Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы профессионального воспитания и обучения специалиста

Лекция 8. Профессиональная «Я-концепция» социального работника.

Социальная работа как вид профессиональной деятельности оформляется в 1991 г. Профессиональное становление специалиста — сложный, не­прерывный процесс «проектирования» личности. Осведомлен­ность о своей будущей специальности способствует развитию ак­тивности студента, формированию личностной модели самодви­жения к профессиональным вершинам, к профессиональному мастерству.

 

Самодвижение личности к вершинам профессионализма включает, согласно Э.Ф.Зеер, пять стадий:

- «оптация» (лат. оptatio — желание, избрание) — форми­рование личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей;

- «профессиональная подготовка» – формирование профес­сиональной направленности и системы профессиональных зна­ний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач;

- «профессиональная адаптация» — вхождение в профес­сию, освоение новой социальной роли, профессиональное само­определение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыт самостоятельного выполнения профессиональной деятельности;

- «профессионализация» — формирование профессиональ­ной позиции, интеграция личностных и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессио­нально значимые образования, квалифицированное выполне­ние профессиональной деятельности;

- «профессиональное мастерство» — полная реализация, са­моосуществление личности в профессиональной деятельности (творчески-креативный принцип, метод) на основе подвижных интегральных психологических новообразований.

 

Профессионализм как одно из ведущих слагаемых социаль­ной работы базируется и формируется на основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентаций и интере­сов социального работника. Развитию этих качеств и образова­ний, вхождению в реальную модель профессиональной деятель­ности способствует решение следующих задач:

- развитие личностного интереса к выбранной профессии;

- формирование первоначальных представлений об основах профессиональной работы;

- формирование профессионально-мотивационной установ­ки на будущую деятельность;

- формирование профессионально-личностной «Я-концепции».

Таким образом, профессионализация — важнейший этап жизни человека, связанный с решением профессионального са­моопределения и профессиональной адаптации.

Чтобы опреде­литься в своей будущей профессии, молодому человеку необхо­димо сформировать вектор профессиональной цели, т. е. отве­тить на следующие вопросы:

- чего он хочет в своей профессии;

- что он должен предпринять в своей профессиональной дея­тельности, чтобы добиться успеха;

- что он может (должен) сделать, чтобы реализовать собст­венные личностные качества и интересы?

Задача профессионального становления может быть решена лишь посредством реализации «личностно ориентированной пе­дагогики образовательного процесса» (Н.А.Рыбакова). На соци­ального работника возлагается особая миссия, выполнить ко­торую он может только при условии формирования особых личностных качеств.

Миссия социального работника благородна, но условия ее вы­полнения далеки от идеальных. Обучая людей само­стоятельно решать свои проблемы, социальный работник под­нимает тем самым общественное сознание на новый уровень; он использует свои профессиональные и личностные возможности, чтобы влиять на рост самосознания конкретной личности, общ­ности, нации, общества и человечества. Выполнить эту миссию способен только личностно зрелый человек, внутренне и про­фессионально подготовленный к решению стоящих перед ним социальных задач.

Личностная зрелость проявляется в умении соединять, со­относить свои индивидуальные особенности, статусные и воз­растные возможности, собственные притязания с требования­ми общества и окружающих.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глоссарий. Одному терабайту памяти соответствует | Коммуникативная профессиограмма социального работника
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 957; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.