Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепции Социальной Структуры

- различн. теории зап. социологии, имеющие в качестве главного объекта изучения соц. структуру. К ним относится большинство ведущих социологич. концепций, за исключением гу-манистич. направления, представители к-рого делают упор на изучении сознания человека, методов понимания и интерпретации действий др. людей. В противоположность гуманистич. направлению К.с.с. носят антипсихологич., объективистский характер, стремятся объяснить поведение индивида или группы с т.зр. их места в соц. структуре. С этим же связана др. особенность К.с.с. - признание детерминирующей роли соц. структуры по отношению к составляющим ее элементам. Для современной К.с.с. характерно также понимание структуры не как застывшей конфигурации, а как динамичного целого, обладающего эмерджентным характером, т. е. целого, способного к порождению закономерностей системы, готового к взаимодействию составляющих ее элементов. Среди различи. К.с.с. можно выделить два основных направления: теоретич. и эмпирич. Представители первого описывают и анализируют соц. структуру, исходя из определенных теоретич. допущений о функционировании и развитии об-ва, сторонники второго направления включают в содержание соц. структуры только наблюдаемые и фиксируемые эмпирич. методами образцы соц. взаимодействия.

 

2. соц.структура в социологии Э.Гидденса

английский социолог. В работе “Капитализм и современная социальная теория” (1971) он анализировал классовую структуру развитых индустриальных обществ, опираясь на классические социологические теории К.Маркса, Э.Дюркгейма и М.Вебера. Уже в этой ранней работе Гидденс стремился не только дать интерпретацию идей классиков, но и развить эти идеи. В дальнейшем он выдвинул теорию структурации, которая должна была преодолеть разрыв между исследованием социальных структур и социального действия в различных теоретических направлениях западной социологии. Данная теория была изложена в книге “Конституирование общества” (1984). Гидденс уделяет большое внимание характеристике социальных институтов эпохи модерна, особо подчеркивая роль национального государства как носителя административной власти, обладающего контролем над средствами вооруженного насилия. Эти проблемы рассматривались им в работе “Национальное государство и насилие” (1985). Книга “Последствия модерна” (1990) и ряд дальнейших публикаций посвящены исследованию различных аспектов общественной жизни в период “позднего модерна”. Одним из основных направлений развития социологии Гидденс считает изучение процессов глобализации в современном мире.

 

3. основные варианты истолкования соц.структуры, их специфика (социологические школы, представители)

- совокупность относительно устойчивых связей между элементами социальной системы, отражающая ее сущностные характеристики. Важнейшая отличительная особенность С.С. заключается в том, что она тождественна системным (эмерджентным) свойствам комплекса составляющих ее элементов, т.е. свойствам, не характеризующим отдельные элементы этого комплекса. В любой структуре можно выделить элементы, составляющие собственно структуру, и комплекс элементов, из которых структура строится. Сумма всех деревьев остается неизменной независимо от того, стоит ли каждое дерево на отдельном участке или же все деревья составляют лес, т.е. определенную экологическую структуру. Структура социальной группы также отличается от совокупности составляющих ее членов теми свойствами, которые не могут быть использованы для описания отдельных членов группы, так как они характеризуют отношения и взаимодействия большинства или всех этих членов и, следовательно, относятся ко всей группе как целому, например, свойствами сплоченности. Таким образом, социологический анализ С.С. коренным образом отличается от изучения составляющих ее элементов (индивидов, норм, ценностей, социальных статусов, ролей, позиций и т.п.), поскольку такое исследование сосредоточено на системных, эмерджентных (не сводимых к сумме составляющих элементов) свойствах именно совокупности элементов, характеризующих не отдельные из них, а способ их сочетания, отношений и взаимодействий между ними.

(social structure) — 1. Относительно постоянная модель или взаимосвязь социальных элементов, например, классовая структура. 2. Более или менее постоянная модель социальных классификаций в определенном обществе, группе или социальной организации, например, "социальная структура Великобритании". Единого мнения о понятии в социологии не существует, несмотря на его широко распространенное использование. Употребляемое определение зависит от теоретического подхода. Так, Герберт Спенсер стремился показать, каким образом социальная структура, понимаемая как аналогичная, если не идентичная биологическому организму, становилась все более дифференцированной и специализированной в результате "социальной эволюции". С другой стороны, Маркс подчеркивал первостепенную важность базиса (инфраструктуры) и более или менее зависимой надстройки как двух главных компонентов социальной структуры. В целом разногласие существует относительно того, состоит ли большинство решающих элементов социальной структуры из "поверхностных" правил, ролей и социальных учреждений (например, Парсонс, 1951, или Надель, 1957), или же они являются механизмами и процессами, которые скрыты от взора, но подкрепляют социальную жизнь, как по Марксу или Леви-Строссу. Хотя сосредоточенность на взаимосвязи социальных частей — и постольку на "структурном" мышлении — может рассматриваться в качестве одной из определяющих особенностей социологии, есть множество оговорок относительно словоупотреблений, в которые помещается понятие социальной структуры. Разногласия и споры относительно роли структурного мышления происходят от различий в степени, если не виде, которые, похоже, имеются между типами структур в физическом и биологическом мирах и в социальных структурах. Особенно много оговорок относительно уместности механических и биологических аналогий и использования концепций гомеостаза, функции, социальной системы, а также концепций телеологии в социологии. Ясно, что социальные структуры не обладают относительно четкими "границами" во времени и пространстве, присущими многим физическим и большинству биологических структур, равно как и точно идентифицируемыми тенденциями к гомеостазу у органических структур. Проблема структурного мышления особенно явно присутствует в функционалистском мышлении, но идентификация "существенных" или первостепенных особенностей определенных социальных структур или типов часто спорна в вопросе о том, предполагают ли они или нет функциональное мышление.

