Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Психология как наука: предмет, задачи, методы




 

Психология — это наука о возникновении, функционировании и развитии психики человека и животных. По Б.Г. Ананьеву, психология рассматривает человека с точки зрения четырех основных понятий — индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность. Индивид — это отдельный представитель человеческой общности как вида. Субъект деятельности — это соединение в целое биологического начала и социальной сущности человека. Активность субъекта (человека) всегда направлена на определенный объект, т.е. предмет или явление окружающего мира, выступающие в виде цели. Личность — это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.

Психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам, хотя ее связь с естественными науками очевидна, т.к. большинство психических явлений объясняется функционированием нервной системы.

Предметом психологии как науки является психика. Это субъективный образ объективного мира, возникающий в процессе взаимодействия с окружающей средой. Структура психики многообразна:

1) психические процессы — регуляторы поведения человека, обуславливающие первичное отражение в сознании явлений окружающей среды;

2) психические состояния — более длительные психические явления, имеющие свою динамику, характеризующуюся направленностью, устойчивостью и интенсивностью (активность, бодрость, подавленность и т.д.);

3) психические образования — психические явления, формирующиеся в процессе жизнедеятельности психики (привычки, навыки и т.д.);

4) психические свойства — наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека (направленность, характер, темперамент, способности).

Психология изучает не только конкретного человека, но и группы. Групповые психические явления имеют такую же классификацию как и индивидуальные. К коллективным психическим процессам, выступающим в качестве первичного фактора регуляции существования группы, относятся общение, формирование групповых норм, межличностное восприятие и т.д. К психическим состояниям группы относятся психологический климат, конфликт, сплоченность и т.д. Психические образования группы включают в себя социальные нормы, законы, привычки и т.д. К психическим свойствам коллективов принято относить эффективность деятельности, стиль руководства и т.д.

Многообразие психологических явлений в реальной жизни обуславливает развитие различных отраслей психологии, которые все более дифференцируются в современной науке и практике.

Базовым разделом психологии является общая психология, которая изучает характеристики и свойства психических процессов, специфику психических состояний и основные компоненты психических свойств.

Социальная психология изучает психологические явления в группах и коллективах, а также их структуру и виды. Кроме того, областью исследования социальной психологии являются межличностные отношения и их связь с социально-психологическими процессами.

Психология личности рассматривает различные подходы к пониманию личности, основные свойства и структуру личности — как в биологическом, так и социальном аспектах.

Возрастная психология изучает человека на различных этапах его жизни, а также кризисы, связанные со специфическими физиологическими и психическими явлениями, свойственными каждому возрасту. Сюда относятся: 1) детская; 2) подростковая; 3) зрелого возраста; 4) пожилого возраста.

Предметом изучения дифференциальной психологии являются индивидуальные различия, связанные с анатомо-физиологическими особенностями, половой принадлежностью, а также свойствами личности.

Гендерная психология и психология семьи изучают проблемы взаимоотношений полов, связанные с физиологическими, индивидуально- и социально-психологическими различиями, а также причины семейных конфликтов и социально-психологические характеристики семьи как общественного института.

Связь с различными сферами науки и общественной жизни предопределила возникновение и развитие специальных отраслей психологии, которые успешно применяются в практической деятельности.

Клиническая психология является одной из самых развитых специальных отраслей психологии. Она включает в себя несколько направлений, связанных с медицинской деятельностью. Клиническая психология изучает:

1) отношения в системе «врач—пациент»;

2) профессиональные характеристики медицинского работника;

3) психологические аспекты различных заболеваний;

4) способы психологической коррекции внутренней картины болезни;

5) методы психологической реабилитации больного человека;

6) психологические аспекты девиантного, делинквентного и аддиктивного поведения;

7) патопсихологические синдромы при некоторых заболеваниях.

