Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности




Внешнеэкономическая деятельность субъектов предпринимательства регулируются государством. Основными принципами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации являются:

* единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;

* единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

* единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

* единство таможенной территории Российской Федерации;

* приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

* равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;

* защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

* исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Отношения Российской Федерации с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации. В целях интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли между странами-участницами этих союзов и странами-участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. При этом у стран-участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами, а у стран-участниц деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

В области внешнеторговой деятельности в ведении Российской Федерации находятся следующие вопросы:

(1) формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики Российской Федерации;

(2) обеспечение экономической безопасности, защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации, экономических интересов субъектов Российской Федерации и российских лиц;

(3) государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом;

(4) установление обязательных на всей территории Российской Федерации стандартов и критериев безопасности и/или безвредности для человека при ввозе товаров и правил контроля за ними;

(5) определение порядка ввоза и вывоза вооружений, военной техники и имущества военно-технического назначения, оказания технического содействия в создании объектов военного назначения за рубежом, передачи технической документации, организации лицензионного производства, модернизации и ремонта военной техники, а также оказания других услуг в области военно-технического сотрудничества и сотрудничества с иностранными государствами в ракетно-космической области;

(6) определение порядка вывоза и ввоза расщепляющихся материалов, отравляющих, взрывчатых, ядовитых, психотропных веществ, сильнодействующих наркотических средств, биологически активных материалов (донорской крови, внутренних органов и других материалов), генетически активных материалов (культур грибов, бактерий, вирусов, семенного материала животных и человека и иных материалов), животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, частей и дериватов, а также порядка их использования;

(7) определение порядка ввоза и вывоза опасных отходов, а также их использования;

(8) определение порядка вывоза отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и оказания услуг, которые применяются или могут быть применены при создании вооружений и военной техники, а также тех из них, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании ядерного, химического и других видов оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки;

(9) определение порядка вывоза отдельных видов стратегически важных сырьевых товаров, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, ввоза сырья для переработки на таможенной территории Российской Федерации и вывоза продуктов его переработки;

(10) определение порядка ввоза и вывоза драгоценных металлов, драгоценных камней, изделий из них, лома драгоценных металлов и драгоценных камней, отходов их переработки и химических соединений, содержащих драгоценные металлы;

(11) установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории Российской Федерации;

(12) предоставление государственных кредитов и иной экономической помощи иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, заключение международных договоров о внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставленных Российской Федерации иностранными государствами, установление предельного размера государственных кредитов Российской Федерации и внешних заимствований Российской Федерации;

(13) формирование и использование официальных золотовалютных резервов Российской Федерации;

(14) разработка платежного баланса Российской Федерации;

(15) привлечение государственных, банковских и коммерческих кредитов под гарантии Правительства Российской Федерации, контроль за их использованием;

(16) установление лимита внешнего государственного долга Российской Федерации и управление этим долгом, организация работы по погашению долгов иностранных государств перед Российской Федерацией;

(17) заключение международных договоров Российской Федерации в области внешних экономических связей;

(18) участие в деятельности международных экономических и научно-технических организаций, реализации решений, принимаемых этими организациями;

(19) создание и функционирование торговых представительств Российской Федерации за рубежом, а также представительств Российской Федерации при международных экономических и научно-технических организациях;

(20) владение, пользование и распоряжение федеральной государственной собственностью Российской Федерации за рубежом.

Государственная внешнеэкономическая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности в соответствии с правовыми актами Российской Федерации. Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности заключается в установлении импортных и экспортных таможенных пошлин в целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике Российской Федерации.

По общему правилу экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляются без количественных ограничений. Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации в целях:

* обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

* выполнения международных обязательств Российской Федерации с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;

* защиты внутреннего рынка Российской Федерации.

