КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 14. Цикличность моды. Модная инновация. Модный цикл
Моду часто определяют как «повторяющееся изменение в выборах». За этим стоит следующее: большинство из того, что модно сегодня, обязательно было модным хотя бы раз прежде. Люди склонны забывать, а поэтому в будущем адаптируются к тому, что вновь себя проявляет. Повторяющиеся изменения часто прослеживаются, к примеру, в модных платьях. Сегодня рукава платья длинные; завтра они будут короткими или вовсе отсутствовать; послезавтра опять длинными. И «старомодное», и «сверхмодное» также относятся к моде: все это звенья в единой и непрерывной цепи модного процесса. Стало быть, однообразие, формируемое отдельными «модами», сочетается с разнообразием, порождаемым модой как процессом в целом. Возникновение нового направления или возрождение старой моды образуют стимул или намек, а точнее, «модный объект». Его новизна привлекает внимание и пробуждает потребность обладать им. Остромодное в костюме граничит с немодным, и даже вульгарным. Это те крайности, которые бросаются в глаза и которые дискредитируют поклонниц и поклонников моды в глазах общественности. Вопрос: «Как избежать неадекватности моде?» — занимает умы не только потребителей, но и тех, от кого напрямую зависит появление модных объектов. Предполагаемый ответ: «Научиться прогнозировать моду». Прогнозирование моды обычно ассоциируют с определением отправной и конечной точек изменений модных стандартов и объектов на основе конкретных инноваций. По мнению маркетологов, модная инновация представляет собой процесс смены модных циклов, а модные циклы — не что иное, как ряд завершившихся инноваций. Другими словами, прогнозирование моды есть прогнозирование начала и конца модного цикла.
Слово «цикл» происходит от греческого слова «киклос» — круг — и обозначает более или менее регулярный и законченный кругооборот, совершаемый развивающимся явлением в течение определенного промежутка времени. До недавнего времени цикличность в развитии модных стандартов и явлений не вызывала сомнений. Исследователи анализировали сущность модных циклов, выявляли особенности и последовательность отдельных стадий, исчисляли длительность циклов и отдельных фаз, прогнозировали те или иные параметры модных стандартов и т. д. Но результаты этих исследований весьма противоречивы и спорны, а иногда просто запутанны. Одна из причин такого положения — необычайная сложность самого предмета изучения, зыбкость его пространственных и временных границ. А. Б. Гофман возможные причины такого положения видит в полисемии, то есть наличии различных смыслов и значений в выражении «модный цикл». Им выделяются два разных вида циклов, и делается вывод о том, что исследователи, как правило, имеют дело либо с одним из них, либо с обоими вперемешку, не отдавая себе отчета в их различии. «Модные циклы I» характеризуются функционированием, развитием и сменой модных стандартов и включенных в них объектов («мод») независимо от масштабов и особенностей распространения каждого из них. Например, колебания от одних стилевых параметров к другим: переход от узкого к широкому, от длинного к короткому, от закрытого к открытому (и наоборот) и т. п. Сюда же могут быть отнесены определенные ритмы чередования цветов, материалов и других параметров одежды. В исследованиях одежды принято считать, что тот или иной стилевой признак в определенном цикле доводится до некоего предела (например, максимальная длина), после чего начинается новый стилевой цикл, то есть движение модного стандарта в обратном направлении. Колебания между некими условно выделяемыми крайностями и составляют модный цикл I. Часто эти колебания прослеживаются не в одном, определенном наборе, а в сочетании этих признаков.
