КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вв. н.эСредневековая философия Основные черты: 1) Теоцентризм (theos) – картина мира, в центре которой находится Бог. Здесь формируется целое направление теология – сборник, призванный обосновать эту картину миру. 2) Креационизм – такое понимание мира, в соответствии с которой Бог – творец, создатель неживой и живой материи. 3) Провиденциализм – это такая черта, которая объясняет, что всеми процессами в природе, в человеческом обществе и в личной жизни каждого человека управляет Бог. 4) Философия – «служанка богословия» только при помощи философии можно было обосновать новую картину мира, опершись на объективный идеализм. Первый период в философии средних веков – патристика (падре – отец, священнослужитель). Тертуллиан говорит: «Верую, потому что абсурдно». Филон Александрийский высказал и обосновал необходимость выработки метода аллегорического толкования, так как духовный смысл Писания следует понимать иносказательно. Скрытый смысл библейских сказаний открывается только избранным. Аврелий Августин. В 34 года принял христианство. Он говорил: «Верую, чтобы понимать». Его работа «О граде божьем» обосновывает разделение мира на земной град и град божий. Первый мир – это мир, в котором живет человек, воспринимает его своими чувствами. Этот мир несет много информации, но и заблуждений. В этом мире властвует сатана. Он все время нашептывает стремление к желаниям, удовольствию, что является причиной совершения грехов. Град божий – мир потусторонний. В этом мире управляет всем Бог. Любовь – главная категория, средство, при помощи которого Бог творит этот мир. Человек также через любовь обращается к Богу, другому человеку. Знания человеку даются не в опыте, а через откровение. Второй период философствования – схоластика (школьная дисциплина). Это тип философствования, который преподавался в университетах Европы несколько столетий. Схоластика – это не творческая наука, а застывшая школьно – университетская дисциплина, цель которой философски обосновать религиозные догматы. Библия воспринималась как жесткий нормативный текст, как абсолютная истина. Схоласты вели длительные споры не об идеях библии, а о четкости понятий и формулировок. Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.)– систематизатор средневековой схоластики. Его философия легла в основу католицизма. Томизм – понятие, также связанное с его именем. Выдвигает доказательства бытия Бога. Выдвигает 5 доказательств его существования: 1) Движение – все что движется, движимо чем-то другим. Есть перводвигатель – Бог. 2) Причина – все, что существует имеет свою причину. Первопричина – это Бог. 3) Случайность и необходимость – случайное зависит от необходимого. Первоначальная необходимость – это Бог. 4) Степени качеств – мир демонстрирует разные качества. Высшее совершенство – это Бог. 5) Цель – Бог придает смысл всему и направляет все к цели.
В 1878 году учение Фомы Аквинского решением папы Римского объявлено официальной идеологией католицизма. Неотомизм – современное философское религиозное учение, основанное на работах Фомы Аквинского. «Удовлетворение плоти не превращай в похоти». Человек должен удовлетворять свои желания разумно.
Философия эпохи возрождения. - формирование простого товарно-денежного хозяйства. - рост городов. - Д. Аличьери, Ф. Петрарка, Л. Валла, Н. Кузанский, П. дела Миранда, Д. Бруно, Г. Галилео. Основные черты мировоззрения эпохи возрождения: 1. Меняется сам характер размышления. Философия носит антисхоластический характер. Философия начинает противостоять религии. Возникает светская культура. Философия начинает тесно переплетаться с искусством и гуманитарными науками. 2. Антропоцентризм – такое миропонимание, в центре которого находится человек как цель мироздания. 3. Гуманизм – образованность, человечность. Человек становится центральной проблемой и центральным субъектом преобразования общества. Гуманизм развивается как социальная практика. 4. Пантеизм – растворение Бога в природе. Секуляризация – борьба с привилегиями церкви. К религии отношение было положительным. Борьба шла со священнослужителями. Н. Кузанский – наиболее яркий представитель этой эпохи. Он говорил: человек – это малый мир, универсум (окружающий мир) – это большой мир, божественный абсолют – это максимальный мир. Малый мир подобен большому, а том в свою очередь подобен максимальному. Вывод - человек подобен Богу. Человек подобен Богу в своем творчестве. Творчество выделяется как главная особенность представителя мироздания. Представляет природу человека как многоугольник, вписанный в круг. 5. Природу человека можно безгранично совершенствовать. Заложенное Богом творческое начало нужно развивать, смысл существования человека в его творческой деятельности. Природа человека возделывается усилиями самого человека. Бог наделяет человека свободой. Человек находится во власти собственных решений, он делает свободный выбор. Казанский говорит: «Человек может как вознестись до ангела, так и опуститься до скотского состояния». Оборотной стороной свободы является ответственность, самоконтроль. Меняются идеалы человека. Идеалом становится Мастер, человек, полностью поглощенный творчеством. В прошлом периоде это был монах. Творчество направлено на создание своего внешнего мира, предметно-вещественной материальной культуры, создание современных условий своего бытия. Человек направляет свое творчество и на самого себя. 6. Гуманисты говорят, что человек самостоятелен и независим от творца, опирается на собственные силы, его успехи определяются не знатным происхождением, а его умом, знаниями, предприимчивостью. Т.о. идеал человека – человек, творящий свою судьбу сам. Интерес человека обращен к земной жизни. На первый план выходит требование совершенствовать земную жизнь, появляется стремление к земной славе. На первый план выходит неповторимая индивидуальность человека. Л. Валла утверждал, что смысл жизни человека – получение наслаждения. А высшей формой наслаждения является творческий труд. Реабилитируется телесность человека. Тело – хранитель души. Эразм Роттердамский («Похвала глупости»). Глупость, лесть, самолюбие – база, на которой строится все происходящее. Пантеизм – философское учение, растворяющее Бога в природе. Основные черты (натурфилософская теория мира): - определяет Бога как имманентный (внутренне - присущий) природе. Мир понимается как одухотворенная природа. - гилозоизм. - утверждает, что мир – это целостность, совмещающая противоположности. - человек – часть природы, их свойства совпадают. Кузанский создает мистический пантеизм. Суть: переход от Бога к миру осуществляется при помощи «развертывания». Бог как абсолютное начало содержит в себе все в потенциальном свернутом виде. Поэтому создание мира не единовременный акт, а вечный процесс саморазвёртывания божественной сущности. Бог – это свернутый мир, мир – это развернутый Бог.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |