Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика волевого действия

Структура волевого акта

Общее понятие о воле

Воля

Переходим к первому вопросу нашего плана. Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная регуляция активности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. Волевые или произвольные действия появляются у человека не сразу. Они развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движения являются рефлекторные, как например, сужение или расширение зрачка, мигание, глотание, чихание. К этому же классу движений относится отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, улыбка. К непроизвольному типу поведения относятся также импульсивные действия, неподчиненные общей цели. Человек внутренне переживает состояние «Я должен», а не «Я хочу». Конечно, бывают случаи совпадения волевого и импульсивного поведения: «Я хочу исполнить свой долг». Образно выражаясь, наша жизнь представляет собой постоянную борьбу волевого и привычного, обыденного поведения.

Некоторые волевые действия носят настолько сложный характер, что могут быть выполнены только в течение длительного времени. Так, альпинисты; решившие покорить горную вершину, начинают свою подготовку задолго до восхождения. Сюда включаются и тренировки, и осмотр амуниции, и выбор маршрута. Еще одним признаком волевого поведения считается то, что оно проявляется при преодолении препятствий, внешних или внутренних.

Внешними препятствиями могут служить различные помехи, расцениваемые как барьеры, стоящие на пути к достижению поставленной цели. Однако не любое действие, направленное на преодоление препятствия называют волевым. Так, подросток, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложный рельеф местности и даже залезть на высокое дерево, нд*никто не назовет его действия волевыми.

Внутренние препятствия обусловлены поведением человека, выполняющего волевые действия, и могут быть вызваны усталостью, желанием развлечься, страхом, стыдом, просто ленью.

Чем более значима цель для человека, тем большее количество препятствий и лишений он готов преодолеть. В некоторых случаях достижение цели оказывается дороже жизни, и тогда волевые действия могут привести даже к смерти человека.

Подтверждением этого положения могут служить примеры гибели солдат на войне во время пыток или смертельные исходы спортивных поединков.

Переходим ко второму вопросу: Структура волевого акта. Волевые действия различаются по своей сложности. В том случае, когда человек ясно видит свою цель, переходит к действиям и ему не надо выходить за пределы сложившейся ситуации, говорят о простом волевом акте. Так, например, когда вы просыпаетесь, то, обычно, сразу встаете с кровати. Даже если вставать очень не хотелось, вам не потребовалось предпринимать слишком много усилий и действий, чтобы достичь цели.

Сложное волевое действие предполагает, что между побуждением и непосредственным действием вклиниваются дополнительные звенья. Получение образования можно считать сложным волевым действием: ведь прежде, чем получить диплом,.нужно в течение пяти-шести лет ежедневно ходить в вуз, готовиться к занятиям, писать рефераты, сдавать экзамены. Основными моментами волевого процесса выступают: возникновение побуждения: моделирование ситуации; борьба мотивов; постановка цели; принятие решения; исполнение.

ü Возникновение побуждение ведет к пониманию человеком того, чего он хочет, к осознанию цели. В зависимости от того, насколько осознана та или иная потребность, причиной побуждения может быть влечение или желание. Влечение обычно смутно, неясно: человек понимает, что ему чего-то не хватает или ему что-то нужно, но что именно, он не знает. Обычно люди переживают влечение как состояние в виде скуки, тоски, неопределенности. Влечение - переходящее явление, и представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращается в конкретное желание, мечту. Однако желать - еще не означает действовать. Желание - это знание того, что побуждает к действию. Прежде чем желание превратится в мотив поведения, а затем и в цель, но оценивается человеком, который взвешивает, сравнивает все условия, помогающие и мешающие ее осуществлению. Сильные желания перерастают в стремления. Стремление проявляется в том, что человек способен преодолеть все трудности, невзгоды на пути к объекту потребности.

Однако далеко не всякие стремления и желания сразу претворяются в жизнь. У человека может возникнуть несколько несогласованных желаний, и он окажется в затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать первым. Так, окончив среднюю школу, юноша может колебаться, в какое высшее учебное заведение ему поступить или куда пойти работать.

ü Борьба мотивов - широкое мысленное обсуждение человеком тех оснований, которые говорят о всех плюсах и минусах действий в том или ином направлении. Человек пытается самому себе объяснить, какое из желаний надо реализовать в первую очередь. Представьте себе ваши два самых любимых желания, которые нельзя осуществить одновременно. Какое из них вы бы хотели получить первым? Задумались? Это и есть борьба мотивов. Можно выделить внутреннюю и внешнюю «борьбу мотивов». Внутренняя борьба мотивов включает обдуманность действий, обсуждение предстоящего поступка. Внешняя борьба мотивов может проявляться в трудовых; научных коллективах, когда сталкиваются различные точки зрения, научные интересы.

 

ü Моделирование ситуации обнаруживает, что желание, может осуществиться лишь за счет другого желания. Более того, иногда само по себе желательное действие может привести к нежелательным последствиям.

ü Принятие решения я вляется заключительным моментом борьбы мотивов: человек решается действовать в определенном направлении; отдавая предпочтение одним целям и мотивам и отвергая другие. Тут нередко мы говорим себе: «Сделаю так; а там будь что будет». Процесс принятия решения достаточно сложен, и внутреннее напряжение, сопровождающее его, может нарастать. В результате человек может целыми днями ходить погруженным в себя, думать о том, как поступить лучше, какой путь избрать.

ü Постановка цели

ü Исполнение волевого действия связано с тем или иным временным отрезком. На этом этапе так же можно выделить этап планирования путей достижения поставленной цели. Спланированное действие не реализуется автоматически: чтобы решение перешло в действие, нужно заставить себя это сделать, т. е. предпринять волевое усилие - форма эмоционального, помогающего человеку преодолеть трудности. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от нежелательных поступков. Интенсивность волевого усилия зависит от следующих факторов:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Индивидуальные особенности памяти | Уровня самоуправления и самоорганизации личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.