Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции социологии. 1. Познавательная функция социологии заключается в исследовании социальных явлений с целью получить адекватные научные представления о их сущности и




1. Познавательная функция социологии заключается в исследовании социальных явлений с целью получить адекватные научные представления о их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития.

2. Прогностическая функция социологии заключается в том, чтобы на основе анализа социальных процессов выработать научные прогнозы их дальнейшего развития в сфере материаль­ной, поэтической или духовной жизни общества.

3. Практическая функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирического и теоретического анализа социальный явлений и процессов разработать практические рекомендации.

4. Одной из функций социологии является воспитательно-идеологическая или мировоззренческая.

5. Функция социальной критики. Социологи часто выступают в оппозиции по отношению к существующей власти, на стороне различного рода меньшинств, будь то религиозные, политические, этнические или сексуальные меньшинства. Социологии вскрывают пороки, проблемы общества и привлекают к ним внимание общественности.

Лекция 2. История социологии

Могут применяться различные принципы периодизации истории социологии. Чаще всего выделяются следующие периоды:

1. начальный период развития социологии: 2-ая половина 19 века;

2. классический период, который отчасти совпадает с первым: конец 19 – начало 20 века;

3. период расцвета эмпирической социологии, который можно обозначить как период господства американской социологии: 1920-е – конец 1950-х годов;

4. период развития критической и радикальной социологии: начало 1960 – начало 1980-х годов;

5. современный период: с начала 1980-х годов.

Основоположник социологии - Огюст Конт.

Конт разработал классификацию наук, разделив все науки на абстрактные и конкретные. Первые изучают законы глобальных явлений, а вторые применяют эти законы в частных областях. Например, биология – общая абстрактная наука о жизни, а медицина – конкретная наука, применяющая общие законы биологии. Конт выделил пять абстрактных теоретических наук: астрономию, физику, химию, биологию и социологию. При этом «энциклопедическая лестница» Конта создавалась по принципу возрастания сложности явлений, изучаемых соответствующими науками. Социальные явления отличаются наибольшей сложностью и в то же время зависимостью от других явлений. Это объясняет то, что социология возникает относительно поздно.

При характеристике наук Конт использует идею «позитивности», то есть научного положительного знания.

Социологию как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке. Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни.

Конт внес вклад в формирование основных методов получения эмпирического, опытного знания об обществе. Методы, выделенные Контом:

1. наблюдение, с помощью которого можно получить исходные данные социологии;

2. сравнение (сопоставление жизни народов, одновременно проживающих в разных частях земного шара; установление общих законов существования и развития общества),

3. эксперимент (непосредственный – наблюдение за изменением явлений; опосредованный – исследование патологических отклонений в обществе)

4. исторический метод (метод исторического сравнения различных последовательных состояний человечества).

На уровень науки социологию выводит наблюдение. Согласно Конту, оно должно осуществляться планомерно под руководством теории.

В своей основной социологической работе «Система позитивной политики» Конт охарактеризовал социологию как вершину наук об обществе и человеке, как науку, развивающуюся на основе анализа: 1) социальной динамики (это учение об общих законах социального развития); 2) социальной статики (это учение, сосредоточенное на рассмотрении «анатомии» общества).

Роль Конта в истории социологии весьма противоречива. Будучи фактически основоположником социологии как дисциплины, Конт не считается классиком, то есть его учение не является основой какого-либо из ныне существующих основных направлений в социологии. На сегодняшний день его идеи считаются устаревшими.

Герберт Спенсер (1820-1895).

Программа социологии Спенсера изложена в работе «Основания социоло­гии». Здесь впервые дано систематическое изложение предмета, задач и проблематики новой общественной науки.

Задача социологии, по Спенсеру, - изучение массовых типичных явле­ний, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эво­люции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных лично­стей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений.

Для понимания спенсеровского определения предмета социологии большое значение имеет его концепция социальных институтов.

Спенсер не дает строгого определения этого центрального понятия сво­ей теоретической системы. Но из контекста его работ следует, что соци­альные институты - это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Социальные институты обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным кол­лективным действиям. Концепция институтов Спенсера воспроизводит образ общества по аналогии с биологическим организмом.

Классический период социологии

Деятельность основных классиков разворачивается с конца XIX в. К числу классиков относят также Фердинанда Тенниса, Георга Зимме-ля, Вильфредо Парето, Вернера Зомбарта и ряд других.

Карл Маркс (1818-1883).

