Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные методы сбора социологической информации




Опрос

Опрос – метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) общения социолога (анкетера, интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и задач исследования.

Основное назначение метода – получить социальную информацию о состоянии мнения (общественного, группового, индивидуального), а также отраженную в сознании опрашиваемых информацию о фактах, событиях, оценках, связанных с их жизнедеятельностью.

Виды опроса:

1. По критерию «Взаимодействие социолога и респондента» выделяют:

· Заочный анкетный опрос, когда нет непосредственного контакта с респондентом;

· Очный анкетный опрос – анкетер раздает анкеты и выступает в качестве инструктора по их заполнению;

· Интервью по вопроснику – бланк интервью заполняет сам социолог по ответам респондента.

2. Критерий: «Уровень стандартизации процедур»:

· Полностью стандартизированный опрос – анкетный или интервью – с закрытыми вопросами (закрытые вопросы – вопросы к которым дан исчерпывающий список вариантов ответов);

· Частично стандартизированный опрос с полуоткрытыми и открытыми вопросами (полуоткрытый вопрос – есть вариант «другое», открытый – не заданы варианты ответов);

· Свободное интервью – планируется только тема, направление беседы.

3. «Тип исследовательской задачи»:

· Клиническое, глубинное интервью – предполагает сбор поисковой информации;

· Фокусированный опрос – сбор данных по конкретной ситуации;

· Стандартизированный опрос – для сбора статистической информации;

· Социометрический опрос – для изучения межличностных отношений в малой группе.

4. «Уровень компетентности респондента»:

· Массовый опрос – респондент не является специалистом в изучаемой области;

· Симптоматический опрос – от респондента требуется знание определенной информации о предметной сфере исследования, но не обязательно о задачах исследования;

· Экспертный опрос – респондент является специалистом в предметной области исследования.

Структура анкеты:

1. Вводная часть.

2. Контактные или вступительные вопросы.

3. Основные или программные вопросы.

4. Заключительные вопросы.

5. «Паспортичка». Она ориентирована на выявление социально-демографических характеристик респондентов (пол, возраст, образование, материальное положение).

Анализ документов

Анализ документов – метод систематического анализа документов, направленный на получение информации, значимой с точки зрения целей исследования. Его основное назначение – извлечь, содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте, зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования.

Область применения - в любом социологическом исследовании на всех его этапах.

В социологии документом называется специально созданный автором материальный предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации.

Классификация документов:

1. Отношение исследователя к созданию документа:

- документы, специально созданные в целях исследования (анкеты, бланки интервью, кодировочные листы и т.д.),

- документы, созданные исследователем для других целей,

- естественные документы, созданные независимо от исследования.

2. Статус документа:

- официальные документы (санкционированы определенными органами),

- полуофициальные (могут приобрести статус официального в определенной ситуации),

- неофициальные (для приобретения официального статуса нуждаются в дополнительных процедурах).

3. Форма фиксации информации:

- словесные (тексты),

- статистические (цифровые таблицы),

- идеографические (картина, символ).

4. По степени персонификации:

- личные (дневники, письма, рукописи, мемуары и др.),

- безличные (статистические материалы, данные прессы, протоколы собраний).

Виды анализа документов:

1. Уровень стандартизации процедур:

- традиционный анализ, осуществляемый на основе общего восприятия понимании логики текста, его смысла,

- контент-анализ как строго формализованный метод со специальными процедурами.

2. Тип исследовательской задачи:

- конструктивный анализ,

- иллюстративный анализ,

- функциональный анализ,

- статистический анализ,

- типологический анализ.

3. Особенности предметного содержания документов:

- социологический анализ, исторический анализ, литературный анализ, лингвистический анализ, психологический анализ.

Наблюдение

В социологическом исследовании наблюдение представляет собой метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения цели исследования.

Основное назначение метода – получить объективную информацию, доступную восприятию наблюдателя и регистрируемую в виде признаков (категорий наблюдения), определить их повторяемость, типичность.

Виды наблюдения:

1. По критерию: «Позиция наблюдателя»:

- невключенное (исследователь как наблюдатель – не вступает в общение с членами группы, либо, как наблюдатель-участник – частично вступает в общение, действия группы),

- полувключенное (исследователь как участник-наблюдатель – включается в действия группы полностью, открыто),

- включенное (исследователь как «естественный участник-наблюдатель» - включается в действия группы инкогнито).