Исследователи пока не пришли к единому мнению, сколько длится цикл «моды»: называются разные цифры — от 2 до 9 лет. Самый продолжительный цикл обнаружен американской исследовательницей Агатой Янг (1937) относительно колебаний модной формы женской юбки (юбка «с задней полнотой», трубчатый тип, колокол). Периоды повторения формы составляют в среднем 36 лет, полный цикл смены всех трех типов — 100 лет. Р. А. Гузявичуте предложила рассматривать смену мод XX века как чередование двух направлений стиля жизни в зависимости от их отношения к человеческой фигуре: пластического (подчеркивающего естественное анатомическое строение) и геометрического (нивелирующего его посредством геометризации внешней оболочки). Каждый цикл длится 16 лет. Началу геометрического периода присуща форма длинного и широкого прямоугольника, которая по мере приближения к кульминации цикла (через 10—11 лет от его начала) постепенно сжимается. Далее это направление подвергается распаду, приобретая черты нового стиля. Для пластического периода характерна обратная закономерность развития: от сжатия к расширению. Каждому периоду соответствуют определенные по структуре и цвету ткани: геометрическому циклу — жесткие, плотные ткани с укрупненной фактурой, контрастными «чистыми» цветами; пластическому — мягкие, драпирующиеся, мелкофактурные ткани «с широкой градацией оттенков». По мнению Т. В. Козловой, цикличность женской моды определяет смена силуэтов в строгой последовательности: овал, трапеция и прямоугольник. Исследователем на основе сопоставления структур и движения признаков в процессе формообразования выделены кодовые структуры периода моды и ее ритмы чередования, в пределах которых идет развитие структур костюма. Цикл наиболее полного обновления структуры костюма — 21—22 года, а полуцикл — 10,5—11 лет. Существуют также циклы продолжительностью 3, 8, 13, 33—34, 50—55, в пределах которых развивается какая-либо форма или деталь, узор или структура ткани. Исторические циклы, в течение которых по существу меняется структура, могут иметь периоды 89, 144-150 лет.
Т. В. Белько создана бионическая модель функционирования моды в костюме. Автором выявлены пять циклических систем (1905—1938, 1939— 1957,1958-1970, 1971-1983, 1984-1996) по использованию в костюме формообразующих принципов природных структур. В результате сопоставления циклов моды с циклами солнечной активности обнаружена связь между колебаниями солнечной активности и процессом формообразования костюма. Ритмичность солнечной активности объясняется переменностью формы солнечной короны: в периоды солнечных максимумов корона принимает округлую форму; в периоды «среднего уровня» активности — Х-об-разную форму; в периоды солнечных минимумов — прямоугольную форму. Циклическая зависимость смены геометрических структур костюма от уровня солнечной активности показывает, что максимальному уровню солнечной активности соответствует преобладание овальной структуры костюма, среднему уровню солнечной активности соответствует преобладание трапециевидной структуры костюма, минимальному уровню солнечной активности — прямоугольная структура костюма. В результате исследования обнаружена синхронность изменений модных тенденций в костюме и наличие прямой связи с циклами солнечной активности. Исследователем установлено, что укорочение юбки, «обнажение» фигуры, использование хроматических цветов происходит в периоды максимального уровня солнечной активности. Несмотря на разнообразие представленных концепций цикличности моды, главный вопрос — насколько обоснован выбор того или иного стилевого параметра, объявляемого основным при делении на циклы, — остается открытым. Большинство исследований модного цикла I строится на анализе журналов мод. При этом неявно предполагается, что журналы мод достаточно адекватно представляют реально действующие «в жизни» модные стандарты, а степень распространенности этих стандартов принимается за величину достаточно постоянную и значительную. Однако такой методологический подход имеет слишком много уязвимых мест. И в первую очередь высокая вероятность субъективной интерпретации продолжительности реальной жизни модных объектов.
