Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Или внешних эффектов




Компенсация внешних издержек (экстерналий).


Э кстерналии



представляют собой воздействие сделки на третьи лица. Экстерналии могут быть положительными или

отрицательными. Интернационализация (устранение) экстерналий может производиться путем введения

корректирующих налогов (налоги на выпуск экономических благ, характеризующихся отриц ательными

внешними эффектами, которые повышают предельные частные издержки до уровня предельных

общественных).

Теорема Коуза гласит, что если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны

нулю, то размещение ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменным и эффективным

независимо от изменений в распределении прав собственности. Следствие: существуют ситуации, когда

внешние эффекты устраняются путем обмена правами собственности и государственного вмешательства не

требуется.

Государству принадлежит существенная роль в компенсации экстерналий. Традиционно государству

отводится основная роль в области решения этой задачи. Существуют два основных способа миними зации

отрицательных экстерналий. Первый способ — принятие административных мер по отношению к тем, кто

вызывает отрицательные экстерналий. Например, в США виновника м ухудшения или загрязнения

окружающей среды предъявляются обвинения на основании Закона о гражданских правонарушениях,

Закона о нарушении прав собственности, а также принятых в 70 -е годы Закона о чистом воздухе, Закона о

чистой воде, Закона об ограничении шума, Закона о национальной экологической политике. На государство

возлагается осуществление контроля за отрицательными внешними эффектами с применением

административно - командных мер, гражданского кодекса, штрафных санкций, рыночных лицензий на

выброс отходов до определенного уровня загрязнения окружающей среды. Второй способ - ограничения

государством отрицательных экстерналий, стал причиной образования рынка прав на причинение внешних

издержек. Государственные лицензии на сброс отходов выступают объектом купли - продажи на рынке на

основе спроса и предложения на них. Загрязнители, купившие такие лицен зии, но сократившие на период

их действия вредные выбросы, могут остаток по лицензии продать на рынке, а если они полностью

освобождаются от сброса отходов, то они могут продать лицензию тем, кто не укладывается в разрешенные

нормы выброса. В экономической литературе подчеркиваются трудности внедрения в хозяйственную жизнь

высокоэффективных средств и методов контроля за состоянием окружающей среды и утил изации отходов

производства. И тем не менее формирование рынка прав на загрязнение может способ ствовать если

неполному уничтожению отрицательных внешних эффектов (что вряд ли возможно), то, по крайней мере,

их минимизации. Помимо установления норм и применения запретов, т. е. помимо прямого

административного вмешательства с целью минимизации отрицательных экстерналий, государ ство


использует и другой способ — косвенный метод борьбы с отрицательными экстерналиями


- через


налоговую сферу. Суть его заключается в том, что производители, являющи еся основными виновниками

возникновения отрицательных внешних эффектов, облагаются налогами, что заставляет их в определенном

смысле менять свое поведение. Кроме отрицательных экстерналий существуют и положительные

экстерналий, когда выгоду получает не только непосредственный потребитель данного блага, но и «третьи

лица». Под «третьими лицами» здесь, как правило, пони мается общество в целом. Государство поощряет

возникновение положительных экстерналий. В этих целях проводится субсидирование. Предоставляется ли

субсидия потребителю (он сможет платить более высокую цену) или производит елю (снижаются его

издержки), в любом случае это ведет к увеличению потребления блага. Как правило, государство стремится

предоставить субсидию тому, у кого большая эластичность спроса по доходам, так как степень реакции

после субсидии на потребление блага будет выше. Государство субсидирует здравоохранение, образование,

различные благотворительные программы, поскольку от реализации мероприятий в этих сферах

выигрывают не только непосредственные по лучатели блага, но и общество в целом: ведь чем больше

100


 

 

здоровых, образованных и культурных людей будет в обществе, тем больше предпосылок для развития

имеет такое общество.