 

4. основные подходы к изучению соц.стратификации, существующие в социологической теории

В научной традиции существует два основных подхода к исследованию С.С.: классовый - основан на объективных показателях принадлежности к социальному классу или слою, статусный - на субъективных оценках престижа индивидов, социальных групп, профессий. Первая традиция - европейская, вторая - американская.

Отличительными чертами марксистского подхода к исследованию С.С. являются: 1) признание объективности оснований существования классов и 2) выделение в качестве "базисных" социально-экономических факторов С.С. Маркс утверждал, что при любом типе экономической организации общества существует господствующий класс, который владеет средствами производства и осуществляет над ними контроль. Благодаря экономической власти господствующий класс решает судьбу тех, кто на него работает.

Большинство современных западных концепций С.С. сочетают некоторые аспекты теории Маркса с идеями М. Вебера. К экономическому критерию С.С. (богатству) Вебер добавил два других измерения - престиж и власть. Он рассматривал три этих аспекта, взаимодействующих между собой, в качестве основы, на которой строятся иерархии во всех обществах. Различия в собственности создает классы, различия в престиже - статусные группы (социальные страты), различия во власти - политические партии. В отличие от Маркса Вебер предполагал, что общности формируются в большей степени на основе статусных групп, выделяемых по критерию социально предписанного престижа.

В настоящее время наиболее убедительной считается классовая схема Д. Голдторпа. Последний вариант схемы строится на таких критериях, как отношения собственности (найма), условия найма (оплаты труда), степень автономности и возможность продвижения по службе: 1. a) профессионалы, руководители, интеллигенция высшего уровня; b) крупные работодатели: промышленники, предприниматели, землевладельцы. 2. Профессионалы, руководители, интеллигенция среднего уровня. 3. a) полупрофессионалы, старшие работники офисов, торговли, сферы обслуживания; b) работники офисов, торговли, сферы обслуживания нижнего уровня. 4. a) мелкие работодатели в промышленности, сфере услуг; b) мелкие работодатели в сельском хозяйстве; c) самозанятые в промышленности, сфере услуг; d) самозанятые в сельском хозяйстве. 5. Техники, старшие рабочие (бригадиры и т.п.). 6. Квалифицированные рабочие в промышленности. 7. a) неквалифицированные рабочие в промышленности; b) сельскохозяйственные рабочие. Согласно европейской традиции, неравенство, или С.С., рассматривается как результат объективных социальных и экономических условий.

Американский подход, основоположник - У. Уорнера с теорией репутаций, базируется на субъективных оценках престижа индивидов, профессий, социальных групп. Теория Д. Треймана объясняет этот феномен следующим образом: "Во всех обществах существует примерно одинаковое разделение труда. В результате специализированного разделения труда складываются различные степени власти. В любом обществе люди, обладающие властью, имеют политическое влияние и различные привилегии. Поскольку власть и привилегии ценятся повсюду, то и связанные с ними профессии считаются престижными".

 

5. понятие "социальной стратификации" и "неравенства"

Неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для описания системы неравенства между группами людей применяется социальная стратификация.

«Стратификация» (лат покрывало, постель; англ пласт) заимствованно из геологии, предполагает, что различия между людьми носят иерархический характер

Социальное неравенство - форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Социальная стратификация - термин, применяемый для обозначения структурированного социального неравенства, условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование, информация, профессиональная карьера, самореализация и т.п. Социальное неравенство может проявляться как неравные возможности не только для социальных групп, но и для отдельных людей внутри группы. С.С. рассматривается, главным образом, систематически проявляющееся неравенство между группами людей, возникающее как непреднамеренное следствие социальных отношений и воспроизводящееся в каждом следующем поколении.

 

6. понятие "класс" в истории социологии

Понятие класса, введенное в свое время в научный оборот Тьери и Гизо прежде всего для обозначения политического деления общества, позднее приобрело почти исключительно экономический характер

Парижское социологическое общество. У Э. Тарда социальный класс - это группа индивидов, занимающих одинаковую ступеньку на социальной лестнице. По мере исторического прогресса классовые различия, по Тарду, сглаживаются, а число профессий растет. Созданная их усилиями концепция получила название теории классов на основе социальных рангов.

Фанцузский социолог Рене Вормс (1869-1926 гг.) предлагал понимать под социальным классом совокупность индивидов, ведущих одинаковый образ жизни, имеющих в силу одинаковости своего положения одинаковые стремления и одинаковый образ мыслей. Классы выделяются по богатству, власти, престижу, воспитанию, образу жизни и т. д.

Особую роль в развитии учения о классах и стратификации сыграли немецкие социологи. Видным представителем теории возникновения классов на основе разделения труда и образования профессий являлся немецкий социолог Густав Шмоллер (1838-1917). Он выдвинул многокритериальную теорию классов (профессия, место в системе разделения труда, доход, собственность, образование, политические права, психология, раса.

