КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия Нового Времени
Ренессанс (Возрождение). Возвращение к представлениям античности. Человек ставится во главу угла. Основные черты. Эмпиризм. Индуктивный метод. Рационализм. Дедуктивный метод.
Семинар от 6.10.2012 Эмпиризм. Родоначальник – Ф. Бэкон. Посмотреть его учение о заблуждениях, метод познания. Посмотреть других представителей эмпиризма: Локк, Декарт. Лекция от 12.10.12 Немецкая классическая идеалистическая философия. Родоначальник – Кант (1724 - 1804). Ф. Шеллинг (1775 - 1854). И. Фихте (1762 - 1814). Г. Гегель (1770 - 1832). Л. Фейербах. К. Маркс. Кант Творчество Канта делится на 2 периода: докритический и критический. 1770 год является границей. В первом периоде Кант занимается естествознанием. Он пишет в 1775 году «Всеобщая естественная история и теория неба». Выдвигает гипотезу о естественном происхождении солнечной системы из первоначальной туманности. Рассеянные материальные частицы в результате тяготения образовывали огромное облако, внутри которого притяжение и отталкивание образовывали вихри, шарообразные сгустки, нагревающиеся от трения. Это и были будущие солнце и планеты. Идея множественности миров – одновременно существует множество миров. Существует непрерывный процесс их возникновения и исчезновения. Была сформирована Канта-Лапласовская теория о происхождении вселенной и существовании множества миров. Во втором периоде Кант написал три критические работы: 1) Критика чистого разума. 2) Критика практического разума. 3) Критика способностей суждения. Вопросы, которыми задавался Кант: 1) Что я могу знать? Это вопрос знания. 2) Что я должен делать? Это вопрос нравственности. 3) На что я могу надеяться? Это вопрос веры.
Процесс познания включает три этапа: 1) Чувственное познание 2) Рассудочное познание 3) Разумное познание. Чувствами предметы нам даются, рассудком они мыслятся. Разум не связан с опытом, направлен на рассудок, занимает особое место в познавательном процессе. Все знания человек берет из опыта и опыт никогда не заканчивается. Кант вводит в оборот такое понятие, как «Вещь в себе». К вещам он относит объективно – существующие объекты окружающего мира, которые воздействуют на наши чувства. Вещами в себе он называет весь окружающий мир. Кант выделяет два вида знаний: 1) Апостериорное – знание, полученное опытным путем. Это знание предположительное, недостоверное, его каждое положение нужно проверять на опыте. Оно отличается субъективностью. 2) Априорное – доопытное знание. Это знание существует в разуме изначально, не требует доказательства на опыте, достоверное и всеобщее. К априорным принципам мышления Кант относит такие принципы, как необходимость, причинность, единство, множество, принадлежность, возможность. Кант называет 12 таких признаков. Представления о пространстве и времени – главные формы суждения по Канту. Трансцендентные знания. 3) Вещь в себе. Это понятие означает невозможность познать мир в его сути, внутренних закономерностях. Человек имеет лишь поверхностные представления об окружающем мире. Кант сталкивается с противоречиями практического разума – с тем, что разум объяснить не может. Утверждает, что человек как природное существо подчинен законам природы. Он как нравственное существо свободен. Человек подчиняется только нравственному закону. Нравственный закон – это категорический императив. Императив образован от слова повелевать. Императив – форма повеления, форма заповеди для всех. Она не связана ни с пользой, ни с выгодой, ни со стремлением человека быть успешным. Нравственный закон (категорический императив) – поступай так, чтобы правило твоего поведения стало правилом поведения для всех. В основе нравственности лежит добрая воля, а не страх, желание выглядеть лучше в глазах других.
Практический императив гласит: поступай так, чтобы человечество в твоем лице, также как и в лице другого употреблялось как цель и никогда как средство. Человек не может быть ни чьим рабом и этим устраняется призрение к самому себе как к человеку вообще. Нравственные обязанности: 1) Забота человека о сохранении жизни и здоровье. Пороки – самоубийство, обжорство, пьянство. 2) Добродетели – честность, искренность, собственное достоинство, добросовестность. Пороки – ложь, злословие, раболепие, высокомерие. 3) Совесть – нравственное судилище. 4) Любовь – это удовольствие от счастья других.
Лекция от 19.10.2012 Философская система Гегеля – объективный идеализм. Абсолютный дух – первооснова мира. Он существует до природы и человека как чистая мысль. Абсолютный дух - это саморазвивающаяся динамичная субстанция, благодаря чему и мир находится в непрерывном изменении и развитии. Развитие Гегель понимает не как простой количественный рост, а как сложный противоречивый процесс. Гегель разрабатывает диалектику как теорию развития, как метод познания, сформулировав его основные категории и законы. «все вещи противоречивы в самих себе, противоречие есть корень всякого движения и жизнедеятельности». В ходе саморазвития абсолютный дух на определенном этапе отчуждает от себя природу. Природа – отчужденная форма абсолютного духа. Природа также является саморазвивающейся системой и на каком-то этапе ее развития появляется человек. Человек – отчужденная высшая форма саморазвития природы. Системоорганизующим признаком у Гегеля является принцип триады. В каждом развивающемся объекте или явлении выделяют три стадии: 1) Тезис – начало всякого движения. Исходный момент развития 2) Антитезис – отрицание тезиса, переход в противоположность. 3) Синтез – объединение первых двух этапов в новом качестве, возврат якобы к старому. В саморазвитии абсолютной идеи Гегель выделяет три этапа и пишет три части своего учения: 1) Логика. Абсолютная идея существует в форме чистых логических сущностей (тезис).
2) Философия природы. Природа как отчужденная форма абсолютного духа. 3) Философия духа. Идея возвращается к себе в сознании человека, в обществе, существует в разных формах духовности и познает самого себя (синтез). Историю Гегель представляет как процесс восхождения духа по ступеням свободы. Свободу Гегель понимает как свободу интеллектуальную, свободу духа. Рассматривает историю мира в 3 стадиях: 1. Восточный мир. Для него характерна деспотия, свободен в этом обществе один, а остальные несвободны. 2. Античный мир – Греция и Рим. В этой стадии свободны уже некоторые. 3. Германский мир – христианский мир. Для этого этапа характерна истинная монархия, в которой все свободны, так как осознают свою духовную сущность, свою интеллектуальную свободу. В трех высших формах самосознания абсолютного духа завершается всемирная история. Осознание осуществляется в следующих формах: 1) Искусство – дух созерцает себя в чувственных формах 2) Религия – дух проявляется во внутренних переживаниях человека, в его внутренних переживаниях. 3) Философия – дух мыслит себя в научных понятиях. Бытие не вечно, оно должно из чего-то возникнуть. Оно возникает из небытия, из «ни что». Бытие из небытия возникает в процессе становления. Становление – диалектический процесс возникновения какой-либо вещи из предпосылок. Становление – это переломное состояние, когда вещи еще нет, но нельзя сказать, что ее вообще нет. Становление – это устойчивое беспокойство, которое оседает в некоторый устойчивый результат. Процесс уничтожения, исчезновения Гегель рассматривает при помощи категории снятие и отрицание. Новое отрицает старое, но не уничтожает его окончательно, а сохраняет все его ценные элементы для созидания нового. Отрицание – это всегда длительный процесс, включающий три элемента: тезис, антитезис, синтез. Речь идет о диалектическом отрицании как механизме развития на основе преемственности. Противоречие между системой и методом: 1) Система – это избранный философом порядок изложения материала, общее построение теории. 2) Метод - это «движение самой сути дела». Диалектический метод Гегеля противоречит его консервативной системе.
Домашнее задание на 27.10.2012
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |