от количества ее членов, является малой, если они выступают как единый субъект деятельности.

2. Теснота контакта: первичные – вторичные группы.

3. Время существования: кратковременные – долговременные.

4. Характер образования: формальные – неформальные. Формальная группа: оформленная, специально созданная; поведение отдельных членов регламентируется установленными правилами организации. Имеет юридический статус, является элементом социальной структуры, определяются общественным разделением труда. Данная группа функционирует на основе штатного расписания, оно определяет ее величину, вид руководства и т.д. Между людьми возникают отношения ответственной зависимости, т.е. деловые. В любой формальной группе есть две структуры отношений: официальные, регламентируются деятельностью и неофициальные (межличностные), регламентируются эмоционально. Неформальная группа: деятельность определяется чисто эмоциями и отношениями; никто их специально не создает, они возникают спонтанно, стихийно. Основой неформальной группы являются межличностные контакты. Формальная группа может перерасти в неформальную и наоборот.

5. Личностная значимость группы для ее члена: двруппы члентства и референтные группы. Группы членства, в кот орые входит индивид, одновременно являясь членом разных групп. Референтные группы: группа, которая наиболее значима для индивида, “эталонная” группа. Та общность, на которую человек ориентируется в жизни, поведении, из которой черпает свои нормы, установки и ценности (родители, друзья). Может быть реальной и воображаемой.

6. По уровню развития внутригрупповых процессов, групповыхотношений: диффузная, ассоциация (общая цель), кооперация (все признаки и процессы малой группы: устойчивость, цели носят узкогрупповой корпоративный характер), коллектив (развитая группа, устойчивая, обладающая общей деятельностью и целями, нормами и ценностями, структурой отношений, цели и деятельность направлены на общественно-полезную деятельность).

Структура группы определяется благоларя методу социометрии (Дж. Морено). Благодаря ей определяется внутренняя структура отношений группы, ее динамика, сплоченность коллектива, группировки в нем, ведущих, ведомых, положение каждого члена, его социометрический статус, удовлетворенность/неудовлетворенность общения. Выделяются три круга общения: 1-й – кого выбираем в первую очередь; 2-1 – кого еще выбирают; 3-й – с кем вступают в контакт. В структуре группы, с точки зрения изучения положения каждого члена группы, в системе отношений можно выделить 5 позиций (социометрический статус). Заданная норма – d – лимит.

1. ”Звезды” (наибольшее количество выборов, больше d).

2. принятые, предпочитаемые (имеют выборы согласно d).

3. Непринятые не получают даже лимита (меньше d).

4. Изолированные (0 выборов).

5. Отверженные (-d, имеющие выборы с отрицательным критерием).

Динамические процессы группы или групповая динамика (ввел. К. Левин). Сюда относятся следующие процессы:

1. Образование группы: как формировалась, по каким правилам, критериям.

2. Сплоченность/разобщенность. Предполагает близость отношений между всеми членами группы от 0 до 100%. Теснота связи и готовность сотрудничать друг с другом. Коэффициент сплоченности, индекс.

3. Совместимость, срабатываемость. На физиологическом уровне – физиологическая скорость реакции, на психологическом – установки, ценности, правила и т.д. Групповая срабатываемость – такое сочетание людей, которое обеспечивает высокую продуктивность их деятельности. Совместность предполагает также эмоциональное удовлетворение в общении.

4. Групповая атмосфера: общий стиль отношений между людьми, слаженность отношений или наличие конфликта. Психологический климат может быть как благоприятным, так и неблагоприятным.

5. Проблема принятия групповых решений, роль большинства и меньшинства. Методы, которые можно использовать при принятии групповых решений.

6. Взаимодействие личности и группы. Относится ряд закономерностей, которые возникают, когда люди сформировываются в группу. Групповое давление, конформизм (изменение суждения, поведения под влиянием группы).

7. Формирование групповых ценностей, норм.

8. Проблема руководства и управления. Управление – более сложный процесс взаимодействия, он связан с большими общностями. А проблема руковолства связана с малой группой. Решается эта проблема в ключе руководства или лидерства. Данные понятия не идентичны. Сходство руководителя и лидера в том, что это индивиды, организующие, направляющие дяительность группы в определенном отношении. Различия – в ролях. Руководитель – член группы, который организует деятельность в формальной группе. Он назначается извне,вышестоящими инстанциями. Он осуществляет регуляцию деятельности и отношений членов группы согласно штатному расписанию, согласно социальным функциям и ролям, социальным статусам в группе. Лидер – лицо неофициальное. Он выдвигается самопроизвольно, в процессе группового общения. Лидером становятся. Руководитель – это элемент макроструктуры, элемент официальных отношений, а лидер – элемент микроструктуры, элемент неофициальных отношений. Лидер может быть как стабильным, так и нестабильным. Руководитель обладает определенными официальными санкциями. Сфера деятельности руководителя более широкая, потому что он представляет группу в социальной структуре, и его деятельность регламентируется социальными процессами. Лидера выдвигает группа. Чтобы им стать, надо обладать определенными психологическими характеристиками. Это наиболее информированный член группы, способный оказать влияние на других, организатор, тот человек, за которым группа пойдет. Лидер – это тот человек, который может пожертвовать своими интересами ради интересов группы больше, чем другие.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.