Некритичное истолкование этих циклов чревато не только серьезными ошибками в прогнозах, оно может оказывать отрицательное воздействие на деятельность создателей моды. Роль дизайнера в этом случае оказывается столь же простой, сколь и пассивной: «вместо того, чтобы делать моду, ему остается лишь узнавать, когда, в какой именно момент, какой именно стандарт ему необходимо извлечь из прошлого, лишь несколько «осовременивая» его» Функционирование «модных циклов II» связывается уже не с модными стандартами (объектами), а с их распространением, принятием участниками моды. Маркетологи рассматривают модные циклы II как разновидность жизненного цикла продукта и исследуют длительность этих циклов с целью принятия оптимальных решений в области формообразования и планирования ассортимента. Наиболее типичный пример данного вида цикличности моды изложен в работе Р. Мейерсон (R. Meyersohn) и И. Кац (Е. Katz): 1) открытие потенциальной моды; 2) ее продвижение открывателями или первоначальными потребителями; 3) присвоение названия; 4) распространение; 5) потеря исключительности; 6) исчезновение вследствие замены. Длительность модного цикла II и отдельных его фаз связана с темпами морального износа и устаревания модных стандартов. В последние десятилетия наметилась тенденция к искусственному сокращению модного цикла II. И, как следствие, под угрозой утраты оказывается преемственность в развитии общества и культуры, возникает кризис личностной идентичности. «Но модные циклы, так же как и инновации, — замечает А. Гофман, — существуют не где-то в надчеловеческой реальности. В конечном счете, их исследование — это исследование создания, распространения, усвоения, потребления модных стандартов людьми. Поэтому более или менее исчерпывающее знание о циклах и инновациях возможно лишь тогда, когда мы знаем, кто и как участвует в моде». И. Н. Савельева и Л. Н. Серая подошли к изучению вопроса прогнозирования свойств женской одежды, учитывая индивидуальные особенности отдельных потребительских сегментов. С помощью кластерного анализа ими выделено четыре группы потребителей швейных изделий, однородных по динамике поведения в выборе композиционно-конструктивных предпочтений одежды. В первый кластер «сознательных», ориентирующихся на моду, вошли потребители, которые демонстрируют твердо сформулированный спрос. Они покупают только модные вещи, выбирают то, что соответствует их внешности и антропологическим данным. Другие потребители, «устойчивые», почти не поддаются влиянию моды, и, найдя свой стиль, силуэт одежды, полюбив определенные цветовые сочетания (примерно до 25— 30 лет), далее останавливают свой выбор только на них, ничего не меняя. Третьи, «колеблющиеся», предъявляют альтернативный спрос. Чаще они покупают изделия, предложенные в магазинах, независимо от их модности, и предпочитают носить то, что носит большинство. Четвертые меняют свое отношение к моде в соответствии со своими возрастными и социально-демографическими изменениями, с возрастом теряя к ней интерес. Они получили название «вынужденных». Рассмотрение этой классификации в разрезе поколений (поколения, рожденные в 1930 — 40-е, 1950-е, 1960-е, 1970-е, 1980-е) позволило установить, что частота встречаемости выделенных типов в каждом поколении своя. Исследователи объясняют это особенностями сложного механизма общественной психологии, изменение которой происходит чаще всего не постепенно, а скачками от поколения к поколению.
Модная инновация может быть осуществлена различными способами: посредством традиции, когда модный образец заимствуется из прошлой моды. «Возвратиться» в моду прежний модный стандарт или образец может только тогда, когда произошло его массовое «забывание». Как правило, «забывание» в моде связано со сменой поколений, активно участвующих в моде. Именно благодаря инновации посредством традиции появляются многочисленные «ретро-моды»; путем заимствования из других культур или других областей культуры. В одежде новые модные идеи, стили и элементы появлялись из области изобразительного искусства (например, сюрреализм в моде 1930-х гг.), из культур «экзотических» регионов (этнический стиль в моде), из молодежных субкультур (например, стиль «гранж» в начале 1990-х гг.) и т.