Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельности предприятий




ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ

В первом приближении разнообразные виды внешнеэкономической деятельности предприятий можно по своему характеру сгруппировать в четыре основных направления: международная торговля, совместная предпринимательская деятельность, прямое иностранное инвестирование, международные финансовые операции неинвестиционного характера.

Международная торговля (внешнеторговая деятельность) —это экспортные и импортные операции российских и иностранных участников внешнеторговой деятельности. В более широком плане внешнеторговая деятельность —это предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). При этом под товаром понимается любое движимое имущество (включая все виды энергии) и отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности. Транспортные средства, используемые при договоре о международной перевозке, товаром не являются. Услуги —предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.

Внешнеторговая деятельность в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Экспорт —вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу, в частности при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу.

Импорт —ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Российские участники внешнеторговой деятельности (российские лица) —юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющие постоянное место нахождения на ее территории, а также физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Иностранные участники внешнеторговой деятельности (иностранные лица) —юридические лица и организации в иной правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены; физические лица —иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяются по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства.

Международная торговля (экспорт и импорт товаров), как и внутренняя торговля, предполагает три основных метода осуществления торговых операций:

* прямой метод торговли, при котором фирма сама занимается продажей произведенного ею товара;

* косвенный метод —через отечественных и зарубежных посредников;

* комбинированный (смешанный) —на основе сочетания первых двух методов торговли.

Прямой метод торговли дает возможность товаропроизводителю непосредственно находиться на рынке, изучать его особенности, специфику запросов покупателей, совершенствовать как сам товар, так и формы торговли. Однако прямой метод требует значительной коммерческой квалификации и богатого торгового опыта, наличия торгово-сбытовых структур в местах реализации товаров, хорошего знания соответствующего законодательства. Большинство отечественных экспортеров и импортеров не удовлетворяют перечисленным требованиям. Отсюда —ошибки и просчеты, заключение неразумных сделок, в результате чего проигрывают и сами фирмы, и государство лишается значительных поступлений в валюте. Прямой метод торговли нередко сопряжен с различными правонарушениями, особенно со стороны молодых, недавно созданных фирм, стремящихся к быстрому и не всегда законному обогащению.

Косвенный метод продаж строится на использовании посредников, имеющих значительный коммерческий опыт и обладающих больших объемом информации о рынке. Посредники —фирмы (коммерческие организации как юридические лица), в юридическом и хозяйственном отношении независящие от производителя и потребителя товара и в той или иной форме содействующие продвижению (providing, promouting) товара. Дочерние компании, филиалы и коммивояжёры к посредникам в этом смысле не относятся. При обращении к услугам посредников фирмы-экспортеры избавляются от необходимости иметь разветвленную сеть служб, обеспечивающих внешнеэкономическую деятельность, что особенно важно для мелких и средних предприятий.

Необходимо подчеркнуть, что косвенный метод торговли требует особой тщательности в выборе посредника, в предварительном его изучении, поскольку от его добросовестности и компетентности во многом зависит успех экспортных продаж. Имеется масса фактов, когда посредниками становились на российском рынке подозрительные иностранные фирмы, имеющие у себя на родине сомнительную репутацию, склонные к различного рода авантюрам и правонарушениям.

При комбинированном (смешанном) методе торговли часть своей продукции предприятие реализует за рубеж самостоятельно, через собственную сбытовую сеть, а часть —через посредников.

Совместная предпринимательская деятельность (совместное предпринимательство) предприятий разных стран может осуществляться в нескольких формах. Основными из них являются (перечислим в порядке возрастания степени сотрудничества и взаимозависимости партнёров):

* переработка давальческого сырья;

* управление по контракту («экспорт менеджеров»);

* производство и сбыт продукции на основе производственной кооперации;

* франчайзинг;

* трансферт технологий (через лицензионные соглашения);

* передача/продажа авторских прав;

* создание совместных предприятий. Дадим организационно-экономическую характеристику каждой форме совместной предпринимательской деятельности.

Давальческие сделки —распостранённая форма организации поставок сырья на перерабатывающие предприятия, когда поставщик сырья одновременно выступает собственником части конечной продукции. Применительно к поставке глинозёма для выплавки аллюминия давальческие сделки носят название толлинга (толлинговые сделки).