- самонаблюдение (исследователь как «самонаблюдатель» – регистрирует факты своих действий, состояний).

2. Уровень стандартизации процедур:

- запрограммированное наблюдение,

- частично стандартизированное,

- неконтролируемое - ведется лишь дневниковая запись.

3. Обстановка наблюдения: лабораторное, лабораторно-полевое, полевое.

4. Регламентированность времени наблюдения: систематическое, эпизодическое,

случайное.

Социальный эксперимент

Эксперимент в социологическом исследовании представляет собой метод получения информации об изменении показателей деятельности социального объекта в результате воздействия на него заданных и контролируемых факторов.

Основное назначение метода – в выявлении информации о причинно-следственных связях между исследуемыми явлениями, а также в получении весьма уникальной информации, добыть которую иными методами не представляется возможным.

Объектом эксперимента выступают социальная группа, коллектив, личность. Выделяют два вида объектов: экспериментальные (группа, на которую, оказывается воздействие независимой переменной) и контрольные группы (аналогична экспериментальной, но не испытывающая воздействия экспериментальным фактором).

Виды социальных экспериментов:

1. Способ введения независимой переменной: искусственный, естественный, экс-пост-факто.

2. Характер логической структуры доказательств: параллельный, последовательный.

3. Уровень требований к ситуации эксперимента: лабораторный, полевой, чистый.

4. Примерное содержание исследовательских задач: социологический, педагогический, исторический, эстетический и т.д.

 

Лекция 4. Общество как социальная реальность

Единственное, что объединяет всех социологов в их трактовке общества, это то, что оно представляет собой особую, социальную реальность в отличие от природной.

Только люди об­разуют общество в собственном смысле слова, поскольку оно явля­ется целостностью надбиологической. Она основывается не на функциональной дифференциации организмов, а на единстве культурных норм.

Также важнейшие элементы, отличающие че­ловека от животных, а человеческое общество - от сообщества жи­вотных – это сознание и труд.

Общество - это универсальный способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетво­рение всех основных потребностей людей, самодостаточный, само­регулирующийся и самовоспроизводящийся. Общество возникает по мере упорядочивания, упрочения социальных связей, появления особых институтов, норм, поддерживающих и развивающих эти свя­зи.

По мнению американского социолога Эдварда Шилза, можно выделить следующие критерии общества:

1. оно не является частью более крупной системы;

2. браки заключаются между представителями данного объединения;

3. оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

4. объединение имеет территорию, которую оно считает своей
собственной;

5. у общества есть собственное название и собственная история;

6. оно обладает собственной системой управления;

7. объединение существует дольше средней продолжительности
жизни отдельного индивида;

8. его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций,
норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Согласно другой точке зрения, высказываемой некоторыми отече­ственными социологами, можно говорить о следующих признаках общества:

· территория;

· способность общества поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей;

· наличие главного стабилизирующего фактора - социальных структур;

· автономность общества и высокий уровень его саморегуляции;

· большая интегрирующая сила.

В качестве основных системообразующих компонентов структуры общества выступают:

1. Несколько подсистем, составляющих в совокупности систему общества. В обществе органично функционируют четыре основные подсистемы: экономическая, политическая, социальная, социокультурная.

2. Несколько структурных компонентов

Структурные компоненты:

· множество индивидов, являющихся неповторимыми личностями,

· социальные статусы, занимаемые людьми в обществе,

· социальные роли, выполняемые людьми в обществе в соответствии с их статусами,

· социальная структура, включающая в себя социальные страты, территориальные и этнонациональные общности,

· социальные взаимодействия людей,

· социальные институты и организации.

Т. Парсонс предложил схему из четырех уровней организации социальной системы.

1. Социетальный (общественный) уровень.

2. Институциональный уровень.

3. Организационный уровень.

4. Первичный или индивидуальный уровень.

В последствии эта картина была дополнена еще двумя уровнями: межличностным и групповым.

Общество, трактуемое как социальная система, является сложным внутренне дифференцированным и в то же время организованным и саморегулируемым образованием.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.