Введение количественных ограничений экспорта осуществляется с учетом выполнения Российской Федерацией своих обязательств по соглашениям, заключенным в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции», в части обеспечения экспорта минерального сырья, являющегося в соответствии с условиями указанных соглашений собственностью инвестора. Постановления Правительства Российской Федерации о введении количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и официально опубликовываются не позднее чем за три месяца до введения этих ограничений в действие. Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или аукциона или в порядке фактического проведения операций по экспорту и/или импорту до суммарного исполнения квоты с предоставлением федеральным органом исполнительной власти преимущественного права организациям-изготовителям. Порядок проведения конкурса или аукциона устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускаются ограничение числа участников такого конкурса или аукциона и их дискриминация по признакам формы собственности, места регистрации, положения на рынке.

Частью системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является система экспортного контроля —совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного правовыми актами Российской Федерации порядка вывоза за пределы Российской Федерации вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (товары двойного применения), по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Номенклатура подпадающих под экспортный контроль вооружений, военной техники, отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, определяется списками и перечнями, устанавливаемыми указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации, устанавливающие перечни товаров, подпадающих под экспортный контроль, вступают в силу не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования.

Может иметь место государственная монополия на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров Перечни отдельных видов товаров, на экспорт и/или импорт которых устанавливается государственная монополия, определяются федеральными законами. Государственная монополия на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту и/или импорту товаров. Лицензии на осуществление этой деятельности выдаются федеральным органом исполнительной власти исключительно государственным унитарным предприятиям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации и общепризнанными международно-правовыми нормами обязаны совершать сделки по экспорту и/или импорту товаров на основе принципов недискриминации и добросовестной коммерческой практики. Сделки по экспорту и/или импорту отдельных видов товаров, совершенные в нарушение государственной монополии, являются ничтожными. Федеральный орган исполнительной власти вправе предъявить требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предусматривает также защитные меры в отношении импорта товаров. В случае, если какой-либо товар или товары импортируются в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в соответствии с общепризнанными нормами международного права вправе принять защитные меры до такой степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для устранения серьезного ущерба или предотвращения угрозы причинения такового, в форме количественных ограничений или введения специальной повышенной таможенной пошлины.

Основанием для принятия решения о введении защитных мер является доклад федерального органа исполнительной власти, подготовленный по результатам расследования, проведенного по поручению Правительства Российской Федерации и/или по заявлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, производителя или объединения производителей, чье совокупное производство подобных товаров или товаров, непосредственно конкурирующих с импортируемыми, составляет более 50 процентов общего внутреннего производства таких товаров. Расследование проводится в течение не более двух месяцев со дня принятия заявления. Предметом расследования является установление существенного ущерба или угрозы причинения такового и наличия объективной причинной связи между ростом импорта и существенным ущербом или угрозой причинения такового.

Под существенным ущербом понимается общее ухудшение состояния отечественного производства в данной отрасли, отражаемое в показателях сокращения производства или рентабельности соответствующих товаров или услуг, а под угрозой причинения существенного ущерба —очевидная неотвратимость такого ущерба, подтвержденная фактическими доказательствами с целью исключения субъективных соображений о возможности причинения существенного ущерба.

По поручению Правительства Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти направляет уведомление соответствующим органам иностранных государств или органам таможенных территорий о начале расследования с указанием товара, доказательств наличия существенного ущерба или угрозы причинения такового от импорта этого товара, конкретной предлагаемой защитной меры и предлагаемого срока ее введения, а также о готовности провести консультации по этим вопросам. Процедура введения защитных мер является гласной и предусматривает официальное опубликование решения Правительства Российской Федерации о введении защитной меры с указанием общего количества и стоимости товара или товаров, подпадающих под ограничение. Срок действия защитной меры, ее досрочная отмена или продление, а также все изменения в общем объеме и стоимости товаров на период действия в отношении них защитной меры устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом международных обязательств Российской Федерации.

В соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации могут устанавливаться запреты и ограничения экспорта и/или импорта товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, исходя из национальных интересов, включающих:

* соблюдение общественной морали и правопорядка;

* охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;

* сохранение культурного наследия народов Российской Федерации;

* защиту культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них;

* необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;

* обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;

* защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса Российской Федерации;

* выполнение международных обязательств Российской Федерации.

Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в Российской Федерации. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг»и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Ввоз экологически опасной продукции подлежит специальному контролю в порядке, определяемом федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Запрещается ввоз на территорию Российской Федерации товаров, которые:

* не соответствуют стандартам и требованиям, указанным в части первой настоящей статьи;

* не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации;

* запрещены к использованию как опасные потребительские товары;

* имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей. Указанные товары должны быть вывезены обратно или уничтожены на основании акта, составленного независимыми экспертами Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в порядке, определяемом Таможенным кодексом Российской Федерации.

Контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в целях обеспечения соблюдения положений н нормативных правовых актов Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, обеспечения и защиты экономических и политических интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также защиты экономических интересов муниципальных образований и российских лиц. Система органов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности включает в себя следующие органы:

* таможенные органы;

* Федеральная служба по валютно-экспортному контролю (её деятельность описывается в третьем вопросе);

* Министерство внешнеэкономических связей (МВЭС);

* другие органы, по роду своей деятельности имеющие отношение к государственному контролю внешнеэкономической деятельности в тех или иных отдельных аспектах: ЦБ РФ, Внешэкономбанк, Министерство экономики и экономического развития, Министерство по антимонопольной политике РФ.

Основную работу по регулированию экспортно-импортных операций проводят таможни. В состав таможен входят таможенные посты как базовые звенья системы.

В качестве иллюстрации можно привести структурное построение таможенных органов Московского региона (г. Москва и Московская область). В Московское таможенное управление входит 4 таможни г.Москвы и 6 таможен Московской области. Все таможни включают в себя 34 таможенных поста с широко разветвленной сетью отделов таможенного оформления и пунктов таможенного контроля.

Непосредственно в Москве таможни созданы по принципу специализации транспорта, перемещающего товары (автогрузовая, железнодорожная), и по видам деятельности (почтово-багажная, выставочная). Таким образом, если товар перевозится автомобильным транспортом, то его оформлением занимается автогрузовая таможня, имеющая свои посты в каждом округе в соответствии с административно-территориальным делением Москвы. Названия постов соответствуют названиям округов. Железнодорожная таможня оформляет товары на станциях Московского железнодорожного узла.

В Московской области зоны деятельности таможен построены по административно-территориальному принципу, то-есть по районам. Областные таможни в своей деятельности универсальны: они оформляют товары, перевозимые как автомобильным, так и железнодорожным транспортом, оформляют международные почтовые отправления и т.п.

Участник внешнеэкономической деятельности должен оформлять товары на той таможне, в зоне действия которой он находится по своему юридическому адресу.

Пересечение таможенной границы РФ при ввозе подакцизных товаров, подлежащих маркировке, допускается только в пунктах пропуска и местах нахождения акцизных таможенных постов, перечень которых определяется Государственным таможенным комитетом России. Кроме того, таможенным комитетом определен перечень складов (терминалов),предназначенных для хранения подакцизных товаров, подлежащих маркировке.

Организацию контроля за ввозом в РФ подакцизных товаров осуществляют акцизные таможенные посты, основными функциями которых являются:

* выполнение заявок на изготовление марок акцизного сбора, продажа марок импортерам;

* таможенное оформление маркированных товаров;

* ведение журнала учета внешнеторговых операций организаций, ввозящих подакцизные товары, подлежащие маркировке;

* в пределах своей комтепенции осуществление борьбы с преступлениями в сфере таможенного дела и нарушениями таможенных правил.

Контроль за реализацией подакцизных товаров возложен на Государственную инспекцию по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей с участием налоговых и правоохранительных органов в пределах их компетенции.

Функции министерства внешнеэкономических связей:

* регистрация некоторых экспортных и импортных контрактов;

* лицензирования экспорта и импорта товаров;

* квотирование экспорта и импорта (количественные ограничения экспорта и импорта в соответствии с федеральными законами);

* определение величины ставок таможенного тарифа в пределах, установленных федеральными законами;

* нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности;

* разработка стратегии государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

* разработка и представление на утверждение Федерального Собрания Российской Федерации федеральной программы развития внешнеэкономической деятельности;

* заключение международных экономических договоров;

* создание региональных (на местах) уполномоченных МВЭС.

* принятие временных мер по защите внутреннего рынка Российской Федерации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.