Юридическая психология широко применяется в современной юридической практике. Как в уголовном, так и в гражданском праве психологическим компонентам отводится очень большая роль. В сферу изучения юридической психологии входят:

1) профессиональные характеристики юриста;

2) психологические методы раскрытия преступлений;

3) психологические аспекты допроса;

4) психологический портрет преступника;

5) психология заключенного;

6) методы психологической коррекции лиц, освобожденных из мест лишения свободы

Этническая психология изучает закономерности существования различных наций, психологические механизмы взаимодействия этнических групп внутри государства, причины и способы разрешения межнациональных конфликтов и войн, а также социально-психологические характеристики представителей разных наций.

Психология управления становится особенно актуальным направлением с появлением и развитием большого количества организаций, осуществляющих свою деятельность по принципу западных аналогов. Управление организацией — сложный процесс, главенствующую роль в котором играют именно психологические аспекты. Психология управления является прикладной отраслью психологии, объектами изучения которой являются: стиль руководства организацией, психологический климат в коллективе, предметом — связь управления производством и эффективности деятельности.

Военная психология — это специфическая отрасль психологии, которая в последнее время приобретает все более практический характер. Проблемы современной армии, отношения в военном коллективе, вооруженные конфликты, социально-психологическая реабилитация участников боевых действий — все это входит в сферу изучения военной психологии.

Как и другие науки, психология применяет различные методы исследования, которые могут быть разделены на две большие группы — субъективные и объективные.

Субъективные методы основываются на самооценках или самоотчетах испытуемых, а также на мнении исследователей о том или ином наблюдаемом явлении и полученной информации. С выделением психологии в самостоятельную науку субъективные методы получили первоочередное развитие и продолжают совершенствование в настоящее время. Самыми первыми изучения психологических явлений были наблюдение, самонаблюдение и опрос.

Метод наблюдения в психологии является одним из самых старых.

Описательные методы отводят исследователю роль наблюдателя. Он никогда не вмешивается в наблюдаемое явление, а ограничивается тем, что описывает его как можно более объективно.

Наблюдение в естественных условиях — самый простой метод. Наблюдатель должен держаться в стороне, чтобы оставаться незамеченным, или же так хорошо смешаться с группой, чтобы не привлекать к себе внимания. При этом он должен замечать и оценивать все события, имеющие отношение к явлению, подлежащему описанию. Самая большая трудность связана с тем, что можно легко смешать существенное с второстепенным или же интерпретировать некоторые события, исходя из того, что ожидает увидеть наблюдатель, а не из того, что происходит на самом деле. Один из способов избежать этого состоит в том, чтобы воспользоваться магнитофоном, фотоаппаратом или видеокамерой, что позволит регистрировать поведение и в случае необходимости многократно демонстрировать записи разным наблюдателям.

При систематическом (научном) наблюдении внимание должно быть сосредоточено на одном определенном аспекте поведения, с тем, чтобы как можно точнее описать именно те его характеристики, изучению которых посвящено данное исследование. Для этого часто используют опросники или карты наблюдения, в которые включены различные элементы, требующие внимания: частота данной формы поведения (сколько раз она возникает в определенный промежуток времени), его интенсивность (с учетом условий, в которых она проявляется), как она возникает и как исчезает и т.п. Такого рода наблюдения позволяют сконцентрировать внимание исследователя на существенных моментах, не отвлекая его на второстепенные детали.

Достаточно широко применяется метод включенного наблюдения, которое используется в тех случаях, когда психолог сам является непосредственным участником событий. Включенное наблюдение по своему содержанию очень близко к самонаблюдению.

Самонаблюдение, т.е. наблюдение за своими переживаниями, является

Более структурированный способ решения той или иной проблемы связан с использованием, если это возможно, средств, выбираемых в зависимости от изучаемого явления.

Анкеты дают возможность получить информацию о больших группах людей путем опроса какой-то части этих людей, составляющих репрезентативную (представительную) выборку. Конечно, анкеты дают достоверные результаты только при тщательной разработке предлагаемых вопросов и при условии, что выборка достаточно точно отражает популяции в целом.

Что касается тестов, то это стандартизованный метод, используемый для измерения различных характеристик отдельных лиц, служащих объектами наблюдения. Предполагается, что они позволяют оценивать интеллектуальные или перцептивные способности, двигательные функции или личностные особенности, порог возникновения тревоги или досады в определенной ситуации или интерес, проявляемый к тому или иному виду активности.

