Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как начать вести группу




Единоличное управление группой.

Психотехника ведения группы

 

Манера и стиль психолога, которые он демонстрирует при ведении группы, имеют большое значение. Существуют психотехнические правила управления группой тренинга, которые психолог осваивает в процессе накопления опыта и профессионального мастерства.

 

Группой должен управлять один психолог на протяжении всего цикла педагогического тренинга. Психолог работает в группе, опираясь на собственную индивидуальность, проявляя свои стилевые особенности, свой опыт. При передаче группы другому специалисту возникают «разрывы» в групповой динамике, «рваный» темп движения группы. Слушатели вынуждены постоянно ориентироваться к разным ведущим, их манере и стилю, что вызывает сбои в понимании и содержательном движении группы.

 

Существуют два основных психотехнических приема ведения группы.

Прием «эмоционального штурма» (или «пристройки сверху») С первых минут после начала занятия психолог работает в группе динамично, эмоционально, максимально проявляя свой стиль и свою манеру. Для этого он должен чувствовать себя довольно уверенно и испытывать внутренний азарт. Группа адаптируется к своему ведущему, он как бы «приучает» ее к себе.

Прием «эмоциональной пристройки снизу». Начало ведения группы может быть совершенно другим – осторожно-мягким, прощупывающим, без свободного проявления индивидуальности ведущего. До тех пор, пока психолог не почувствует группу и не организует с ней психологический контакт, он действует в исследовательской манере и проводит предварительную диагностику группы как предмета своего предстоящего исследования.

Выбор того или иного подхода ведения группы зависит от множества факторов: опыта психолога и уровня его мастерства, его внутреннего состояния. Имеет значение и тот факт, знакома ли группа психологу или он работает с ней первый раз, в каком состоянии находятся члены группы, принимают ли они своего ведущего или выражают ему свое недоверие.

В целом, несмотря на то, какой прием организации психологического контакта с группой выберет ведущий, через некоторое время после начала занятий (в среднем это обычно 20-30 минут), возникает эмоциональный «симбиоз» психолога и группы. За счет такого своеобразного «симбиоза» создаются условия взаимопонимания и взаимочувствования психолога и группы. В противном случае при отсутствии контакта психотренера и группы происходит либо подавление группы ведущим либо группа начинает манипулировать психологом (попустительский стиль). Ни в том ни в другом случае не достигается цель собственно психологической работы, которая возможна только при возникновении эмоционального, интеллектуального и психоэнергетического равноправного взаимодействия или диалога психолога и группы.

 

Построение содержания группового занятия и составление плана

Для занятия должна быть выбрана одна стержневая идея, которая фиксируется в его названии. Уклонение обсуждения в сторону делает занятие слишком громоздким по содержанию и организации, а слушатели после занятия расходятся с ощущением, что попусту просидели несколько часов, не получив ожидаемого результата.

Именно поэтому в ходе группового обсуждения или дискуссии перед психологом стоит задача направлять мышление участников по единому руслу и «закрывать» не связанные с основной темой разговоры и размышления.

Составление плана занятия – это разработка сценария игрового действа группы. Психолог должен выстроить общий процесс движения группы: с какого упражнения или игровой ситуации следует начинать психологическую разминку, какие упражнения и задания должны составлять основную часть тренинга, каким образом занятие должно закончиться. Необходимо прогнозировать результаты, которые могут быть достигнуты при помощи предлагаемых игровых процедур, а также среднее время, затрачиваемое на каждую из них.

Разрабатывая сценарий занятия, психолог при этом должен оставаться при этом в какой-то степени свободным от него и готовым к его изменению, если в этом будет необходимость: группа может предложить другое движение к теме, может возникнуть неожиданная проблемная ситуация или появиться интересный содержательный материал для обсуждения.

Желательно, чтобы при разработке сценария тренинга психолог выбрал упражнения, игры или игровые эпизоды, интересные для него самого и близкие его манере ведения группы. Если психолог чувствует и понимает психотехническую наполненность занятия, он обычно работает уверенно, свободно импровизирует и вносит собственную, присущую только ему «эмоциональную окраску» в свои действия.

Т.о, авторство психотренера проявляется в том, что разработанные другими специалистами упражнения и игры он проводит по-своему, насыщая их своей стилистикой и содержанием. Психолог может предложить группе и собственные игры.

Чтобы тренинг получился цельным и органичным, желательно продумать также коммуникативные и содержательные связи между упражнениями. Например, это могут быть такие фразы:

- «Вам было интересно? Хорошо! А теперь я предлагаю вам еще одно упражнение. Давайте попробуем.»

- «У нас хорошо получается! Продолжим!»

- «Кто еще хочет поиграть? Пожалуйста!»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.