Маркс анализировал классы через отношение к собственности на капитал и средства производства. Классообразующей основой у него выступала экономика, т.е. характер и способ производства. Он не придавал особого значения размерам дохода (хотя подчеркивал важность способа его получения), общности интересов людей и роли психологических факторов. Во-вторых, он выделял два основных класса - буржуазию (собственников средств производства) и пролетариат (субъектов наемного труда, получающих заработную плату). Внутри двух главных классов, на которые распадается любое общество, существует множество отдельных групп. В-третьих, класс, основываясь на всем своде произведений Маркса, можно характеризовать как некоторое количество людей, занимающих одну и ту же позицию в экономической структуре.

Понятие класса, как и стратификации, у Вебера тесно связано с его экономической социологией. Это означает, что класс - показатель экономической, а не социальной стратификации общества. Класс у Вебера неразрывно связан с обменом товаров и услуг посредством денег. Где их нет, нет и классов

В.И. Ленин сформилировал наиболее полное в марксистской социологии определение классов: Классы - это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства.

 

7. теория классового расслоения А.Сен-Симона

Одним из самых выдающихся представителей утопического социализма во Франции был Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (1760-1825). Наиболее важными из его работ являются "Письма женевского обитателя к современникам"(1802), "О промышленной системе"(1821), «Новое христианство» (1825).

Сен-Симон был убежденным противником капитализма, который он рассматривал как промежуточную стадию между феодализмом и индустриализмом. Основным его пороком он считал анархию производства и конкуренцию.

Средневековье он считал неизбежным и прогрессивным для своего времени, так как люди были освобождены от рабства. Феодализм, согласно Сен-Симону, характеризуется двумя особенностями: деспотизм военного сословия и господством духовенства. Промышленность тогда находилась в "младенческом состоянии", а война являлась главным средством обогащения и защиты от нападения. Поэтому, военные обладали полнотой власти, а промышленники играли подчиненную роль.

Однако в недрах феодализма, подчеркивал Сен-Симон, развивались элементы нового общественного строя. Постепенное возвышение промышленности и упадок феодализма сопровождались непрерывным ростом и политического влияния промышленного класса за счет класса феодального. Критика феодализма ученым приближала его гибель. Одновременно шла борьба реальных общественных сил - восходящий класс промышленников вступал в борьбу с классом феодалов. Результатом этой борьбы явилась французская революция, цель которой состояла в том, чтобы окончательно утвердить промышленный строй. Сен-Симон считал, что революция не закончилась. Она поставила у власти не промышленников и ученых, а "промежуточный класс", состоящий из чиновников, юристов и военных недворянского рода. Единственным производительным классом Сен-Симон считал класс промышленников, к которому он относил предпринимателей, ученых и рабочих.

Вообще современную ему классовую структуру капитализма Сен-Симон трактовал своеобразно: здесь общество, по его мнению, делится на два класса – земельных собственников и промышленников. К последним он относил и предпринимателей, и трудящихся, и интеллигентов, называя их производительным классом.

Сен-Симон был убежденным сторонником перехода от капитализма к, новому общественному строю, который он называл индустриализмом. Этот переход, по его мнению, диктуется требованиями прогресса, является исторической необходимостью. В новом обществе не будет места землевладельцам и ростовщикам, однако капиталисты-промышленники в нем сохранятся. Они будут управлять капиталом, являющимся собственностью ассоциации. Государства в этом обществе не будет. Его место займет некая администрация, в функцию которой будет входить организация производства. Это приведет к ликвидации анархии производства. Распределение в новом обществе будет осуществляться по труду, однако капиталисты, наряду с вознаграждением за труд по управлению производством, будут получать прибыль на свой капитал. Центральное место в системе Сен-Симона отводилось принципу обязательности труда.

Главная заслуга Сен-Симона состояла в понимании того, что капитализм должен уступить место более прогрессивному общественному строю. Тем не менее сконструированная им социалистическая система носила утопический характер. Переход к ней, по его мнению, должны осуществить промышленники, с помощью государства. В этой системе, по его мысли, должны сохраниться частная собственность и капиталисты, а следовательно, не будет социального равенства и сохранится анархия производства.

Сравнивая общество с пирамидой, Сен-Симон ее гранитным основанием считал рабочих, занятых ручным трудом. К последующим слоям он наряду с учеными и деятелями искусства относил также руководителей промышленности.

 

8. Исследование соц.стратификации О.Конта. Критерии выделения классов, их место в общей системе соц.стратификации

Программу изучения социологии Конт разделил на две части: социальную статику, анализирующую равновесное состояние «организма» человеческого общества, взаимосвязь компонентов (т. е. социальную структуру), и социальную динамику (социальную кинетику), изучающую различные изменения или последовательные состояния взаимосвязанных социальных фактов. Основной единицей общества Огюст Конт считал семью, представляющую элемент социальной структуры, так как семья возникла как естественное состояние человеческих отношений. В семье отражаются все общественные отношения: неравенства (например, между поколениями или полами), подчиненности (принцип главенства и старшинства) и др.

Наряду с семьей основным условием существования социального организма является разделение труда, возникающее под влиянием естественных потребностей общества. На основе разделения труда формируется и постоянно усложняется структура социальных групп и классов, создается связь между отдельными семьями, развиваются человеческие способности, солидарность, мораль.

В существующей иерархии отношений, складывающихся в государстве, он видит не только естественное, но и необходимое явление. Как и его предшественники, О. Конт изучает реальную социальную структуру общества (социальную статику). Он выделяет четыре класса: «спекулятивный» класс, в который включены представители науки, философии и эстетики; «практический» класс, включающий в себя представителей производства и сферы оборота (торговцев, предпринимателей, банкиров); далее идут представители сельского хозяйства; четвертый класс состоит из рабочих.

Структура власти строится по принципу важности выполняемой классом функции в обществе. Принадлежность к тому или иному классу, согласно О. Конту, основана на «естественном порядке вещей». Поэтому часть людей «по природе» должна управлять, другая часть – подчиняться.

Вторая часть социологии – «социальная динамика» должна быть, по мнению Конта, общей теорией естественного прогресса человечества, изучающей причины и закономерности социальных перемен, потому что историческое развитие общества связано с процессами эволюции и прогресса, а самым мощным фактором, определяющим прогресс, является человеческий разум.

В своей книге «Дух позитивной философии» О.Конт подразделяет всё

общество на два основных не равных по численности, но одинаково

необходимых, класса: с одной стороны, всегда малочисленные предприниматели,

которые, владея материальными ценностями, контролируют всю хозяйственную

деятельность общества, и с другой стороны непосредственные производители,

живущие на зарплату и образуя абсолютное большинство трудящихся.

С другой стороны, истинная социальная программа пролетариата состоит

в обеспечении ему нормального воспитания и образования и реализации права

на труд. Возникающие при этом противоречия, которые возникнут должны быть

преодолены путём всеобщего консенсуса и согласия общества. Каждый класс

должен объективно осознавать свою роль и своё место в структуре

индустриального общества. Пролетариат должен полностью отказаться от идеи

классовой борьбы и социальной революции.

Нормальное устройство общества, или "социократия" определяется, по

Конту, принципом обязанности, а не права (т. е. имеет нравственное, а не

юридическое основание). Каждый член общества по-своему служит человечеству

и есть, в своей сфере, должностное лицо. Таким образом, здесь нет

разделения на правительство и подданных, а есть только различные роды

правительства. Изначала признаваемое Контом различие светской и духовной

власти дифференцируется в его последней системе на четыре нормальные

функции, который суть вместе и власти, и служения (Конт дает им название

Провидений):

1) Провидение нравственное, представляемое женщинами;

2) Провидение умственное, представляемое священством, т. е. позитивными

философами;

3) Провидение материальное, представляемое патрициатом, т. е. капиталистами

или банкирами;

4) Провидение общее или регулирующее, представляемое пролетариатом, который

своим массовым действием удерживает общество от всяких крайностей и

уклонений (интересно, что это понятие совпадает с нашим понятием «среднего

класса»).

 

9. Г.СПенсер: схема классового строения в обществе

Английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903) является основоположником органической школы в социологии. Общество, по Спенсеру, существует для блага своих членов, а не члены его существуют

для блага общества.

Особенность органицизма Спенсера состояла в том, что он пытался

сохранить за индивидом автономию, не поглощая человека системой.

Он находил в обществе три крупных класса: низший, средний, высший.

1. низший класс выполняет функции поддержания жизни общества путем добывания материалов для пищи и изготовления ее;

2. средний класс занят доставкой этих продуктов, их покупкой и продажей (они выполняют функции сосудистой системы у животных);

3. высший класс - руководящий, определяет стратегию развития общества

 

Классовое строение общества и выделение в его рамках отдельных административных органов Спенсер понимал по аналогии с разделением функций между органами живого тела. Основным законом социального развития Спенсер считал закон выживания наиболее приспособленных обществ, а из своей концепции эволюции выводил преимущества, наибольшую приспособленность “дифференцированного”, то есть разделённого на классы общества.

В главном социологическом произведении — трехтомных "Основаниях социологии"— Спенсер уподоблял сословно-классовое строение общества и присущие ему различные функции разделению функций между органами живого тела. Однако отдельные личности обладают, по мысли Спенсера, гораздо большей самостоятельностью, чем биологические клетки. Подчеркивая свойство саморегуляции в живой материи, Спенсер на этом основании ставил под сомнение значимость государственных форм, рассматривая их в качестве инструментов насилия в большей мере, чем агентов регуляции.

Разделение труда, впервые указанное экономистами как общественное явление и вслед за тем признанное биологами за явление органической жизни и названное ими "физиологическим разделением труда" - есть именно та особенность, как в обществе, так и в животном мире, которая делает каждое из них живым целым. В обществе взаимная зависимость между всеми его частями столь же строга, как и в животном организме.

