Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гармонизация российского и международного права

 

Формирование в Российской Федерации сбалансированного, эффективно действующего законодательного массива с гармонично взаимосвязанными и взаимообусловленными отраслями и институтами возможно лишь при условии осмысления особенностей глобальных макропроцессов как в Российском государстве, так и в мировом сообществе. На фоне усиливающейся тенденции международно-правовой интеграции России особое значение приобретает использование накопленного технико-юридического опыта. Сегодня каждый принятый закон — это теоретическая модель социальных отношений вписанных в общую систему общественных взаимодействий, оказывает влияние на динамику развития как внутри страны, так и на международные процессы. Реалии современности выдвигают на первый план не только требования восприятия и корректировки международного опыта, но и глубоко продуманные механизмы воспрепятствования ассимиляции международным правом отечественного законодательства. Постоянные изменения и уточнения в российском законодательстве обуславливают изменение многих традиционных подходов к самой модели взаимодействия российского и международного права. Критерием здесь должна служить не только эффективность правового регулирования, но и перспектива стабилизации российского законодательства массива, обеспечения его нормального, поступательного развития.

Реальное взаимодействие законодательных актов России с источниками международного права не сводится только к простому определению приоритетности их действия, выяснению взаимного соответствия или устранения противоречий между ними. Каждый принимаемый в России закон — это не просто акт профессиональной деятельности российского законодателя, нормативное отражение сложных процессов российской действительности. Обоснованно считать принимаемый закон результатом сложных общепланетарных, общечеловеческих процессов, которые прямо либо косвенно оказывают влияние на российскую действительность. При таком подходе речь должна идти о более гибком и многомерном явлении отражающем эсе грОЯНирШлс.тсния двух правовых материй как в юридическом, так и в философском, экономическом, психологическом антропологическом и прочих аспектах — гармонизации российского законодательства и международного права.

Будучи для российской правовой науки одним из новых направлений, правовая гармонизация завоевывает все большее внимание отечественной доктрины и юридической практики². Как отмечает Ю.А. Тихомиров «на передний план выдвигается стратегическая задача гармонизации правовых актов».³ В Рекомендациях международной научно-практической конференции «Развитие конституционного права государств—участников СНГ: общее и особенное» (Санкт-Петербург 5 февраля 1998 г.) отмечается, что гармонизация конституционного законодательства государств—участников СНГ будет способствовать гармонизации их правовых систем».

Действующим российским законодательством гармонизация возводится в ранг правового принципа. Так, ч. 2 ст. 5 Федерального закона РФ «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 г.¹ устанавливает принципы государственной политики в области экспортного контроля, среди которых называется «гармонизация процедур и правил экспортного контроля е общепризнанными международными нормами и практикой». А в п. 2 постановления Правительства РФ от 11 января 2000 г. № 26 «О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд»² предусматривается гармонизация принципов: «Принципы классификации, идентификации и кодирования информации о продукции в системе каталогизации гармонизируются с принципами, принятыми в международной практике каталогизации продукции».

Юридико-технических приемов гармонизации российского законодательства и международно-правовых актов может быть представлен следующим перечнем:

а) применение в сфере внутреннего права гармонизированных в меж­дународно-правовой среде положений-стандартов. Например, ст. 3 Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г.³ устанавливает обязательства договаривающихся сторон. Среди таковых: «I) использовать все товарные позиции и субпозиции гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений; 2) применять основные правила интерпретации гармонизированной системы, а также все примечания к разделам, группам, товарным позициям и субпозициям и не изменять содержания разделов, групп, товарных позиций или субпозиций гармонизированной системы; 3) соблюдать порядок кодирования, принятый в гармонизированной системе».

б) внесение однопорядковых либо взаимосогласованных изменений во внутригосударственное законодательство различных стран. Среди таковых действий необходимо различать, во-первых, мероприятия, связанные с реализацией общепризнанных норм и принципов общего международного права во внутреннем праве. Во-вторых, воплощение во внутреннем праве положений, направленных на поощрение, оптимизацию, повышение эффективности человеческой деятельности в конкретных правовых областях.

Примером первого может служить ст. 2 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г., которая устанавливает: «Государства — участники осуждают дискриминацию в отношении женщин во всех ее формах…. и с этой целью обязуются: а) включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции или другое соответствующее законодательство, если это еще не было сделано, и обеспечить с помощью закона и других соответствующих (средств практическое осуществление этого принципа»'.

