Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация тренингового занятия.

Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения.

Партнерским, или субъект-субъектным общением является такое. При котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека.

Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.

Последовательная реализация названных принципов – одно из условий эффективной работы группы социально-психологического тренинга. Она отличает эту работу от других методов обучения и психологического воздействия.

 

 

План:

1. Стадии работы ведущего с группой

2. Психотехника ведения группы

3. Типичные ошибки психолога в пед. тренинге

 

Любое тренинговое занятие достигает определенного результата благодаря его четкой организации ведущим. При подготовке занятия следует учесть несколько моментов: знать содержательные аспекты стадий работы с группой, сконцентрировать внимание на методике ведения конкретного занятия, составлении сценария занятий, программы тренинга в целом.

В процессе реализации тренинга существует несколько стадий работы ведущего с группой.

 

Начальная стадия. Она характеризуется эмоциональным напряжением всех, кто принимает участие в тренинге. Ведущего тревожит, какой окажется группа и как она примет его, содержание тренинга. Учителя приходят на тренинг обычно уставшими, отягощенными своими профессиональными или личными проблемами. На этом этапе происходит распределение по ролям, участники проверяют свою идентичность, прощупывают ведущего и других членов группы. Здесь ярко выражено сопротивление отдельных участников, поскольку не всегда группа формируется на добровольных началах. Многие участники скептически воспринимают полезность тренинга и групповые задачи, сомневаются в нужности занятий лично для них.

Основными содержательными моментами на начальной стадии являются создание условий для развития доверительных отношений между участниками занятий, фокусирование общения на принципе «здесь и теперь».

Для начальной стадии важны два вида техник, которые помогают участникам приступить к работе. Это техника «Знакомство» и техника, устанавливающая доверие.

Знакомство. В этой технике есть три варианта: «Запоминание имен», «Представление партнера», «Представление участника». Согласно технике «запоминание имен» участнику предоставляется право рассказать о себе то, что он захочет, и назвать свое имя, а каждого следующего участника просят повторить имя соседа. По технике «Представление участника» каждому предлагается ответить на несколько вопросов. Например, что значило для вас прийти сюда? Что вы думаете и чувствуете сейчас? Чему вам больше всего хочется научиться в группе? Что вы готовы для этого сделать? Есть ли на занятии то, чего вы боитесь больше всего? Эта техника хороша тем, что заставляет каждого задуматься о целях и задачах тренинга и о месте каждого в системе занятий. «Представление партнера» осуществляется в работе диад. Партнерам дается время для узнавания друг друга при помощи вопросов, а затем каждый рассказывает о другом или акцентирует внимание на своем впечатлении от рассказа партнера. Можно «Знакомство» использовать в начале каждого занятия, но каждый раз к своему имени участник добавляет по одному слову или словосочетанию, например, «Моя мечта», «Предмет моей гордости». Это позволяет всем получить информацию друг о друге. Обычно в «Знакомстве» представление участников происходит по кругу и начинается с участника, сидящего слева от ведущего. Цель «Знакомства» можно считать достигнутой, если возникла заинтересованность, любопытство по отношению к дальнейшему процессу тренинга.

Разновидностью техники знакомства является «Техника недирективного фантазирования» Упражнение может выполняться как устно, так и письменно. Участникам предлагается представить себя, например, книгой: «Представьте себе, что вы книга. Какое заглавие могло бы отразить часть того, что написано в вас? Каков ваш стиль, тон повествования? Как называются главы? Какие главы будет труднее всего написать? Как насчет обложки и предисловия? Захотят ли эту книгу прочитать?..»

Техники, устанавливающие доверие. Доверие начинает проявляться на начальном этапе, но оно довольно динамично, в течение следующих занятий уровень доверия может то повышаться, то понижаться, и это нормально. На начальном этапе главное- справиться с недоверием. Оно встречается в нескольких формах. Участники могут не доверять самим себе, другим участникам группы, ведущему. Недоверие выражается в том, что:

· участники сомневаются, стоит ли быть откровенными перед группой,

· не хотят начинать работу по собственной инициативе,

· отказываются включаться в работу, если их спрашивают о чувствах, реакциях,

· держат в себе отрицательные эмоции,

· рассказывают пространные истории.

· прячутся за интеллектуализациями,

· тратят больше сил на оказание помощи другим, советы вместо того, чтобы высказать свои чувства,

· заявляют, что у них нет проблем.