д.; путем изобретения (инновация в собственном смысле) — редкое явление в истории моды, когда появляются подлинно новые элементы или новое комбинирование старых элементов. Чаще всего основой изобретения в моде становятся новые материалы и технологии. Примерами подобных «изобретений» можно считать одежду из пленки, предложенную в 1930-х гг. Э. Скьяпарелли и В.Стибелем, одежду из пластика и металла, созданную П. Рабанном в 1960-х гг., мини-моду, новые конструкции одежды, разработанные японскими дизайнерами одежды, и т.п. Модная инновация является результатом противоречия между модными ценностями и средствами их обозначения в конкретных модных образцах, когда модные стандарты и объекты в результате их массового распространения и многократного воздействия перестают обозначать первичные и вторичные модные ценности. Возникает потребность в замене старых образцов новыми, которые могли бы обозначать модные ценности. Для нормального функционирования моды необходимо избыточное «модное предложение» — множество разнообразных стандартов и образцов, из которых делается выбор, и в результате возникает новая массовая мода. Цикл моды описывает процесс функционирования, развития и смены отдельных «мод». В основе любых циклов лежат основные стадии существования системы: формирование — установившееся состояние — кризис. Исследователи моды выявили следующие стадии цикла моды: возникновение новой моды (отличительная стадия, этап яркой индивидуальности). Эта стадия включает в себя три этапа: 1) открытие новой моды ее создателями или потенциальными сторонниками; 2) присвоение названия новой моде; 3) появление лидеров новой моды; распространение (подражательная стадия, «пик», адаптация). На этой стадии у новой моды появляется все больше последователей. Эта стадия состоит их двух этапов: Г) «пик», или адаптация, когда к новой моде присоединяются неофициальные лидеры моды, ранние последователи, затем присоединяется «раннее большинство»; 2) потеря исключительности (или экономическое подражание), когда массовое производство тиражирует модные объекты в тысячах и миллионах экземпляров. К этой моде присоединяется «запоздалое большинство», а лидеры моды уже ищут и находят новую моду; спад (стадия отмирания, исчезновение вследствие замены). На этой стадии уже для большинства участников модного поведения прежние образцы перестают обозначать модные ценности, и их принимают консерваторы («отстающие»). На стадиях экономического подражания и спада цикла моды, когда на первый план выходит нивелирующая функция моды, с экономической точки зрения целесообразно продлить цикл моды путем дифференциации и специализации модных стандартов и образцов. На определенном отрезке времени мода приобретает некоторую устойчивость, что связано с необходимостью массовой адаптации. Одни исследователи моды отрицали существование четких ритмов в развитии моды, другие предпринимали попытки точно определить скорость смены и период возвращения модных стандартов и объектов в моду, особенно связанные с модой в костюме. Например, американские ученые Дж. Ричардсон и А. Кребер исследовали развитие женской одежды за последние 300 лет и установили продолжительность циклов колебаний моды 111 и 115 лет. Французский историк и теоретик моды Ж. Вильхельм предложил следующую продолжительность циклов моды: в средние века — 10 лет, в XVIII в. — 5 лет, в 70-х гг. XX в. — 1 год. Американская исследовательница моды А.Янг на основе изучения изменений женского костюма с 1760 по 1937 г. предложила продолжительность полного цикла 100 лет, в течение которого последовательно сменяют друг друга три типа юбки: «с задней полнотой», «трубчатый тип» и в форме «колокола», каждый из которых господствует примерно треть века. Циклические изменения модной формы костюма изучали в Московском текстильном институте (ныне МГТУ им. А.Н.Косыгина) и выявили циклы продолжительностью 100, 72, 48, 36, 24 года. К категории модных изменений отнесли циклы продолжительностью 12, 6 и 3 года. Особая роль моды в рыночной экономике, формирующей и регулирующей запросы массового потребителя, способствовала искусственному ускорению циклов потребления в индустриальном обществе. Сознательно ускоряя смену имиджей вещей, закладывая уже при проектировании быстрое эстетическое, а часто и физическое устаревание продуктов дизайна, производитель тем самым заставляет потребителя сокращать срок пользования вещами и тратить деньги на приобретение новых, более модных (концепция планируемого устаревания в коммерческом дизайне).