 

10. Теория классового анализа К.Маркса

Теория социальных классов является важнейшей частью творческого наследия К. Маркса. На основании того, как часто говорил о классах Маркс, можно заключить, что это главная тема его сочинений. И хотя слово <класс> встречается в большинстве его работ, К. Маркс никогда не исследовал вопрос систематически. Классообразующей основой у него выступала экономика, т.е. характер и способ производства. Он не придавал особого значения размерам дохода (хотя подчеркивал важность способа его получения), общности интересов людей и роли психологических факторов. Во-вторых, он выделял два основных класса - буржуазию (собственников средств производства) и пролетариат (субъектов наемного труда, получающих заработную плату). Внутри двух главных классов, на которые распадается любое общество, существует множество отдельных групп. В-третьих, класс, основываясь на всем своде произведений Маркса, можно характеризовать как некоторое количество людей, занимающих одну и ту же позицию в экономической структуре. Для Маркса эта позиция основывалась на отношении человека к средствам производства - владение или невладение собственностью, а для самих собственников - на типе собственности. Источником дохода, размеры которого он не включал в число классобразующих признаков, служит не только собственность, соответственно, количество вещей, которые можно купить на эти деньги, но также власть или контроль над экономическими ресурсами, а через них - над людьми.

Таков узкий подход к пониманию теории классов К.Маркса, который ограничивается экономическими факторами. Однако возможен и более широкий подход. Вполне вероятно, и это прослеживается в логике его размышлений, что Маркс придерживался не одного, экономического, а нескольких критериев классообразования. Это означает, что в основу деления людей на классы автор <Манифеста Коммунистической партии> положил: 1) экономические факторы (источники и величину дохода), 2) социальные факторы (владение или невладение средствами производства) и 3) политические факторы (господство и влияние в структуре власти). В таком виде теория классов Маркса напоминает теорию классов Вебера, в которой также выделены три классообразующих признака: экономический (собственность), социальный (престиж) и политический (власть). Но таково лишь внешнее сходство, в дальнейшем мы убедимся, что две теории существенно отличаются друг от друга.

В отличие от Вебера Маркс считал, что отношения между двумя главными классами общества являются антагонистическими, т.е. непримиримыми, не только потому, что одни господствуют, а другие подчиняются, но еще и потому, что одни эксплуатируют других. Эксплуатацией называется безвозмездное присвоение чужого неоплаченного труда. Рабы, крестьяне и рабочие производят богатства (товаров и услуг) больше, чем им необходимо для собственного пропитания, т.е. удовлетворения первичных жизненных потребностей. Иными словами, они создают прибавочный продукт. Но они не имеют возможности использовать то, что сами же и производят. Те, кто владеют средствами производства, извлекают из прибавочного продукта то, что они называют <прибылью>. Таков экономический источник эксплуатации, а также конфликта между классами, который обычно проявляет себя в форме классовой борьбы.

В марксизме классы выступают универсально-исторической и главной формой стратификации, пронизывающей все формации, все исторические эпохи. Маркс считал, что все общества, когда-либо существовавшие и существующие ныне, являются в том или ином смысле классовыми. Универсально-историческим типом стратификации делает классы тот факт, что при всех формациях существовал один из главных признаков - эксплуатация чужого труда. Во всех типах общества собственники, составляющие господствующий класс, эксплуатируют несобственников, представляющих другой класс. Во все исторические времена одна часть населения, как правило, меньшинство, владела средствами производства и распоряжалась материальными ресурсами общества, эксплуатируя чужой труд, а другие группы населения этого не имели. В античном Риме патриции владели землей, а рабы вынуждены были трудиться на них, получая только прожиточный минимум, прежде всего еду и жилье. В средневековой Европе феодалы владели землей, а крепостные крестьяне исполняли хозяйственную и военную повинность, оплачивая взятый в аренду участок земли. При капитализме буржуазия владеет предприятиями, землей и банками, а пролетарии, не имеющие никакой собственности, кроме собственности на свои рабочие руки, вынуждены становиться наемными работниками. Получаемая ими зарплата компенсирует только часть затрат, поскольку устанавливается на уровне прожиточного минимума.

Пролетариат подразделяется на тех, кто имеет гарантированную занятость, и не имеющих таковой (безработные и люмпен-пролетариат), на занятых в промышленности и в сфере обслуживания. Кроме них существует крестьянство и дворянство, которые не попадают в двухчленную классификацию классов. Они сохранились от предшествующих формаций. Крестьяне и мелкие собственники для современного капитализма являют собой атавизмы, которые, согласно марксовой теории, должны отмереть по мере развития капитализма. Отмирание промежуточных и унаследованных от прошлого страт диктовалось у Маркса теоретическими постулатами его учения. Дело в том, что классовая борьба только тогда становится движущей силой истории, когда она строится на непримиримом противоречии двух антагонистических классов. Появление дополнительных мешает ей проявиться, сбивает революционный настрой эксплуатируемого класса. Зрелое общество должно быть двухполюсным.

 

11. Теория классового сознания, характеристика социальных отношений К.Маркса

Классовое сознание

Под классовой сознательностью понимается осознание классом своей роли в производственном процессе и своего отношения к другим классам. Сознательность подразумевает, например, осознание рабочим классом степени эксплуатации со стороны имущих классов, которые

лишают рабочих причитающейся им доли прибавочного продукта, созданного ими же. Для окончательного конституирования класса из изолированных индивидов необходимо осознание единства, ощущение отличия от других классов и даже враждебности но отношению к

другим классам. Конечная стадия сознательности, по мнению Маркса, достигается тогда, когда рабочий класс начинает понимать, что своей справедливой цели он может достичь, лишь уничтожив капитализм, но для этого нужно объединить свои действия.

Маркс утверждал, что класс, представители которого не осознают взаимосвязь между собой и средствами производства, не является настоящим, четко выраженным классом. Так, на примере крестьян эпохи феодализма он доказывал, что они не стали классом, поскольку общность интересов не связывала их национальными узами и не организовывала политически.

Классовые отношения

Согласно Марксу, сущность отношений между господствующими и эксплуатируемыми классами состоит в том, что правящий класс эксплуатирует трудящийся класс. Форма этой эксплуатации зависит от способа производства. При капитализме владельцы собственности покупают труд рабочих. Именно трудом рабочих из сырья создается продукт. Когда этот продукт продается. Владельцы собственности получают прибыль, так как его можно продать дороже, чем стоит само производство.
Маркс подчеркивал, что прибавочная стоимость создается рабочими. Согласно экономической теории К. Маркса, стержнем социального механизма развития капиталистической экономики является классовая борьба пролетариата и буржуазии, основу которой составляет противоположность классовых интересов в сфере отношений к собственности на средства производства, а соответственно и политической власти.
Все общества всегда были разделены на враждебные классы. Капиталистическое общество в этом смысле не отличается от своих предшественников. Но оно характеризуется некоторыми беспрецедентными особенностями. Прежде всего, буржуазия как господствующий класс не способна поддерживать свое государство, постоянно не революционизируя орудия производства.
Капиталистическое общество характеризуется двумя видами противоречий, о которых, впрочем, идет речь в научных работах Маркса.
Первый вид - противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Буржуазия непрерывно создает все более мощные средства производства. Но производственные отношения, то есть, по-видимому, одновременно отношения собственности и отношения распределения, не перестраиваются в том же ритме. Капиталистический строй в состоянии производить все больше и больше, однако вопреки этому росту богатства уделом богатства остается нищета. Это порождает второй вид противоречий - между ростом богатства и растущей нищетой большинства, который со временем приведет к революционному кризису. Пролетариат, который составляет и будет все больше и больше составлять громадное большинство населения, конструируется в классе, то есть, общественную единицу, стремящуюся к взятию власти и преобразованию общественных отношений.
Противоречивый характер капитализма выражается в том, что рост средств производства вместо того, чтобы вести к повышению уровня жизни рабочих, вызывает двойственный процесс: пролетаризацию и пауперизацию.
Пауперизация - процесс все большего обнищания пролетариата по мере развития производительных сил.
На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является усилием свободного развития всех».
Этот фрагмент характерен как выражение одной из важнейших идей Маркса.
Таким образом, по мнению Арона, в центре замысла Маркса - истолкование капиталистического строя как противоречивого, при котором преобладает классовая борьба.
Маркс изучает классовую борьбу в капиталистическом обществе и обнаруживает в разных исторических обществах эквивалент наблюдаемой им классовой борьбы. По Марксу, классовая борьба обнаруживает тенденцию к упрощению. Разные общественные группы поляризуются: одни вокруг буржуазии, другие вокруг пролетариата.
Движущей силой истории будет развитие производительных сил; оно приведет посредством пролетаризации и пауперизации к революционному взрыву и постепенному построению впервые в истории неантагонистического общества.

 

 

12. Стратификационно-статуные теории соц.стратификации

Основные понятия:

Социальная стратификация –

1) многомерная иерархически организованная структура социального неравенства, существующая в любом обществе;

2) процесс, в ходе которого группы людей иерархически выстраиваются соответственно некоторой шкале неравенства. Система социальной стратификации представляет собой определённую дифференциацию социальных статусов и ролей.

Социальный статус – реальные притязания на позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа, если он основывается на одном или большем количестве следующих критериев: а) образ жизни б) формальное образование, заключающееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни, в) престиж рождения или профессии (экономических, национальных, возрастных и т.д. Впервые данное понятие употребил Мейн).

Социальная «страта» — это множество людей внутри большой группы, обладающих определённым видом и уровнем престижа, полученного благодаря своей позиции, а также возможности достичь особого рода монополии.

Источники развития страт:

а) развитие специфического стиля жизни, включающего тип занятия, профессии;

б) наследуемая харизма, источником которой служит успех в достижении престижного положения благодаря рождению;

в) присвоение политической или иерократической власти, такой как монополии, социально различающимися группами.

Статусная стратификация:

· занимает второе по важности место в модели М. Вебера,

· описывает иерархически расположенные страты в терминах социально признанного ранга,

· основу составляют статусные группы.

М. Вебер

Критерии формирования статуса:

· в традиционном обществе – титулы и звания, они жаловались первым лицом в государстве, закреплялись законом и/или традицией,

· в современном обществе – профессиональные занятия.

Статусная группа - группа индивидов:

· придерживающихся определенного стиля жизни;

· разделяющих определенный тип поведения членов группы;

· считающих друг друга равными;

· имеющих чувство ответственности за группу и некоторую групповую организацию.

Вебер подразделял статусные группы на два вида:

1) статусные группы, возникшие внутри социального класса благодаря разделению труда и частной собственности.

2) статусные группы, возникающие вне социальных классов, на их пересечении. Главные среди межклассовых - коммунальные группы, или общины (сословия, касты, религиозные и этнические группы).

Ярким примером статусной группы выступает у Вебера бюрократия, которая, как любая другая коллективность, борется за сохранение внутригрупповых ценностей, целей и интересов, проявляет солидарные действия с себе подобными и т.д. Специальный этос бюрократии заключается в культивировании секретности и профессионального мастерства. Бюрократия - самая мощная и влиятельная из всех статусных групп.

