Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастные этапы социализации

Социализация проходит так называемые возрастные (жизненные) циклы, которые связаны со сменой социальных ролей, изменением образа жизни, окружения. Обычно выделяют четыре этапа:

1. Детство. Этап связан с подготовкой ребенка к жизни, овладением им элементарными социальными навыками: прямохождением, речью, мышлением, общением, сложной деятельностью (рисованием, познанием, трудом).

Социализации должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают. Безусловно, значительную роль играют биологические особенности организма, задающие качество познавательных процессов, но чем больше времени проходит с момента рождения, тем большую роль играют факторы социальные.

Самое главное, что происходит на этом этапе - это зарождение личности. Главными временными точками этого процесса являются а) осознание своего «Я», б) осмысление своего «Я».

У новорожденного нет личности. Ребенок не способен различать собственное «Я» и окружающий мир. Известно, что в раннем детстве он называет себя собственным именем («Коля хочет пить») и с трудом переходит к личному местоимению (Я хочу пить). Понятие о своем «Я» развивается у ребенка из понятия о других. Через понимание других ребенок приходит к осознанию своего социального «Я». Впервые этот процесс описал Ч.Кули в теории «зеркального Я».

Проявляя ослушание, ребенок нащупывает рамки дозволенного поведения, пытается выяснить социальную ценность своего «Я» для других: имею ли я право на собственное мнение? Насколько с ним считаются другие? Ценят ли меня родители, друзья, учителя? Что такое любовь? А что такое дружба и предательство ровесников? Бессмертен ли я и в чем смысл жизни? Подобные вопросы верный признак начала осмысления своего «Я», а значит зарождения личности (сквозь индивидуальность уже «проклевывается» личность).

Дальнейший процесс развития собственно личности может продолжаться как угодно долго.

2.Юношество. Э тап связан с получением основных знаний и профессиональных навыков (в школе и других учебных заведениях), формированием интеллекта, мировоззрения.

Однако – это и самая неустойчивая стадия в процессе становления личности. Именно эта возрастная группа – относится к группам риска, т.е. более других склонным к девиантному поведению. Молодежь (особенно подростки) чаще других возрастных категорий совершают антиобщественные поступки. Для них характерно проявление нетерпимости, максимализма в отстаивании своих взглядов (вплоть до самоубийства), отрицания общепринятых устоев, правил вплоть до неуважения к старшим.

Причина: социальная и физиологическая незрелость. Знания значительные, но в основном теоретические, жизненного опыта не хватает. Отсюда, неспособность спрогнозировать последствия своих действий.

Однако, во многом благодаря такой позиции, свежему взгляду дилетанта большинство научных открытий совершают молодые (по статистике, до 21 – 25 лет).

3.Зрелость. Этот этап связан с утверждением основных социальных ролей и статусов, обретением самостоятельности в личной и производственной жизни (карьера, семья, дети). Человек завоевывает свое «место под солнцем».

4. Старость. На этом этапе обычно наступает процесс десоциализации. В отличие от более ранних этапов, когда человек принимал на себя новые обязанности и роли, происходит расставание со многими привычными ролями и статусами. Это связано с ослаблением физических, умственных возможностей.

Многое зависит от уровня развития страны, культурных традиций народа, физического потенциала самого человека. Резкий уход с рынка труда влечет за собой не только материальные, но и моральные потери, утрату прежней идентичности. В развитых странах система пенсионного обеспечения позволяет сделать этот переход менее безболезненным.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социализация – процесс, усвоения культурных норм и освоения социальных ролей | Социальный контроль - средство, с помощью которого общество (агенты социализации) регулирует поведение человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.