Сущность управления по контракту заключается в том, что фирма предоставляет зарубежному партнеру услуги в области управления, а тот обеспечивает необходимый капитал. Таким образом, фирма экспортирует не товар, а управленческие услуги. Управление по контракту позволяет фирме выйти на зарубежный рынок с минимальным риском и получить устойчивый доход. Для такого рода совместного предпринимательства фирма должна располагать необходимым резервом квалифицированных менеджеров. Управление по контракту широко распостранено в сфере управления инвестиционными проектами (деятельность т.н. «проектных компаний»).

Производство и сбыт продукции на основе производственной
кооперации
предполагает заключение единого многостороннего

контракта между фирмами (различных государств), являющихся звеньями одной «технологической цепочки»и связанных друг с другом как поставщики и потребители. Такой контракт заменяет локальные договоры купли-продажи. Его суть заключается в том, что поставщики не продают, а передают комплектующие сборочным предприятиям, и лишь после продажи готовых изделий выручка распределяется между всеми участниками. Кооперация сближает партнёров, увеличивает степень заинтересованности в конечном результате. Кооперация дает каждой фирме возможность развернуть деятельность быстрее, с меньшим риском и с перспективой вступления в более тесное партнерство с иностранными товаропроизводителями.

Франчайзинг —одна из наиболее интересных и перспективных для России форм международного совместного предпринимательства.

Франчайзинг есть форма долгосрочного сотрудничества между двумя фирмами-производителями (чаще всего находящихся в разных странах), когда франчайзер передаёт (за вознаграждение) франчайзи право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих франчайзеру, в т.ч.:

* право на его фирменное наименование и/или коммерческое обозначение;

* передача патентных прав;

* право на охраняемую коммерческую информацию, незащищённую патентом («know-how»);

* право на техническое и консультативное содействие со стороны франчайзера.

Обычно в качестве франчайзера выступает крупная, хорошо известная производственная фирма, заинтересованная в расширении рынка сбыта своей продукции и получении дополнительных доходов. В качестве франчайзи выступает самостоятельное (в юридическом и хозяйственном отношении) предприятие, находящееся в другой стране и не обладающее известным «брэндом»и/или патентными правами. Договор франчайзинга дает ему возможность (в известном смысле бесплатную) использовать специфический технологический процесс, товарный знак, накопленный производственный опыт и т.д. в обмен на франчайзинговые платежи (паушальные или роялти). Для франчайзера такая схема отношений является промежуточным решением между открытием в другой стране филиала (или дочернего предприятия) и сотрудничеством со свободными посредниками. Франчайзер получает выход на новый рынок с минимальным риском, а франчайзи не приходится начинать с нуля. При этом предусматривается субсидиарная ответственность франчайзера по предъявляемым к франчайзи требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг).

В Гражданском Кодексе РФ вместо термина «франчайзинг»используется термин «коммерческая концессия»как наиболее близкое по смыслу (соответственно используются понятия «правообладатель»и «пользователь»). В то же время в странах ЕЭС коммерческая концессия понимается более обобщённо —как системы распостранения продукции (её производство и/или продажа) и предоставления услуг, использующие единый товарный знак или знак сервисного обслуживания. Разновидности коммерческой концессии в этом понимании:

* франчайзинг;

* эксклюзивное распостранение;

* селективное (привилегированное) распостранение (договор между производителем и торговым посредником);

* и др.

Ключевые отличия франчайзинга от других видов коммерческой концессии —передача (трансферт) «ноу-хау», техническое и консультативное содействие.

Договор коммерческой концессии чаще всего содержит т.н. вертикальные ограничения —дополнительные условия сделки (помимо т.н. базисных условий сделки/поставки —цена, товарная номенклатура, срок поставки): регулирование розничной цены поставщиком, установление нижней/верхней границы объема закупок сырья, установление системы территориальных преференций, и др.