Стиль жизни - совокупность образцов поведения индивида или группы, ориентированных преимущественно на повседневную жизнь (основное отличие статусных групп). Стиль жизни - понятие, конкретизирующее статусные почести.

Статусные почести – дарованные, узурпированные или достигнутые привилегии, а также уважение, каким пользуется данная группа в общественном мнении.

Статусная ситуация – любой типичный компонент жизненной судьбы людей, который детерминирован специфическим, позитивным или негативным, социальным оцениванием почести. (пр: в средневековой Европе духовенство и дворянств, официально жаловались со стороны короля и парламента особыми привилегиями).

Социальный круг – все индивиды, которые находятся в одинаковой статусной ситуации.

Статусные группы свойственны всем историческим эпохам (классы присущи только капитализму), они охватывают доиндустриальное, индустриальное и, постиндустриальное общества.

Классический капитализм подорвал социальную основу, на которой покоились старые статусные группы, процесс обезличивания (общественное признание, неформальный престиж, личные почести). Но он сохранил сам институт статусных групп. Статусные группы сегодня не исчезли, поскольку сохраняются территориальные, религиозные, этнические группы. В моменты стабилизации общества статусные группы и статусная стратификация укрепляются. В периоды же экономического кризиса возрастает роль классовой стратификации. Статусные группы не остаются неизменными. В традиционном обществе преобладали приписываемые статусы, следовательно статусные группы формировались по этому признаку. В современном обществе преобладают достигаемые статусы, следовательно по этому признаку формируются статусные группы (пр: профессия).

Престиж – характерное качество статусной группы, присваиваемое большинством людей, его получают через общественное мнение. Престиж может состоять в привилегий и запретов.

Благодаря теории Вебера можно анализировать общества, которые не поддаются изучению с помощью Марксовой концепции (пр: индийское общество стратифицировано на основе каст, относится к статусным).

Современный этап социологического осмысления стратификации проходил под сильным влиянием учений К.Маркса и М.Вебера: неомарксизм и неовеберианство.

Черты неовеберианства:

· не свойственна жесткая идеологическая приверженность первоисточнику,

· отличается идейным и методологическим плюрализмом,

· приверженность многокритериальной модели классов, т.е. отказ от двухполярной теории и поиск в социальной структуре широко представленных средних классов.

Представители неовеберианства: Л. Уорнер (исследования Янки-сити), Д. Локвуд (иссл. клерков), Дж. Голдторп (иссл. рабочих), Ф. Бичхофер (иссл. мелкой городской буржуазии), Г. Ньюби (иссл. сельских фермеров). Осн. внимание на среднем классе, «промежуточных группах», маргиналах.

Ллойд Уорнер.

30-40-е годы – первое масштабное эмпирическое изучение социальной стратификации в США.

Ввел понятие индекс статусных характеристик. Это многомерный показатель ранговых дифференциаций социальных статусов, являющийся суммой четырех вспомогательных индексов: профессии, источника дохода, типа дома и места проживания.

Опросили жителей общины Ньюберипорт в штате Массачусетс (условно назвал Янки-сити). Применил метод репутационной процедуры определения социального класса. Суть: в своей типологии классов использовал субъективный критерий, который основывался на том, как члены данного сообщества или поселка ранжируют друг друга.

А. Холлингшид.

Ввел понятие индекс социальной позиции. Это показатель места индивида в локальной социальной системе (статусной иерархии), определяющийся его профессией, образованием и местом проживания. В своем исследовании Холлингшид в 1951 г. обнаружил только пять классов, которые тесно коррелировали с теми, которые Уорнер выделил в Янки-сити. Отсутствовал «верхний верхний» класс, хотя он также установил «ядерную группу» высшей категории жителей, включающую «старые семьи». В исследовании сельских поселений Гарольд Кауфман выделил 11 статусных групп. Его открытие оспаривали другие социологи, указывая на размытость в критериях классификации.

Причины различия в находках и интерпретации А. Холлингшида и Ллойд Уорнера:

· члены одного и того же сообщества оценивают статусы по разным критериям или строят статусную иерархию по несходным основаниям;

· в разных местностях и сообществах строят разные статусные иерархии.

Дэвид Локвуд.

В 50-е годы провел исследование, посвященное судьбам служащих-клерков. Выделил три критерия социального положения индивида: рыночную ситуацию (доход, премию, гарантию занятости), трудовую ситуацию (автономия и надзор, контакты с руководителем), статусную ситуацию (угрозу профессиональному положению в случае деквалификации). Первые два определяют классовые, третий - стратификационные позиции группы.

Д. Локвуд отметил, что работники исполнительского умственного труда с точки зрения его характера, содержания, рыночной ситуации отличаются от представителей традиционного рабочего класса.

Гарри Браверманн

В 1974 г. зафиксировал стирание грани между двумя стратами и констатировал, что клерки стали частью современного рабочего класса. Связано с внедрением компьютеров, привело к превращению клерков в операторов, вводящих данные в машину.

Г. Маршалл

Маршалл Г. и его коллеги считали, что ни по объективным, ни по субъективным критериям клерки не относятся к рабочему классу. Это промежуточная, пограничная страта (клерки сами себя относят к среднему классу и не испытывают деквалификацию).