2. Пресечение асимметричной информации. Устранение интерналий или внутренних эффектов

интерналий, представляющих собой выгоды или убытки, получаемые участниками сделки, которые не

были оговорены при ее заключении. Причина интерналий – асимметричность информации. Нам известно и

такое явление, как неблагоприятный отбор. Те, кто пытается застраховать, н апример, свое здоровье,

обладают большей информацией, чем те, кто предоставляет услуги страхо вания. В связи с этим из -за

асимметричной информации частные страхо вые компании могут отказаться страховать отдельные виды

рисков, и тогда этим занимается государство. Государство может сглаживать асимметричность информации

путем контроля за качеством товаров и услуг, распространения нужных потреби телям сведений,

препятствуя распространению вводящей в заблуждение рекламы и т. д.

Политика поддержания доходов. Это - особый пункт. Неравенство в распределении доходов, строго

говоря, нельзя назвать фиаско рынка, и оно вполне сочетается с Парето –эффективностью. Но с

нормативной точки зрения слишком большое неравенство считается несправедливым и ведет к социальной

нестабильности. Поэтому государство перераспределяет наци ональный доход и осуществляет социальную

политику поддержания наименее обеспеченных членов общества.

Доходы участников рыночной экономики распределяются по факторам производства (земля, труд,

капитал и предпринимательство).

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных

или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Уровень потребления

населения прямо зависит от уровня доходов.

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих

лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от

собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости,

продукции сельского хозяйства, различных изделий, доходов от оказанных на сторону различных услуг и

др.

Натуральные доходы включают, прежде всего, продукцию, произведенную домашними

хозяйствами для собственного потребления.

Следует различать номинальные, располагаемые и реальные доходы.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения

и изменения цен. Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других

обязательных платежей, т.е. средства используемые населением на потребление и сбережение.

Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учетом изменения розничных цен и

тарифов.

Заработная плата – это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными ра6отниками разных

профессий при реализации их деловой активности. Номинальная заработная плата – это сумма денег,

полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.). Реальная за работная

плата – это номинальная заработная плата с учетом изменения розничных цен и тарифов. Так, повышение

номинальной заработной платы на 15% при росте уровня розничных цен на 10% дает прирост реальной

заработной платы на 5%. Номинальная заработная плата может повыситься, а реальная понизиться, если

цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата.

При переходе к рыночной экономике в России произошли значительные изменения в структуре

денежных доходов населения, выразившиеся в снижении доли оплаты труда и повышении доли доходов от

предпринимательской деятельности и собственности.

 

Различия в уровне доходов на душу населения, или на одного занятого, называется

дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Для

количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства

доходов отражает кривая Лоренца, при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в

% от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат – доли доходов

рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода). Теоретическая возможность абсолютно равного

распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент

семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей пол учают

соответственно 20,40,60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.

 

101


 

 

Рис. Кривая Лоренца

Кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода. Например, 20% населения с

самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами – 15% и т.д.

Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень

неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы

фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы.

Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или

между различными группами населения.

Последним из наиболее часто употребляемых показателей дифференциации доходов является

децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее

высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется

индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее

неравенство, т. е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини

ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю.

 

Стабилизация макроэкономических колебаний. Наконец, государству принадлежит важная роль в

сглаживании макроэкономических колебаний, которым подвержена экономика. Подробнее этот вопрос

будет рассмотрен далее.

Мы видим, что государственное регулирование необходимо осуществлять в определенных пределах.

Эти пределы установлены масштабами «фиаско» рынка в целом и кон кретной экономической ситуацией.

Умелое государственное регулирование позволяет ликвидировать те «провалы», которые невозможно

восполнить, используя исключительно рыночный механизм. И вслед за Авраамом Линкольном мы можем

сказать: «Разумная цель государства состоит в том, чтобы делать для людей то, что им требуется, но они

сами своими силами не могут делать вообще или не могут делить должным образом».

Экономическая политика – это выбор целей (приоритетов) и эффективных способов их достижения на

определенный период времени. Она предполагает регламентацию норм и правил поведения хозяйствующих

субъектов посредством использования экономического инструментария и определенных процедур,

находящихся в арсенале государства.

Прямые (административные) методы государственного регулирования экономики – это государственное

регулирование посредством административно-правовых рычагов и расширения государственной

собственности. Они ограничивают свободу выбора.

Косвенные методы государственного регулирования экономики – это экономические методы, при которых

цель достигается путем воздействия на интересы экономических агентов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.