Тем не менее при использовании тестов возникает много проблем. Одна из них, и немаловажная, связана со способом нормализации теста. Несомненно, результаты, полученные для одного испытуемого или для одной популяции, можно интерпретировать лишь при сопоставлении их с результатами, полученными для выборки людей, прошедших проверку с помощью тех же тестов, и адекватно представляющими данного индивидуума или популяцию.

Использование описанных выше методов позволяет провести более глубокий анализ данных, если есть возможность сопоставить друг с другом результаты по двум или нескольким из наблюдавшихся характеристик.

Для того чтобы ответить на вопросы, поставленные перед исследованием, достаточно установить зависимость между различными данными, полученными в результате наблюдения или с помощью анкеты, или же подвергнуть испытуемых тестам. Подобные зависимости оцениваются главным образом с помощью статистических методов. Чаще всего при этом вычисляют коэффициент корреляции.

Преимущества корреляционного анализа очевидны: он позволяет получить за очень короткое время множество данных для значительного числа испытуемых. Кроме того, этот метод можно применять в ряде особых случаев, в которых экспериментальный подход сопряжен с трудностями или даже невозможен (главным образом по этическим соображениям); примерами служит сбор данных о самоубийствах, о наркомании или о воспитании детей в неблагоприятных условиях. И наконец, корреляционный анализ позволяет получать информацию, основанную на более разнообразных выборках и более близкую к существующей в обществе реальности.

Этот метод, однако, не позволяет решить одну проблему, связанную
с возможной интерпретацией зависимости, существующей между переменными. Случается также, что два фактора сходным образом варьируют и при отсутствии между ними причинно-следственной связи, а их вариации зависят от какой-то третьей переменной.

Недостатки корреляционного анализа связаны с тем, что он позволяет лишь констатировать наличие какой-то связи между теми или иными параметрами, но не может доказать, что эта связь представляет собой причинно-следственную зависимость.

Наиболее эффективный способ выявления такой зависимости — вмешательство с целью установить, как наличие или отсутствие одного из факторов влияет на другой фактор. Такого рода вмешательство и составляет суть экспериментального метода. Он относится к объективным методам исследования.

Таким образом, эксперимент — это метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.

Эксперимент может быть:

1) лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией;

2) естественным, когда исследование осуществляется в естественных условиях и с изучаемыми людьми не устанавливается непосредственный контакт;

3) констатирующим, когда изучаются лишь необходимые психологические явления;

4) формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых.

В психологии существует еще одна группа методов — методы моделирования. Они применяются, когда использование других методов затруднено. Их особенностью является то, что они опираются на определенную информацию о конкретном психическом явлении. При их использовании не требуется непосредственного участия испытуемых или учета реальной ситуации.

Также в психологии распространен опрос — метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Выделяют три вида опроса: устный, письменный и свободный.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда необходимо наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Данный вариант требует длительного времени для проведения, а также наличия специальной подготовки у исследователя.

Письменный опрос позволяет охватить большое количество людей за сравнительно небольшое время. Такой опрос обычно проводится с помощью анкеты. Недостатком является то, что нельзя предвидеть реакцию испытуемого на вопросы и изменить в ходе исследования содержание анкеты.

Свободный опрос может быть и письменным, и устным, при этом перечень вопросов заранее не определяется. Результаты данного опроса трудны для обработки, т.к. их невозможно сравнить с ответами других людей.

После того, как использован тот или иной метод, встает самая главная задача —рассортировать результаты и представить их в форме одной или нескольких таблиц, с тем, чтобы облегчить интерпретацию. Затем следует представить полученные данные в графической форме, где варианты независимой переменной всегда откладывают по оси абсцесс (т.е. горизонтальной оси), а зависимой — по оси ординат (по вертикальной оси).

Необходимо подвергнуть эти различные результаты статистическому анализу с целью проверить, в какой степени можно утверждать, учитывая число испытуемых и различия в результатах по каждой группе, что существует какой-то реальный эффект, который можно без большего риска ошибки приписать изучаемому фактору.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.