Трансферт технологий означает переуступку (через лицензионные соглашения, от лицензиара к лицензиату) патентных прав на продукты и технологии, а также передачу непатентованной охраняемой коммерческой информации («ноу-хау»). Как и при передаче/продаже авторских прав, объектами сделок являются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность) —исключительные права на литературные, художественные и научные произведения, программы для электронно-вычислительных машин и базы данных; смежные права; на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, а также приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации юридического лица (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, охрана которых предусмотрена законом.

Одной из наиболее распространенных форм совместного предпринимательства является создание предприятий с иностранными инвестициями (совместных предприятий). Деятельность совместных предприятий регулируется Законом «Об иностранных инвестициях в РСФСР», принятым 4 июля 1991г.

Иностранными инвесторами в России могут быть:

* иностранные юридические лица, включая, в частности, любые компании, фирмы, предприятия, организации или ассоциации;

* иностранные граждане, лица без гражданства, российские граждане, имеющие постоянное место жительства за границей, при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного местожительства;

* иностранные государства;

* международные организации.

Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано либо путем его учреждения заново, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии.

Прямое иностранное инвестирование предполагает создание предприятий со стопроцентным иностранным капиталом. Это наиболее полное вовлечение предприятий в деятельность на зарубежном рынке.

Закон об иностранных инвестициях разрешает создание на территории РФ предприятий, находящихся в полной собственности юридических и физических лиц. В связи с ввозом капитала допускаются все виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.

При создании предприятий с иностранными инвестициями, связанных с проведением крупномасштабного строительства или реконструкцией, предварительно проводится экспертиза соответствующего инвестиционного проекта.

Предоставление иностранным инвесторам прав на разработку и освоение природных ресурсов и проведение хозяйственной деятельности, связанной с использованием объектов, находящихся в государственной собственности и не переданных предприятиям, учреждениям, организациям в полное хозяйственное ведение или оперативное управление, осуществляется на основании концессионных договоров или соглашений о разделе продукции. Они заключаются с иностранными инвесторами Правительством РФ, иным уполномоченным на то государственным органом или субъектами Федерации в порядке, установленном законодательством РФ о концессиях и о соглашениях о разделе продукции.

Концессия —долгосрочная аренда нерезидентами объектов государственной собственности (обычно —разработка природных ресурсов), не закреплённых на правах полного хозяйственного ведения или оперативного управления за унитарными предприятиями или государственными учреждениями. Срок действия договоров определяется в зависимости от характера и условий концессии, а также от установленного законодательством предельного срока.

Контроль за созданием предприятий с иностранными и инвестициями и их учет осуществляет Государственная регистрационная палата при Министерстве экономики РФ. В ее функции входят регистрация предприятий с иностранными инвестициями, ведение государственного реестра предприятий с иностранными инвестициями, аккредитация представительств иностранных компаний.

В целях привлечения иностранного капитала, передовых зарубежных технологий и управленческого опыта, развития экспортного потенциала в РФ могут на региональном уровне создаваться свободные экономические зоны. Помимо прав и гарантий, предусмотренных действующим на территории страны законодательством, статус свободной экономической зоны означает предоставление субъектам предпринимательства дополнительных льгот:

* упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями;

* льготный налоговый режим —иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагаются налогами по пониженным ставкам, включая налог на переводимую через границу прибыль;

* пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами;

* особый таможенный режим, включающий понижение таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы;

* упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан, в том числе безвизовый.

Мировой опыт показывает, что на комплексное обустройство 1 квадратного километра свободной экономической зоны затрачивается в разных странах от 20 до 70 млн.долларов. При этом самые большие расходы требуются на первом этапе, когда создается производственная инфраструктура, в которую иностранные инвесторы, как правило, избегают вкладывать средства.

Специфической разновидностью свободных экономических зон являются т.н. оффшорные зоны —фактически безналоговый режим функционирования для определённой категории юридических лиц, регистрируемых как «оффшорные компании». Они платят лишь небольшой фиксированный ежегодный платёж, заменяющий налоги. Для них предусматривается упрощённый порядок регистрации и финансовой отчётности, отсутствие налоговых проверок, с условием, что они могут осуществлять любые экономические операции только с нерезидентами данного государства.

Особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территории свободных экономических зон устанавливается федеральным законом о свободных экономических зонах, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.