Сущность социальной теории Маркса можно коротко выразить его собственными словами - "исторический материализм". Материализм в данном случае означает противоположность идеализму, то есть объяснению общества через роль идей, Бога или выдающихся лю­дей. Материалистическое понимание истории означает, что соци­альные, культурные и политические явления детерминируются (оп­ределяются, обусловливаются) способом производства материаль­ных благ.

Характеризуя влияние Маркса на развитие мировой социологии, следует выделить несколько областей его научных интересов.

Во-первых, он исследовал феномен отчуждения, в частности, отчужде­ния результатов труда от субъекта труда, то есть работающего че­ловека, в условиях капитализма.

Во-вторых, он выразил идею базиса и надстройки. Первое означает экономическую структуру общества, включающую отношения собственности, второе - целый ряд сфер общественного сознания, таких, как политика, право, мораль и т.д.

В-третьих, большое значение имеет классовый анализ Маркса. Идеи Маркса о классовой борьбе и ее роли в смене типов общества (так называемых "общественно-экономических форма­ций") можно представить как образец конфликтного подхода к ана­лизу общества.

В-четвертых, Маркс выдвинул свою теорию социального развития на основе углубления, а затем разрешения внутренних противоречий в рамках конкретного типа общества (общественно-экономической формации). Он сфор­мулировал закон соответствия производственных отношений (то есть политико-экономической организации хозяйства) характеру и уровню развития производительных сил (то есть состоянию матери­альных ресурсов экономики).

В-пятых, Маркс создал трудовую тео­рию стоимости, то есть проанализировал механизм накопления ка­питала, таким образом, заглянув в самую суть организации капита­листического общества, сложного и противоречивого общества эпо­хи модерна.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917).

Согласно Дюркгейму социология есть наука о социальных фактах, под которыми он понимал, прежде всего, политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями.

Известнейший труд Дюркгейма «Самоубийство» (1897) являет собой классиче­ский пример сочетания теории и эмпирических данных. Труд «Самоубийство» интересен следующим. Дюркгейм анализирует индивидуальный акт самоубийства как то, что в конечном счете так или иначе обусловливается социаль­ным окружением. Он выделяет и проводит сравнительный анализ четырех типов самоубийств: эгоистического и аль­труистического, фатали­стического и аномического.

Дюркгейм отмечал, что в социуме, который являет собой сумму индивидов, присут­ствует некое измерение, которое невозможно свести к индивидуаль­ным качествам, намерениям и действиям людей. В этой связи Дюркгейм вводит понятие коллективной совести (фр. conscience collectiv), то есть по сути общественного сознания, спо­собствующего объединению людей. Такое объединение Дюркгейм называет солидарностью.

Анализируя отличия общества модерна от общества традиционного, он указывает на то, что последнее поддерживается за счет дей­ствия механической солидарности. Это оказывается возможным то­гда, когда общество представляет собой относительно простой аг­регат элементов и связей между ними. Напротив, с развитием общества модерна, то есть современного общества, развивается то, что Дюркгейм назы­вает индустриализмом. Общество перестает быть прозрачным для его чле­нов, а механическая солидарность ослабевает. Это то, что ведет к аномии, то есть к распаду норм, регулирующих социальное взаимо­действие. Поэтому Дюркгейм, будучи по натуре оптимистом, говорит о возможности принципиально новой, органической солидарности в эпоху индустриального общества. Однако для этого необходима ра­бота социологов, делающих общество прозрачным для самого себя.

Макс Вебер (1864-1920). По Веберу социальный исследователь должен обладать ценностной нейтральностью, придерживаться принципа свободы от оценочных суждений.

Согласно Веберу, социология должна изучать, прежде всего, поведение и социальную деятельность человека или группы людей. Однако не всякие их поведение и деятельность являются предметами изучения социологии, а только такие, которые осмыслены ими с точки зрения целей и средств их достижения, ориентированы на других субъектов.

Социальные действия составляют, по Веберу, систему сознательного, осмысленного взаимодействия людей. В таком качестве они образуют предмет внимания так называемой понимающей социологии, исходящей из того, что необходимо разобраться не только в содержании социальных действий и их возможных последствиях для других людей, но прежде всего в субъективных мотивах этой деятельности, в смысле тех духовных ценностей, которыми руководствуется действующий субъект.

Вебер, выделяет четыре типа социального действия:

1. целерациональное действие – это когда человек ясно представляет себе цель действия и средства ее достижения, а также учитывает возможную реакцию людей на свои действия (целерациональное действие - это ведущая характеристика капиталистического общества);

2. ценностно-рациональное действие совершается через сознательную веру в этическую, эстетическую или религиозную ценность определенного поведения;

3. традиционное действие осуществляется через привычку;

4. аффективное действие происходит через аффекты, то есть бессознательные психологические импульсы и чувства.