П. Саундерс

Считал, что клерки - это часть нижнего среднего класса, куда входят малоквалифицированные служащие, технические работники и клерки, занятые исполнительским канцелярским трудом, а также мастера в цехах.

Джон Голдторп.

Использовал два критерия для выделения 11 классов - трудовую ситуацию (авторитет и автономию) и рыночную ситуацию (жизненные шансы и экономические интересы). В дальнейшем английские социологи укрупнили 11 классов Голдторпа вначале до 7, а затем до 5 основных классов: 1) сервисный класс, включающий тех, кто получает твердый оклад (представители свободных профессий, госслужащие, менеджеры, мастера и высококвалифицированные техники), 2) рабочие, занятые ручным рутинным трудом (ассистенты и секретари); 3) мелкая буржуазия (мелкие предприниматели, самонанятые в сфере ручного труда, фермеры); 4) малоквалифицированные техники и супервайзеры (мастера, прорабы, начальники цехов); 5) рабочий класс (квалифицированные, мало- и неквалифицированные рабочие, занятые ручным трудом, а также сельхозрабочие). Модифицированная схема классов Голдторпа считается наиболее удачной в британской социологии и функционирует под названием неовеберианской модели Голдторпа.

Рэй Пахл.

1984 г. – монография «Разделение труда». Рабочий класс поделил на «рабочих-богачей» (ядро класса) и «рабочих-бедняков» (его периферия). Первые сближаются со средним классам, а вторые превращаются в маргинальные слои.

Эндре Горц

В исследовании рабочего класса показал, что он медленно исчезает как класс. Современный рабочий класс неоднороден, и в нем наблюдаются обе тенденции - богатые богатеют, бедные беднеют. Причиной пролетаризации являются новые технологии, фрагментизирующие и обедняющие труд, а причиной обуржуазивания - экономический рост и подъем благосостояния. Внедрение микропроцессоров упрощает труд, делает его более дешевым, наместо мужчин приходят женщины.

 

13. Анализ соц.неравенства М.Вебера: основные понятия

В веберовской концепции выделяется один компонент неравенства – «могущество (power)» - «Могущество» Вебер определяет как «возможность человека, или людей осуществить свое намерение в коллективном действии, несмотря на сопротивление других, участвующих этом действии». Неравенство есть следствие проявление могущества в различных сферах общественной жизни, а именно: 1) В экономической; 2)В социальной; 3) В политической. Каждая система имеет свои критерии, которые описывают неравенство в каждой из систем – это «класс», «статус», «партия».

Первый компонент неравенства по Веберу – это экономическое или имущественное неравенство. Имущественное неравенство порождает классы. «Мы вправе говорить о “классе” лишь в тех случаях, когда 1) некоторое множество людей объединено специфическим причинным компонентом, касающимся их жизненных шансов; 2) такой компонент представлен исключительно только экономическими интересами в приобретении товаров или в получении дохода; 3) этот компонент обусловлен ситуацией, складывающейся на рынке товаров или на рынке труда». Из понятия класса Вебер выделяет термин «классовый статус» - «Термин “классовый статус” применяется для обозначения типичной вероятности, с какой: а) обеспечение товарами, б) внешние условия жизни, в) субъективная удовлетворенность или фрустрация характерны для индивида или группы. Аспект неравенства - отношение к собственности + это «виды возможностей индивида на рынке, т.е. возможности обладания благами и получения доходов в условиях рынка товаров и труда». На основе этих аспектов Вебер выделяет такой вид класса привилегированных собственников, которые своими средствами – привилегиями сохраняют.Привилегированный класс, из вытекающей у него власти, создают крайнее экономическое неравенство и культурно-символическое неравенство, поэтому могут получить высокий престиж в статусной (социальной) системе. Вебер выделяет типы классов: «класс собственников», который делятся на привилегированный и не привилегированный, с отсутствием собственности. ”стяжательский” класс, который тоже можно разделить на привилегированных и непривилегированных – к первым относятся те индивиды, которые владеют определенным образованием или способностями – предприниматели, квалифицированные рабочие и др. –, они же создают неравенство путем создания монополии на управление и влияют на «экономическую политику представителей власти и других групп», к вторым же относятся неквалифицированные и полуквалифицированные индивиды, и третий вид классов - «социальные» классы. К ним Вебер относит: а) «рабочий класс»; б) «нижние средние классы»; в) «) “интеллигенция” без самостоятельной собственности и лица»; г) «классы, занимающие привилегированную позицию благодаря собственности и образованию». Причем все виды привилегированных классов создают искусственное неравенство, путем владения привилегиями.

Второй вид системы – это социальная система; критерий неравенства - престиж. С этим понятием Вебер и связывает понятие статус и статусные группы. Статус является как положительным так и отрицательным, в зависимости от занимаемой индивидом позиции.

Третий компонент неравенства – это власть, и её политический характер. «Власть может быть функцией обладания ресурсами в экономических, статусных и политических системах; и класс, и статус - ресурсы обладания властью». Общество можно описать с помощью трех статификационных систем, которые значительно независимы друг от друга, но они упорядочивают и стабилизируют общество в своем взаимодействии. Неравенство упорядочивает и стабилизирует общество.

 

14. Теория соц.стратификации П.Сорокина

Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные этапы гармонизации законодательства | Основные формы социальной стратификации и взаимоотношения между ними
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.222 сек.