Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административные системы Северной Европы

К данной административной модели относятся Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Исландия.

К её отличительным чертам относится: государственный корпоративизм, акцент на высоком уровне социальной обеспеченности всего общества, парламентаризм.

Во всех этих странах верховная власть принадлежит парламенту, только в Норвегии она не закреплена конституционно, а держится в виде конституционно-правового обычая. В Швеции это происходит особенно явно – председатель парламента напрямую консультируется с лидерами фракций риксдага о кандидатуре премьер-министра, а предложенный последним состав правительства утверждается риксдагом. В других скандинавских странах – в ведении короля, но фактически – парламента. Парламент же отправляет правительство в отставку, а также объявить импичмент отдельным членами правительства. Текущая деятельность правительства также находится под постоянным контролем. В Норвегии специальный контрольно-конституционный комитет Стортинга регулярно знакомится с протоколами Государственного совета (правительства), специальные ревизоры стортинга проверяют финансовую деятельность правительства, а также ревизоры Государственного ревизионного ведомства, заявлениями частных лиц. И вообще, в Скандинавских странах правительстве не может принимать никаких ответственных решений без консультаций и согласия парламента ни в области внешней политики, ни в области обороны, ни в области государственной собственности, ни в расходовании бюджетных средств, ни в займах, ни в получении налогов и сборов.

Другой особенностью государственного управления Скандинавии является корпоративизм – слияние с государственными органами корпораций. К ним относятся профсоюзы, союзы предпринимателей, ассоциации творческих и интеллектуальных профессий (юристов, экономистов, журналистов, врачей), кооперативы, фермерские организации, спортивные клубы, экологические и женские организации, жилищно-строительные кооперативы. Так, например, законы Норвегии формализуют то, что в других скандинавских странах осуществляется неформально – устанавливает необходимость подготовки государственного решения консультативным путем с привлечением заинтересованных организаций – чтобы прояснить вопрос до того, как будет принято решение. Организациям, которых должно коснуться постановление, должно быть предоставлено право высказаться. Распространена практика проведения исследований, слушаний, совещаний представителей корпораций и государственных чиновников в специально созданных государственных органах (комитетах, советах, комиссиях). Доклады готовятся экспертами на основе проведенных корпорациями исследований, результаты которых предварительно публикуются в СМИ для информирования населения и правительства. Это связано с особенностями политической культуры Скандинавии – монолитность этнического состава населения при монолитности религиозного фундамента порождает склонность к политическому и социальному единству.

Формально главой государства в Скандинавии является монарх, государственной власти – в Норвегии и Дании. Но фактически он делегирует свою власть правительству. Правительство осуществляет свою власть в полном объеме только в качестве заседаний Государственного совета при присутствии короля. Этот орган является особым источником права, решения которого имеют действенную силу. Этой силы правительство не имеет, когда собирается просто под руководством премьер-министра. На заседания Государственного совета происходит формальное официальное оформление принятых ранее решений, в ходе консультации с заинтересованными сторонами и структурными подразделениями на неформальных заседаниях в неформальной обстановке.

В Финляндии и Исландии президент является действительной главой ИВ и вместе с министрами несет ответственность за решения правительства перед парламентом.

При формировании правительства из состава парламента в Швеции и Норвегии выбранные депутаты обязаны сдать свои кресла заместителям, а в Дании и Исландии могут совмещать свое депутатство с министерством.

Министерства и ведомства имеют двухуровневую структуру – центральную и региональную. Внутри министерству действуют специализированные комитеты, а также специальные комитеты экспертов (Норвегия), аналитические комитеты (Швеция, Дания).

Министерства возглавляют министры. Министр (государственный советник) и его заместители (государственный секретарь) образует политический состав руководства министерством, который уходит в отставку вместе с правительством. Административный состав министерства – советник министра, начальники отделов и экспедиций, бюро – не зависят от смены правительства. Министерства в основном, занимаются планированием и бюджетом.

Второй уровень управления составляют директораты (это второй уровень центральных органов), которые в Норвегии и Дании жестко подчинены министерствам, а в других странах имеют автономию. Они выполняют правительственные решения. Во главе каждого такого управления стоит генеральный директор, назначаемый правительством, как правило, на шестилетний срок. Иногда генеральный директор назначается из числа политических деятелей. Коллегия административного органа состоит из генерального директора, являющегося председателем, ряда старших чиновников, находящихся у него в подчинении, и нескольких представителей общественности, представляющих организации или части населения, заинтересованные в деятельности этого административного органа. К ним в какой-то степени можно отнести и политиков. Министры или министерские структуры не могут вмешиваться в деятельность центральных управлений по отдельным конкретным административным делам. Все члены коллегии, как и высшие должностные лица управлений, назначаются правительством. Остальные служащие управления назначаются самой коллегией.

Между государственным и муниципальным уровнями существует региональный уровень управления. На этом уровне страна поделена на 23 лена
(1ап).
Государственную власть представляет в каждом лене губернатор
(landshovding)
и правление лена
(lansstyrelese).
Губернаторы ленов назначаются правительством на шестилетний срок; они часто избираются из числа политических деятелей, но обычно оставляют политическую карьеру, получая пост губернатора. Члены правления лена назначаются ландстингом.
Для выполнения определенных задач в рамках лена избирается ландстинг
(landsting).
Ландстинги отвечают прежде всего за здравоохранение и больничное обслуживание и некоторые виды образования и профессионального обучения. Ландстинги взимают подоходный налог для покрытия своих расходов.

Чиновники лишены в 1985 году Норвегии права выдвигать свои кандидатуры в выборные органы, но в Дании и Швеции они могут это делать, а смена правительства не влечет к смене чиновников, разделяющих с ними их политические убеждения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Административные системы германских стран | Административные системы Японии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.