Примером второго выступает Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (подписана в Стокгольме 14 июля 1967 г. и изменена 2 октября 1979 г.). В соответствии со ст. 4 к числу функций ВОИС относится содействие «разработке мероприятий, рассчитанных на улучшение охраны интеллектуальной собственности во всем мире и на гармонизацию национальных законодательств в этой области».

в) отмена либо изменение дисгармонирующих норм права. Устранение дисгармонирующий различий в национальных законодательства, как показывает опыт других государств, требует значительных усилий и времени. Однако без целенаправленной, планомерной работы в этом направлении невозможно достичь целей гармонизации.

Статья 1 Соглашения стран СНГ от 15 апреля 1994 г. «О создании зоны свободной торговли»' устанавливает: «Договаривающиеся Стороны для достижения целей настоящего Соглашения обеспечат взаимодействие в решении конкретных задач первого этапа создания Экономического союза направленных на: постепенную отмену таможенных пошлин, налогов и сборов имеющих эквивалентное действие, и количественных ограничений во взаимной торговле; устранение других препятствий для свободного движения товаров и услуг; <... > гармонизацию и (или) унификацию законодательства Договаривающихся Сторон в той мере, в какой это необходимо для надлежащего и эффективного функционирования зоны свободной торговли».

Широк спектр направлений гармонизации а сфере международного регионального сотрудничества. Этому полностью была посвящена прошедшая. В октябре 1998 г. в Киеве международная научно-практическая конференция на тему: «Проблемы гармонизации законодательства Украины с международным правом»².

Действительно, значительное число существующих проблем международного регионального сотрудничества имеет общую основу для решения. Так, ст. 4 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств—участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения»³ устанавливает: «Государства — участники Соглашения проводят политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении».

Положительным примером, демонстрирующим детальную регламентацию многих аспектов региональной гармонизации, служит Договор стран СЬ сентября 1993 г. «О создании экономического союза»*.

Так, согласно ст. 3 Договора Экономический союз предполагает «гармонизированное хозяйственное законодательство Договаривающихся Сторон». А в соответствии со ст. 5 Договаривающиеся Стороны согласились в своих взаимоотношениях на «гармонизацию таможенного законодательстве механизмов тарифного и нетарифного регулирования».

В статье 18 устанавливается, что «Договаривающиеся Стороны проводят последовательную гармонизацию налоговых систем. Они унифицирую основных налогов, а также законодательные положения о порядке взимания налогов (субъекты и объекты налогообложения) и о применении ставок налогов.

Гармонизация налоговых систем Договаривающихся Сторон осуществляется путем заключения отдельного соглашения о налоговой политике осуществляемой в рамках Экономического союза, а также на основе единства методологии учета затрат на производство».

Практический интерес представляет содержание ст. 26 Договора, в которой «Стороны, признавая необходимость достижения единообразного регулирования экономических отношений, согласились привести национальное законодательство в соответствие с нормами настоящего Договора и международного права.

В этих целях Стороны договорились:

- разработать модельные акты, регулирующие хозяйственные вза­имоотношения;

- проводить работу по координации и сближению действующего национального законодательства на основе модельных проектов и норм международного права с целью устранения противоречий в них;

- согласовывать принятие новых национальных законодательных актов по экономическим вопросам;

- проводить предварительную экспертизу проектов нормативных актов, обеспечивающую соответствие этих актов нормам международного права, настоящему Договору, двусторонним и многосторонним соглашениям».

Однако вышеперечисленным гармонизация российского законодательства и международного права не исчерпывается.

С другой стороны, нельзя абсолютно утверждать, что все международные правоположения «пригодны» (полностью либо частично) к реализации в Российской Федерации. Не менее «болезненной» является проблема устранения дисгармонии непосредственно среди международно-правовых актов. При чем это касается как общего международного права, так и, регионального, например, в рамках ЕС или СНГ. Сложным и пока слабо развивающимся направлением является устранение противоречий между актами универсального и регионального уровней, актами ООН и актами иных международных организаций. Как замечает А.А. Ковалев, «несбалансированная система ВТО входит в серьезный диссонанс со стандартами и принципами ООН». В этом аспекте следует поддержать мысль о том, что Россия должна более глобально изучить соответствие соглашения ВТО международному праву и, заручившись поддержкой других государств, поставить вопрос о реформе системы ВТО. Это помогло бы России присоединиться к реформированной ВТО в качестве страны — участницы переговоров уже на стадии подготовки текстов соответствующих соглашений³.

Поэтому принципиальное значение приобретает проблема качественной способности международно-правового акта служить регулятором, правоотношений в Российской Федерации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правовую систему | Основные этапы гармонизации законодательства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.