Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности практической работы социального педагога с семьями, имеющими детей с нарушениями в развитии

План:

1. Характеристика семей, имеющих детей с отклонениями в развитии

2. Система консультативной работы

3. Социальная защита семей, имеющих детей-инвалидов

Фазы психологического осознания факта рождения ребенка с нарушением.

1 ФАЗА – сообщение диагноза родителям характеризуется состоянием растерянности, страха. Родители испытывают чувство собственной неполноценности при рождении ребенка с дефектом развития, ответственность за судьбу ребенка, ощущение беспомощности. В результате ухудшаются взаимоотношения между родителями.

2 ФАЗА – отрицание поставленного диагноза. Родители надеются, что произошла медицинская ошибка. Крайней мерой негативизма становится отказ от обследования ребенка и проведения каких-либо коррекционных мероприятий. Многие родители признают диагноз, но становятся неоправданными оптимистами в отношении прогноза развития.

3 ФАЗА – родители погружаются в глубокую депрессию, чувствуют угрызения совести и даже обиду: "Почему именно мой ребенок глухой?"

4 ФАЗА – самостоятельное, сознательное обращение родителей за помощью к специалистам. Родители в состоянии правильно оценить ситуацию, начать руководствоваться интересами ребенка.

Социально-педагогическая работа включает широкий спектр долгосрочных мер помощи семье комплексного характера - медицинского, правового, психолого-педагогическо­го, экономического. Содержание этих мер направлено на:

• расширение контактов семьи, преодоление изоляции, вклю­чение ее в общественную жизнь;

• предоставление адекватной информации о специфических по­требностях и перспективах развития ребенка, содействие в орга­низации комплексной диагностики и раннего начала образова­тельного процесса;

• предоставление полноценной информации о социальных ин­ститутах-помощи, содействие специалистам в составлении обра­зовательного и абилитационного маршрута на основе индивиду­альной программы развития ребенка;

• налаживание семейного микроклимата;

• организация психологической поддержки родителей;

• организация правовой поддержки семьи: информация, защи­та законных прав и интересов.

Система социально-педагогической помощи должна быть на­правлена не на подмену семьи, а на развитие ее собственных ре­сурсов и инициативы.

 

Большой проблемой является низкий уровень информирован­ности семей о деятельности реабилитационных, образовательных учреждений для детей-инвалидов, а также о работе социальных служб.

Очень низка и правовая самостоятельность семьи, имеющей ребенка-инвалида. Родители плохо ориентируются в быстро меня­ющемся законодательстве, зачастую не знают, на какие льготы они могут рассчитывать.

2. Система консультативной работы:

1. На первом этапе необходимо помочь семье проанализировать, каковы источники поддержки (материальные и нематериальные); существующие резервы (кто может помочь? Как наиболее эффективно использовать помощь?); проблемы, требующие решения (материальные – деньги, питание, специальные приспособления, одежда, транспортные средства, мед. пом., лекарства и т.д.; нематериальные – дефицит общения, эмоциональные переживания, организация досуга и т.д.).

2. Проанализировать способ поведения.

Встречаются следующие стратегии поведения:

Ø игнорирование проблемы – члены семьи надеются на быстрое выздоровление,

Ø сравнение с жизнью других семей и нахождение преимуществ в своем положении,

Ø духовная поддержка друг друга, поиск высшего смысла в сложившейся ситуации (характерно для религиозных семей),

Ø поиск помощи государственных и общественных организаций (встречается наиболее часто),

Ø переоценка проблемы, формирование механизмов, направленных на уменьшение эмоционального стресса.

Эти стратегии редко встречаются изолированными, чаще они сочетаются.

3. Семьи должны преодолеть болезненную реакцию на неблагоприятное отношение окружающих. Для этого нужно:

Ø семьям понять, что предрассудки в отношении физического уродства – результат невежества, а не негативного отношения к конкретному ребенку,

Ø членам семьи следует обсудить между собой (возможно со специалистом) те переживания, которые вызывает у них отношение окружающих к ребенку, и понять, что часто эти люди не испытывают негативного отношения к больному, а чувство стыда и ущербности, переживаемое родными, носит субъективный характер, отражает действие длительной психотравмирующей ситуации,

Ø помочь членам семьи определить приоритеты – важней ли для них избежать предубежденности окружающих или их собственная свобода удовлетворять свою потребность в социальных контактах, появляясь с ребенком в общественных местах.

4. Последняя задача наиболее трудная. Всегда остается доля семей, скрывающих ребенка от окружающих. Как правило, это семьи, стремящиеся во что бы то ни стало сохранить свой престиж в глазах знакомых и болезненно переживающие любые неудачи.

 

В развитии взаимоотношений между членами семей и больным ребенком выделяются несколько кризисных моментов, связанных с возрастными этапами развития ребенка. Особую остроту эмоциональные переживания родителей приобретают в следующие ПЕРИОДЫ:

v рождение ребенка с признаками перинатального поражения ЦНС и установление диагноза ДЦП,

v решение вопроса о возможности, форме и программе школьного обучения,

v вступление ребенка в подростковый возраст и необходимость профессионального выбора.

 

Именно в эти периоды организация консультативной и коррекционной помощи особенно необходима.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дети с комплексными нарушениями развития | Социальная защита семей, имеющих детей-инвалидов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 899; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.