Каждый вид пред­ставляет собой некий идеальный тип, то есть интеллектуальное по­строение, с которым в той или иной мере можно соотносить соци­альную реальность. Сопоставление с идеальным типом позволяет проводить сравнительный анализ разных обществ.

Социологические парадигмы:

1. Структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон) – направление социологической мысли, представители которой исходили из того, что каждый элемент социального взаимодействия, выполняя свои конкретные функции, существует в рамках целостной структуры общества. Центральные категории структурно-функционального анализа: структура, функция, социальная система, равновесие и социальное действие. По мнению Т. Парсонса, общество может существовать и самосохраняться только в равновесии. Нарушение равновесия означает дестабилизацию и гибель. Задача социологии – дать рекомендации по стабилизации общества.

2. Конфликтная парадигма (Р. Дарендорф, Л. Козер), подчеркивает неустойчивость, свойственную социальным системам, рассматривают конфликты как основу общественной жизни. Согласно Р. Дарендорфу: любое общество находится в процессе изменений. В каждом обществе есть несогласие и конфликт. Каждое общество базируется на насилии одних его членов над другими. Конфликт занимает центральное место в жизни каждого общества, а порядок носит черты временного перемирия, являющегося следствием победы одной из сторон.

3. Символический интеракционизм (Дж.Г. Мид, Ч. Кули, Г. Блумер, И. Гоффман) – его главной особенностью является анализ социальных взаимодействий между людьми на основе того символического содержания, которое они вкладывают в свои конкретные действия. Поскольку основными символами, с помощью которых осуществляется взаимодействие, выступают жесты, ритуалы, язык, сторонники, этой социологической парадигмы уделяют их исследованию особое внимание, объясняя, таким образом, многие социальные и межиндивидуальные, групповые и внутригрупповые процессы.

4. Феноменологическая парадигма (А. Щюц, П.Бергер, Т. Лукман, Г. Гарфинкель) направлена, прежде всего, на изучение процессов познания социальной реальности. Любой предмет рассматривается только как производный от сознания. При этом сознание неотделимо от потока феноменов (от реальности). Таким образом, сознание предметно—всегда направлено на предмет, активно «конструирует» его.

Мир дан только через феномены сознания, поток переживаний. Мне он дан через мои переживания, другому через его переживания. Мир-это только продукт развертывания моей субъективности. Поэтому сознание можно изучить само по себе, а мир только через сознание. Мир дан не сам по себе, а как он понимается. Мир вторичен.

 

Лекция 3. Социологическое исследование

Социологическое исследование – система теоретических и эмпирических процедур, позволяющих получить новые знания об изучаемом объекте для разрешения социальных проблем.

Обязательным документом социологического исследования считается программа.

Программа представляет собой научный документ, отражающий логически обоснованную схему перехода от теоретического уровня знания, выраженного моделью и гипотезами, к способам его эмпирического получения, то есть объекту и инструментарию исследования.

Программа социологического исследования включает подробное, четкое и завершенное изложение следующих узловых моментов:

1. Теоретико-методологическая часть – формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования;

2. Методическая (процедурная) часть – определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ, организационный план.

Можно выделить три разновидности социологического исследования:

1. Разведывательное (описательное).

2. Аналитическое.

3. Экспериментальное.

Существуют сплошные и несплошные методы исследования.

Выборочный метод – это метод исследования, позволяющий делать заключения о характере распределения изучаемых признаков генеральных совокупностей на основании рассмотрения ее некоторой части, которую называют выборочной совокупностью.

Генеральную совокупность образует множество социальных объектов, которые являются предметом изучения в пределах, очерченных программой социологического исследования и территориально-временными границами. Например, в качестве генеральной совокупности мы можем рассматривать жителей данного города, персонал предприятия, студентов всей страны и т.д. Соответственно, часть объектов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов изучения, называется выборочной совокупностью. То есть, выборочная совокупность есть определенным образом отобранная часть генеральной совокупности.

Свойство выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые с точки зрения задач исследования называется репрезентативностью.

Существует две основные исследовательские стратегии в социологии: количественная и качественная. Количественный подход к изучению социальных явлений предполагает «взгляд со стороны общества», люди рассматриваются с точки зрения включенности в социальные процессы. Качественный подход ориентирован на познание субъективных значений, лежащих в основе человеческой деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.