Прогнозирование моды. Цикличность моды дает возможность прогнозировать моду. Прогнозированием называют специальное научное исследование перспектив развития явления. Прогноз — научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем или об альтернативных путях развития и сроках их осуществления. Виды прогнозов различаются по времени: оперативные — до 1 месяца, краткосрочные — от 1 месяца до 1 года, среднесрочные — от 1 года до 5 лет, долгосрочные — на 5 —15 лет, дальнесрочные — более чем на 15 лет. Очевидно, что актуальность прогнозирования моды вызвана потребностями массового производства: необходимостью планировать объемы производства, учитывать возможность появления новых модных образцов и осваивать новые технологии, разрабатывать новые конструкции и т. п. Для моделирования одежды прогнозирование моды также имеет важное значение. Новые коллекции модной одежды демонстрируются примерно за полгода, а проектируются за год —полтора и более до наступления сезона, что диктует необходимость прогнозирования модных тенденций на год и более. Чаще всего речь идет о краткосрочных и среднесрочных прогнозах моды (2 — 5 лет). В дизайне существует понятие проектный прогноз (дизайн-прогноз), когда прогноз принимает форму проекта. Проектирование новых изделий изначально включает в себя момент прогноза. Объектом проектного прогнозирования является вещь. Поэтому прогнозирование будущих модных тенденций в одежде можно отнести к разряду проектных прогнозов. В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника информации о будущем: 1) оценка перспектив развития прогнозируемого явления с помощью установления аналогии с хорошо известными процессами и явлениями, поэтому при прогнозировании моды в костюме плодотворным может быть проведение аналогии с новыми тенденциями в различных видах искусства: изучение формально-эстетического языка в архитектуре, скульптуре, живописи, компьютерной графике и т.п.; 2) условное продолжение в будущее (экстраполяция) тенденций, закономерности развития которых в прошлом и настоящем хорошо известны. Цикличность моды как раз дает основания для подобных прогнозов; 3) создание модели явления, разработанной в соответствии с ожидаемыми или желательными условиями, перспективы развития которых известны. В дизайне такую модель называют футуропроектом. К футуропроектам можно отнести коллекции авангардных дизайнеров одежды. Существует множество точек зрения на возможность прогнозирования моды и выбор определенных методов прогнозирования. Одни отрицают наличие четких ритмов в смене моды, как в природных циклах, и возможность точного количественного измерения модных параметров. Другие признают наличие строгой закономерности развития моды и необходимость точного прогнозирования моды, в том числе с помощью методов математического моделирования. Можно выделить два принципиально различных подхода к прогнозированию моды. Первый подход (российский теоретик моды А. Гофман назвал его «фаталистским», когда модные циклы уподобляют природным циклам, в связи с чем смена «мод» происходит с такой же неизбежностью, как смена времен года) связан с прогнозированием отдельных модных объектов. В дизайне одежды это прогнозирование формы костюма, его структурных элементов. Такой подход можно назвать «формальным», так как исследуется именно форма костюма. В этом случае метод прогнозирования моды основан на изучении закономерностей изменения структуры формы костюма во времени как наиболее устойчивого признака моды в отличие от мобильных элементов костюма (цвет, орнамент, отделка). Для выявления этих закономерностей проводится анализ развития форм костюма на протяжении определенного отрезка времени (как правило, исследуется костюм XIX—XX вв. по журналам мод). Для того чтобы результаты этого анализа можно было обработать с помощью компьютера, предлагается «упрощение» информации о форме костюма. Например, в виде одной их трех фигур — трапеции, прямоугольника, овала — представляются основные элементы костюма (юбка, лиф, рукава), при этом учитываются длина и ширина этих элементов. На основании этих данных строятся графики изменения длины изделия, площади проекций формы и расположения линии талии, выявляется взаимосвязь между ними. Затем строится сводная теоретическая или формализованная «модель моды» — модель ритмического движения модных форм в костюме (математическая модель) — и определяются циклы моды. Выявленные тенденции развития формы костюма экстраполируются (условно продолжаются) в будущее, и прогнозируется структура формы костюма в нужный отрезок времени, т.е. определяется, в какой момент повторятся те или иные силуэты и формы. По подобной схеме пытаются прогнозировать и цвет в костюме, увязывая изменения цветовых предпочтений с изменением структуры формы костюма. Однако подобный подход к прогнозированию обладает и существенными недостатками: его критикуют за то, что принимается во внимание только один из нескольких способов осуществления модной инновации (на основе традиций), только один источник информации о будущем, а также за субъективное упрощение информации о моде прошлого. Но самый главный недостаток такого подхода заключается в том, что форма одежды не дает информации о модных ценностях, т.