Чтобы преодолеть недоверие, ведущий должен дать возможность участникам выражать свои чувства.

Роль ведущего. Для установления доверительных отношений ведущий может активно вмешаться в процесс представления, поделиться своими впечатлениями от начала занятия, о личном эмоциональном опыте с другими группами, высказать надежды на сотрудничество. Учитывая, что участники начинают испытывать интерес к ведущему, следует позаботиться о том, чтобы каждая процедура «Знакомства» не переросла во «встречи с интересными людьми». Эта роль весьма прилипчива, часто группа намеренно навязывает ее ведущему, а если он недоигрывает, сопротивляется, то дело заканчивается агрессией.

Переходная стадия. Она характеризуется тем, что участники определяют для себя степень участия в тренинге, осознают чувства, о которых смутно догадывались, оценивают себя, других, степень собственной безопасности, следят за поведением ведущего, определяя, насколько оно соответствует тому, что ведущий говорит.

Для ведущего основная задача заключается в преодолении защиты и сопротивления со стороны участников. Эти реакции выражаются в уклончивом поведении человека, когда он фокусируется на других людях и внешних факторах. Такой человек использует безличные и обобщающие слова типа «никто», «все», «они»: «Люди не всегда хотят говорить, о чем они думают». По этим высказываниям неясно, включает он себя в этот список или нет, таким образом, участник как бы сам возводит вокруг себя стену. Особой формой избегающего поведения является задавание вопросов окружающим. Участники с такой формой поведения требуют. Чтобы о себе рассказывали другие участники, а сами прячутся за вопросами.

Сопротивление участника может выражаться в стойком молчании. Его причинами может стать уверенность, что он ничего ценного сказать не может; убеждение, что не следует говорить о других людях; боязнь говорить о себе, показаться глупым, страх перед авторитетом кого-то из участников или ведущего. Ведущий должен уважительно к такому молчуну относиться, выяснять причину молчания, но не стремиться упорно разговорить его. Можно предложить два технических приема: неразговорчивым сесть во внутренний круг и после рассказать о своем молчании столько, сколько им захочется, или, сфокусировав внимание на активных участниках, предложить им обсудить, что значит быть откровенными, когда не видишь ответной реакции.

Роль ведущего на переходной стадии заключается в укреплении доверия и сплоченности группы, в моделировании реакций на выпады без включения механизмов защиты, в отработке навыков корректного противостояния. Ведущий учит участников говорить сначала о себе и о том, как действует на вас происходящее («Мне трудно говорить с тобой» вместо «С тобой невозможно говорить»), избегать наклеивания ярлыков и осуждения.

Рабочая стадия. Ее характеризует то, что группа способна спонтанно включаться в работу. Групповая сплоченность достигает высокой степени, участники доверяют ведущему. Общение в группе характеризуется свободным обменом репликами, стремлением непосредственно обращаться друг к другу. Участники готовы высказать свои мысли и экспериментировать с разными моделями поведения, готовы предоставлять обратную связь.

Роль ведущего состоит в создании условий для плодотворной работы группы и проявления каждым участником эмоций. Достижению рабочей стадии может препятствовать постоянно меняющийся состав группы.

Заключительная стадия. Содержание работы – выработка навыка применения полученных сведений на практике.

Техника работы с участниками – разнообразные опросы. Они могут касаться обсуждения ярких ситуаций в работе группы, выражения негативных аспектов группового опыта. Можно предложить такие вопросы:

- Насколько вы были погружены в работу?

- Доверяли ли вы участникам?

- Кажется ли вам группа сплоченной?

- Насколько продуктивной показалась вам работа, группа?

На заключительной стадии есть еще техника «Сессия незавершенных дел». Членов группы просят дать оценку событиям, произошедшим за период тренинга. Комментарии могут быть как позитивными, так и негативными (эту технику можно также использовать, если в работе группы наблюдается напряженность. Свободное высказывание снимает негатив).

Роль ведущего. Подведение итогов происходит периодически в течение всего тренинга, но нельзя пренебрегать этой стадией, потому что если начальная задает тон, то завершающая суммирует итоги, предоставляя участнику возможность осознать, чему он научился, сформулировать план конкретных дальнейших действий. Нельзя просто объявить о завершении групповой работы, надо пригласить участников к подведению итогов.

Перечисленные стадии реализуются через систему занятий, каждое из которых имеет определенную структуру, зависящую от назначения тренинга, его вида.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принцип объективации (осознания) поведения | Как начать вести группу
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1024; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.