е. исследуется только один компонент структуры моды — модный объект, другие компоненты (модные стандарты, модные значения) остаются вне сферы исследований. Кроме того, по мнению А. Гофмана, фата-листское истолкование этих циклов чревато не только ошибками в прогнозах, оно может оказывать отрицательное воздействие на деятельность «творцов» моды — дизайнеров, которым вместо того чтобы делать моду, остается лишь узнавать, когда, в какой именно момент, какой именно стандарт им необходимо извлечь из прошлого, лишь несколько «осовременив» его. Более плодотворным (и распространенным на Западе) является второй подход к прогнозированию моды, ориентированный на все структурные компоненты моды в целом, когда прогнозируются различные аспекты образа жизни людей и их потребности. В этом случае прогнозируют развитие общества, а не отдельные «моды» (формы костюма). Новая вещь начинается именно с требований потребителей, создателем новой вещи (и новой моды) является потребитель, поэтому прогнозирование моды тесно связано с прогнозированием социальных потребностей. Потребность в вещи на различных стадиях своего развития может выступать в трех аспектах: 1) потребность-состояние, когда объект неизвестен субъекту потребления или существует только как возможность для проектирования; 2) потребность-стремление, когда потребитель знаком с объектом, но при этом сам объект недоступен для потребителя (по финансовым соображениям или отсутствует в продаже); 3) потребность-ориентация, когда потребитель осуществляет момент выбора. Опережающее проектирование в дизайне ориентируется именно на потребности-состоянии. Например, французская писательница М.Дюрас так написала о французском кутюрье И. Сен-Лоране: «Он из года в год предлагает женщинам не просто то, чего они ожидают, а то, чего они ожидают, не осознавая этого». Кроме того, один из путей прогнозирования моды — образное мышление и принятие рискованных решений с учетом новых тенденций в развитии формально-эстетического языка в искусстве. Прогноз моды основывается на социологических прогнозах — прогнозе социальных потребностей, прогнозе образа жизни, демографическом прогнозе, прогнозе занятости и уровня образования и т.п. Социологические прогнозы делаются на основе методов опроса населения и экспертов (которые позволяют определить перспективы развития потребностей общества, мотивы поведения и т.п.), изучения структуры и характера деятельности человека или социальной группы, предметной среды обитания человека, условий его жизни. Именно подобная информация дает возможность прогнозировать будущую моду. В западных фирмах, занимающихся прогнозированием, есть специалисты, называемые «тренд-скауты», которые изучают стихийную моду улицы, посещают все модные места (ночные клубы, дискотеки), премьеры, места скопления большого количества людей (рок-концерты, стадионы, торговые центры и т. п.), выявляя новейшие тенденции, например нетрадиционные способы ношения одежды, сочетания элементов, предпочтения определенных стилей. Кроме того, «предсказать» будущие модные тенденции можно, внимательно проанализировав последние коллекции тех дизайнеров одежды, которых считают «авангардистами в моде». В крупных компаниях обязательно есть свои отделы, занимающиеся прогнозированием новых направлений моды, в том числе и на основе исследований спроса покупателей. Именно по подобной методике занимаются прогнозированием цвета — на основе систематических исследований динамики цветовых предпочтений потребителей. Колористический облик промышленной продукции зависит от изменений общественного вкуса в области цвета. Международная ассоциация по цвету как раз занимается изучением проблемы индивидуальных и общественных цветовых предпочтений. Впервые такие исследования стали проводить в Японии. Японский институт исследований цвета занимается изучением восприятия цвета разными возрастными группами, проводя тестирование на определение остроты восприятия цвета, ассоциативное восприятие цвета. Сопоставление индивидуальных предпочтений цвета с общей тенденцией вкусов, характерных для конкретного времени, выяснение особенностей индивидуального восприятия использования цветов в формировании образных характеристик дают основу для определения общей тенденции цветовых предпочтений и прогнозирования изменений в области цвета. Подобные исследования позволяют определить тенденции развития цвета, которые затем воплощаются в модные тенденции, представленные на международных салонах и ярмарках тканей. Ориентация на моду в целом позволяет не просто учитывать моду, но воздействовать на нее, управлять ею, опираясь на реально существующие циклические механизмы изменений моды. Для эффективного управления модой необходима не только определенная избыточность новых идей в дизайне, но и понимание социальных причин ее возникновения и изменения, знание характерных особенностей модного поведения.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 9771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |